Гражданское дело № 2-282/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2015 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Яковенко О.В.,
при секретаре Зозуляк П.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, также в интересах ФИО5, ФИО5 к филиалу Федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> об исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> предъявил иск (уточненный в ходе судебного разбирательства) к филиалу Федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее Кадастровая палата, ответчик) об исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ и характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300142:71, расположенного по адресу <адрес>.
Свои требования истец мотивировал тем, что ФИО5 и ФИО5 приобрели в 2013 г. в общую долевую собственность жилой дом по адресу <адрес>. Право собственности на земельный участок было оформлено ранее в упрощенном порядке. При проведении кадастровых работ было выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300142:55 и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300142:71.
Департамент обратился к ответчику для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300142:71.
Ответчиком отказано в снятии земельного участка с учета с указанием на отсутствие правовых оснований для этого.
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований, предъявленных в интересах ФИО5 и ФИО5 прекращено.
Представитель истца ФИО5 (доверенность от 12.01.2015) уточненные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО5 (доверенность от 21.01.2015) исковые требования не признал, суду представил отызв на иск. В отзыве ответчик указывает, что обязанность об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке отсутствует. Земельный участок не имеет статуса временного, а имеет статус учтенного, поэтому оснований для исключения сведений не имеется. Истец об исправлении кадастровой ошибке не заявлял в установленном порядке. Имеется спор о границах земельного участка.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Истец обосновывает свои требования тем, что ФИО5 и ФИО5 приобрели в 2013 г. в общую долевую собственность жилой дом по адресу <адрес>. Право собственности на земельный участок было оформлено ранее в упрощенном порядке. При проведении кадастровых работ было выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300142:55 и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300142:71.
Департамент обратился к ответчику для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300142:71.
Кадастровая палата в решении от ДД.ММ.ГГГГ № № отказала в снятии земельного участка с кадастрового учета.
Истец в порядке главы 25 ГПК РФ данное решение не оспаривал.
Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Следовательно, заявитель, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права. В свою очередь, способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ установлено, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
При этом согласно части 4 той же статьи истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
- техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
- воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня исправления технической ошибки в сведениях или кадастровой ошибки в сведениях представляет документы о таком исправлении в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Форма таких документов и состав сведений, содержащихся в них, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В настоящем случае ситуация наложения границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300142:55 и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300142:71 имеет признаки кадастровой ошибки. Однако истец к ответчику с заявлением об исправлении кадастровой ошибки не обращался.
Соответствующее требование в уточненном исковом заявлении также не предъявлялось.
Исключение из государственного кадастра недвижимости описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300142:71 приведет к исключению обо всех границах земельного участка, что может затронуть, том числе и смежные земельные участки.
Статья 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (части 1 - 3) устанавливает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Часть 6 статьи 27 приведенного закона закрепляет, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
К искам о правах на недвижимое имущество согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» относятся иски об установлении границ земельного участка.
Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Смежный землепользователь по таким искам является ответчиком.
В настоящем случае суд не усматривает, в чем заключается нарушение прав истца, истцом выбран способ защиты, который не ведет к восстановлению его прав.
Истец обращался к ответчику с требованием об исключении из кадастра недвижимости земельного участка в целом. Однако решение ответчика им не оспаривалось, также решение ответчика не находится в прямой связи с предметом требований.
Исключение из государственного кадастра недвижимости описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300142:71 влияет на права собственников смежных земельных участков, в том числе на права собственников земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300142:55. В этом случае Кадастровая палат не может выступать ответчиком, так как спор касается определения границ земельных участков.
Если же истец полагает, что сведения государственного кадастра недвижимости имеют неточность, то при наличии кадастровой ошибки земельное законодательство предусматривает специальный порядок ее исправления. Осуществить право на исправление кадастровой ошибки возможно также в судебном порядке. При этом истцом предъявлено иное требование.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Яковенко