дело №
РЕШЕНРР•
«18» июня 2020 года (адрес)
РЎСѓРґСЊСЏ Калининского районного СЃСѓРґР° (адрес) Р¤РРћ5,
РїСЂРё секретаре Р¤РРћ2,
рассмотрев РїРѕ адресу: (адрес), зал 14, РІ судебном заседании жалобу Р¤РРћ1, (дата) РіРѕРґР° рождения, СѓСЂ. (адрес) (адрес), гражданина Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, зарегистрированного РїРѕ адресу: (адрес) – (адрес), трудоустроенного, женатого, СЃРѕ слов имеющего РЅР° иждивении РѕРґРЅРѕРіРѕ несовершеннолетнего ребенка, ранее РЅРµ привлекавшего Рє административной ответственности,
на постановление мирового судьи судебного участка № (адрес) от (дата) по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Постановлением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– (адрес) РѕС‚ (дата) Р¤РРћ1 признан виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного С‡. 1 СЃС‚. 6.9 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Рё ему назначено административное наказание РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере четырех тысяч рублей (Р».Рґ.21-24).
РќРµ согласившись СЃ вышеуказанным постановлением Р¤РРћ1 обратился РІ СЃСѓРґ СЃ жалобой, РІ которой РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить постановление РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё, производство РїРѕ делу прекратить РЅР° основании Рї.1 С‡.1 СЃС‚.24.5 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием события административного правонарушения. Р’ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ жалобы Р¤РРћ1 указывает РЅР° то, что представленные РІ материалы дела доказательства были получены СЃ нарушением требований действующего законодательства (Р».Рґ.26).
Лицо, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, Р¤РРћ1 РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ месте Рё времени судебного заседания извещен надлежащим образом (Р».Рґ.33, 34, 35), сведений РѕР± уважительности причин неявки РЅРµ представил, РѕР± отложении судебного заседания РЅРµ РїСЂРѕСЃРёР».
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, полагаю, что постановление мирового судьи подлежит отмене в виду следующих обстоятельств.
Административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 20.20, ст. 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от (дата) № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ранее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 вышеуказанного Федерального закона, лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, может быть направлено на медицинское освидетельствование.
Право направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим, в частности, для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения в силу п. 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от (дата) № 3-ФЗ «О полиции» предоставлено сотрудникам полиции.
РР· системного толкования указанных выше правовых РЅРѕСЂРј следует, что гражданин, РІ отношении которого имеются достаточные основания полагать, что РѕРЅ потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, обязан РїРѕ требованию сотрудника полиции проходить медицинское освидетельствование РЅР° состояние опьянения.
Невыполнение гражданином законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении такого освидетельствования влечет административную ответственность по ч.1 ст.6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается РёР· материалов дела, основанием для привлечения Р¤РРћ1 Рє административной ответственности, предусмотренной С‡.1 СЃС‚. 6.9 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что РѕРЅ (дата) РІ в„– около (адрес) РїРѕ (адрес) РІ (адрес) РЅРµ выполнил законного требования уполномоченного должностного лица Рѕ прохождении медицинского освидетельствования РЅР° состояние опьянения, РїСЂРё наличии достаточных оснований полагать, что РѕРЅ употреблял наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача.
Сделав вывод Рѕ виновности Р¤РРћ1 РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного С‡. 1 СЃС‚. 6.9 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, РјРёСЂРѕРІРѕР№ СЃСѓРґСЊСЏ сослался РЅР° совокупность собранных РїРѕ делу доказательств, Р° именно: протокол РѕР± административном правонарушении в„– РѕС‚ (дата), содержащий указание Р¤РРћ1 РЅР° согласие СЃ изложенными РІ протоколе обстоятельствами (Р».Рґ.4); письменные объяснения Р¤РРћ1 данные (дата) участковому уполномоченному отдела полиции «Северо-Западный» РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ (адрес) Р¤РРћ3, РІ которых Р¤РРћ1 указал РЅР° причины отказа РѕС‚ прохождения медицинского освидетельствования – употребление несколько недель назад наркотического средства «марихуана» (Р».Рґ.5); рапорт заместителя командира мобильного РІР·РІРѕРґР° 6 роты полка РџРџРЎРџ РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ (адрес) Р¤РРћ4 РѕС‚ (дата) Рѕ выявлении РІ общественном месте РіСЂСѓРїРїС‹ граждан СЃ нарушенной координацией движений (Р».Рґ.6); протокол Рѕ направлении Р¤РРћ1 РЅР° медицинское освидетельствование РЅР° состояние опьянения РѕС‚ (дата), содержащий признаки опьянения расширенные зрачки, повышенная активность, Рё данные РѕР± отказе РѕС‚ прохождения освидетельствования (Р».Рґ.9), Р° также РЅР° признание Р¤РРћ1 РІРёРЅС‹ РІ совершении административного правонарушения РІ С…РѕРґРµ рассмотрения дела.
Между тем мировым судьей при рассмотрении дела не было учтено, что в соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· диспозиции С‡. 1 СЃС‚. 6.9 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, обстоятельства, касающиеся наличия Сѓ сотрудников полиции достаточных оснований полагать, что Р¤РРћ1 потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, подлежали проверке, как относящиеся Рє событию вмененного последнему административного правонарушения Рё имеющие значение для правильного разрешения дела.
При этом порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения гражданина, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, регламентирован положениями ст. 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, совершившие административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В частности п. 6 приложения № к приказу Минздрава России от (дата) №н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» утверждены критерии, при наличии хотя бы одного из которых имеются достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в ч.ч. 1, 1.1 ст.27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, являются: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы и шаткость походки, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица.
Между тем имеющиеся РІ деле доказательства РЅРµ содержат сведений Рѕ выявлении Сѓ Р¤РРћ1 РѕРґРЅРѕРіРѕ или нескольких таких критериев, дававших сотруднику полиции основания полагать, что Р¤РРћ1 находится РІ состоянии опьянения Рё подлежит направлению РЅР° медицинское освидетельствование, что влияет, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, РЅР° установление законности требования сотрудника полиции пройти медицинское освидетельствование РЅР° состояние опьянения.
Так, согласно протоколу РѕР± административном правонарушении Сѓ Р¤РРћ1 были расширены зрачки, глаза округлены, имелась повышенная активность Рё потребность постоянно двигаться (Р».Рґ.4).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· рапорта заместителя командира мобильного РІР·РІРѕРґР° 6 роты полка РџРџРЎРџ РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ (адрес) Р¤РРћ4 РѕС‚ (дата) Рѕ выявлении РІ общественном месте РіСЂСѓРїРїС‹ граждан, данная РіСЂСѓРїРїР° граждан вела себя странно, Р° именно имела нарушенную координацию движения, неопрятный внешний РІРёРґ, землянистый цвет РєРѕР¶Рё, РїСЂРё этом индивидуальный признаки Р¤РРћ1 данный рапорт РЅРµ содержит (Р».Рґ.6-7).
Р’ соответствии СЃ протоколом Рѕ направлении РЅР° медицинское освидетельствование РЅР° состояние опьянения, РїРѕРІРѕРґРѕРј для составления соответствующего протокола послужило то обстоятельство, что Сѓ Р¤РРћ1 расширенные зрачки, повышенная активность (Р».Рґ.9).
Указанные выше признаки не отвечают критериям, установленным п. 6 приложения № к приказу Минздрава России от (дата) №н, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование.
При таких обстоятельствах протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от (дата) нельзя признать допустимым доказательством по делу, поскольку он получен с нарушением требований закона.
В связи с указанными выше обстоятельствами, не подтверждается соблюдение должностным лицом отдела полиции «Северо-Западный» УМВД России по (адрес) установленного законом порядка направления лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В силу положений ч.ч.1,4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
РЎ учетом указанных выше обстоятельств, приведенных выше, постановление РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– (адрес) РѕС‚ (дата), вынесенное РІ отношении Р¤РРћ1 РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡. 1 СЃС‚. 6.9 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, подлежит отмене, производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении подлежит прекращению РЅР° основании Рї.3 С‡. 1 СЃС‚. 30.7, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ недоказанностью обстоятельств, РЅР° основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Постановление РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– (адрес) РѕС‚ (дата) РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении РїРѕ С‡. 1 СЃС‚. 6.9 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ отношении Р¤РРћ1 отменить, производство РїРѕ делу прекратить РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ недоказанностью обстоятельств, РЅР° основании которых РѕРЅРѕ вынесено.
РЎСѓРґСЊСЏ Р¤РРћ5