Гр. дело № 2-196/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Оричи 27 апреля 2018 года
Оричевский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Васильева С.В.,
при секретаре Александровой Н.Н.,
с участием помощника прокурора Оричевского района Бизяевой М.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть 70855)» к Поповой Оксане Евгеньевне, Поповой Дарине Евгеньевне, Попову Тимофею Владимировичу о прекращении договора найма служебного жилого помещения, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное бюджетное учреждение «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть 70855)» (далее ФБУ «ФУ БХУХО») обратилось в суд с иском к Поповой О.Е., Поповой Д.Е., Попову Т.В. о прекращении договора найма служебного жилого помещения, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета.
Заявленные требования истец мотивирует тем, что Попова О.Е. состояла в трудовых отношениях с войсковой частью 21228, в связи с чем, командованием войсковой части ей по договору найма служебного жилого помещения была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>. Дом по вышеуказанному адресу построен по Федеральной целевой программе «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» и согласно Постановления Правительства Российской Федерации № 811 от 23 ноября 2001 года служебные жилые помещения предоставляются гражданам, занятым на работах с химическим оружием (на время выполнения работ), которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать вблизи места работы, администрацией объекта по уничтожению химического оружия. В настоящее время ответчик в трудовых отношениях с истцом не состоит. Ответчик предупреждалась о необходимости освобождения служебного жилого помещения в связи с утратой связи с войсковой частью 21228, однако, предупреждение осталось без удовлетворения.
Просит суд прекратить договор найма служебного жилого помещения № Ю-15-23 от 1 января 2017 года, заключенный между Поповой О.Е. и истцом; выселить Попову О.Е., Попову Д.Е., Попова Т.В. из <адрес> без предоставления другого жилого помещения, снять ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу.
В судебном заседании представитель ФБУ «ФУ БХУХО» по доверенности Селюнин В.Е., поддерживая исковые требования, привел в обоснование доводы, аналогичные доводам, указанным в иске.
Ответчик Попова О.Е., действуя в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Поповой Д.Е., Попова Т.В., исковые требований не признала. Суду пояснила, что фактически в войсковой части 21228 работает с 1 сентября 2006 года. Сначала жила с мужем по адресу: <адрес>, <адрес>. В 2007 году с мужем развелись. В 2011 году войсковая часть 21228 предоставила ей квартиру по адресу: <адрес>, <адрес>. Поскольку у нее болел ребенок, жить в этой квартире было невозможно, она отказалась от неё. Примерно через два месяца ей предоставили квартиру на <адрес>. Сначала у нее была временная регистрация, а с 2014 года регистрация постоянная. С ней ежегодно заключался договор найма служебного жилого помещения. С 1 января 2013 года с ней, как и со всеми работниками войсковой части 21228, стали заключаться срочные трудовые договоры на 1 год. В 2016 году трудовой договор был заключен на 3 месяца, а с 7 июля 2016 года на период до конца 2016 года. В этот момент она забеременела, поэтому было заключено дополнительное соглашение о продлении действия срочного трудового договора до окончания беременности. 6 ноября 2017 года по окончанию родового больничного она была уволена. Другого жилья она и ее дети не имеют.
Представитель ответчика по доверенности Мякишева Н.В., также не признавая исковых требований, пояснила суду, что ответчик считает свое увольнение незаконным, и в этой связи обратилась в суд с иском к войсковой части 21228 о признании увольнения незаконным и восстановлении на работе. Кроме того, просит учесть, что Попова О.Е. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и поставлена на учет в конце 2017 года. Другого жилого помещения она и ее дети не имеют.
Представитель третьего лица - муниципального образования Оричевское городское поселение, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Глава администрации поселения Федяева С.Н. в отзыве на исковое заявление указала, что квартира по адресу: <адрес> Реестре муниципальной собственности муниципального образования Оричевское городское поселение не значится, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д. 24, 75).
Представитель третьего лица - отделения по вопросам миграции МО МВД России «Оричевский», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд также не явился. Врио начальника отделения Окатьева С.И. просит рассмотреть дело без представителя отделения (л.д. 26)
По ходатайству ответчика к участию в деле был привлечен отдел опеки и попечительства администрации Оричевского района Кировской области. В своем заключении представитель органа опеки и попечительства Банникова М.М. (л.д. 48) считает возможным удовлетворить исковые требования ФБУ «ФУ БХУХО».
Прокурор Бизяева М.В. также считает исковые требования ФБУ «ФУ БХУХО» подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Заслушав явившихся участников, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в жилищном фонде Российской Федерации, устанавливаются органом государственной власти Российской Федерации. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 года № 305, предусмотрено строительство 7 объектов по уничтожению химического оружия, в том числе «Марадыковский» (<адрес>), начиная с 2006 года. Государственным заказчиком программы выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Этой же программой в связи с уничтожением и хранением химоружия на объекте «Марадыковский» предусмотрено строительство социальной инфраструктуры, в частности жилья. Согласно указанной программе, до 10% суммы от объемов капитальных вложений на строительство объекта, должны составлять объекты инфраструктуры, в том числе и жилье, строительство которых должно идти опережающими темпами по сравнению со строительством всего объекта.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы социальной защиты граждан, работающих с химическим оружием по трудовому договору (контракту), военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, занятых на работах с химическим оружием (далее - граждане, занятые на работах с химическим оружием).
В соответствии со статьей 10 вышеуказанного Федерального закона гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируется предоставление служебных жилых помещений в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, на период работы указанных граждан с химическим оружием без права приватизации этих помещений. Порядок предоставления и освобождения служебных жилых помещений устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 8, 9 и 12 Порядка предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2001 года № 811, гражданам, занятым на работах с химическим оружием, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать вблизи места работы, администрацией объекта по уничтожению химического оружия предоставляются служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам только на время их работы с химическим оружием.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 7 декабря 2015 года квартира по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении Федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ» (войсковой части 70855) (л.д.6)
Из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 21228 № 31 от 16 ноября 2011 года следует, что Поповой О.Е. предоставлена служебная 1-комнатная квартира по адресу: пгт Оричи, <адрес>, состав семьи 2 человека, на период трудовых отношений в войсковой части 21228 (л.д. 4-5)
1 января 2017 года между филиалом федерального бюджетного учреждение «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ» (войсковой части 70855) – 1205 объектом по хранению и уничтожению химического оружия (войсковой частью 21228) и Поповой О.Е. заключен договор найма служебного помещения № Ю-15-23, по которому Поповой О.Е. и членам ее семьи за плату во владение и пользование передано жилое помещение, находящееся в государственной собственности, в виде квартиры по адресу: пгт <адрес>, общей площадью 36,3 кв. метров, для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставляется в связи с трудовыми отношениями в филиале ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ» (войсковой части 21228). Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: дочь Попова Д.А., сын Попов Т.В. Данный договор прекращается с истечением срока трудового договора. В случае прекращения договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение, граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения (л.д. 8-11)
В соответствии со справкой, выданной войсковой частью 21228, по адресу: <адрес>, <адрес> зарегистрированы: Попова О.Е., дочь Попова Д.Е., <данные изъяты> года рождения, сын Попов Т.В., <данные изъяты> года рождения (л.д. 7)
Выпиской из приказа командира войсковой части 21228 от 2 ноября 2017 года № 229 подтверждено, что трудовой договор с Поповой О.Е., машинистом насосных установок службы теплоснабжения отдела главного энергетика расторгнут 6 ноября 2017 года в связи с истечением срока трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (л.д. 13)
Таким образом, судом установлено, что спорным является жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес> Указанный дом построен в рамках выполнения Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» для обеспечения служебным жильем персонала объекта по уничтожению химического оружия, занятого на работах с химическим оружием.
Спорная квартира предоставлена истцу в связи с её работой, связанной с уничтожением химического оружия в филиале ФБУ «ФУ БХУХО» (войсковая часть 21228), и в силу постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2001 года № 811 является служебным жилым помещением и может быть предоставлена гражданину только на время его работы с химическим оружием.
Принимая во внимание, что трудовые отношения между Поповой О.Е. и филиалом ФБУ «ФУ БХУХО» (войсковая часть 21228), послужившие основанием для предоставления Поповой О.Е. и членам ее семьи спорного жилого помещения, прекращены 6 ноября 2017 года, они (ответчики) обязаны были освободить служебное жилое помещение, но добровольно этого не сделали.
Наличие в суде неразрешенного спора о законности увольнения ответчика, само по себе не свидетельствует о невозможности разрешения настоящего спора.
На основании изложенного выше договор найма служебного жилого помещения № Ю-15-23 от 1 января 2017 года, заключенный между филиалом федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть 70855)» - 1205 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 21228) и Поповой О.Е., подлежит прекращению, а Попова О.Е. и члены ее семьи: Попова Д.Е., Попов Т.В. подлежат выселению из служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Обстоятельств, при которых в соответствии с ч. 2 ст. 103 ЖК РФ выселение из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не допускается, судом по настоящему делу не установлено.
Отсутствие у Поповой О.Е. и её несовершеннолетних детей другого жилого помещения не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку не имеет правового значения.
Это обстоятельство может являться основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного решения, но только по заявлению ответчика.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть 70855)» удовлетворить.
Прекратить договор найма служебного жилого помещения № Ю-15-23 от 1 января 2017 года, заключенный между филиалом федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть 70855)» - 1205 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 21228) и Поповой Оксаной Евгеньевной.
Выселить Попову Оксану Евгеньевну, Попову Дарину Евгеньевну, Попова Тимофея Владимировича из <адрес> <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Решение является основанием для снятия Поповой Оксаны Евгеньевны, Поповой Дарины Евгеньевны, Попова Тимофея Владимировича с регистрационного учета по адресу <адрес>
Взыскать с Поповой Оксаны Евгеньевны в доход бюджета муниципального образования Оричевский муниципальный район государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Оричевский районный суд.
Председательствующий Васильев С.В.
Мотивированное решение изготовлено 3 мая 2018 года