Дело ***
УИД 19RS0***-42
Р Е Ш E H И Е
Именем Российской Федерации
2 августа 2021 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Немкова С.П.,
при секретаре Сафроновой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Малковой Л.А. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия», федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 19 Федеральной службы исполнения наказаний», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия, Федеральной службе исполнения наказаний, государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о взыскании убытков в виде недополученной пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Малкова Л.А. обратилась в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» (далее – ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия) о взыскании убытков в виде недополученной пенсии в размере 932 960 руб. 21 коп., а также понесенных судебных расходов на оплату услуг представителя – 15 000 руб., уплату государственной пошлины – 12 529 руб. 60 коп. Требования мотивированы тем, что Малкова Л.А. в период с 11 июля 2007 года по 2 июля 2012 года работала у ответчика в должности лаборанта медицинской части и была занята на работах с осужденными. На основании п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) она обратилась в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) (далее – УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное)) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости как лицо более 10 лет занятое на работах с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Решением пенсионного органа от 23 марта 2017 года № 1604 в назначении данной пенсии было отказано, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не был включен, в том числе указанный период работы у ответчика. Не согласившись с данным решением Малкова Л.А. обжаловала его в суд и решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 января 2018 года спорный период был включен в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии и истцу была назначена страховая пенсия с 27 октября 2016 года. Впоследствии апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры решение суда первой инстанции в части включения периода работы в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия и назначении страховой пенсии было отменено и принято новое об отказе в удовлетворении этих требований. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 18 июня 2020 года за Малковой Л.А. признано право на включение в индивидуальный лицевой счет лица, застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о работе с осужденными с 11 июля 2007 года по 2 июля 2012 года в должности лаборанта медицинской части как работа, дающая право на назначение досрочной страховой пенсии, и ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия обязали направить корректирующие сведения в индивидуальный лицевой счет Малковой Л.А., указав код особых условий труда - «работа с осужденными». Ссылаясь на ст. 15 и ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Малкова Л.А. указывает, что страховая пенсия по старости по п. 17 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях ей была назначена только 11 августа 2020 года после принятого апелляционного определения от 18 июня 2020 года, в связи с чем ей причинены убытки в виде недополученной пенсии за период с 27 октября 2016 года по 11 августа 2020 года в размере 932 960 руб. 21 коп.
Определением суда от 2 июня 2021 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России), федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 19 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-19 ФСИН России), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия (далее – УФСИН России по Республике Хакасия), УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) (далее – УПФР в г. Черногорске (межрайонное)).
Определением суда от 1 июля 2021 года к участию в деле в качестве соответчика, в связи с ликвидацией УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное), привлечено государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – ОПФР по ХМАО – Югре).
Истец Малкова Л.А. в судебное заседание не явилась, направила своего представителя Байкалову Т.И., которая настаивала на заявленных требованиях. Дополнительно представила письменные пояснения по заявленным представителями ответчиков ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия, ФСИН России, УФСИН России по Республике Хакасия, ФКУЗ МСЧ-19 ФСИН России требованиям о применении последствий пропуска срока на обращение с иском в суд. Полагала, что на заявленные требования не распространяется срок исковой давности, поскольку спорные отношения регулируются законодательством в сфере социального обеспечения. Также указала, что положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) не предусмотрено взыскание убытков, в связи с чем настаивала на том, что спорные отношения регулируются нормами ГК РФ. В случае, если суд придет к выводу о том, что правоотношения сторон регулируются нормами трудового законодательства, то полагала срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в силу положений ст. 392 ТК РФ также не пропущенным, поскольку в отношении иных выплат установлен годичный срок, в данном случае истец стала получателем страховой пенсии с 11 августа 2020 года, в суд обратилась с иском 26 апреля 2021 года, то есть в установленный законом срок.
Представитель ответчика ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия по доверенности Мальцева Н.В. исковые требования не признала, представив письменные возражения. Дополнительно пояснила, что истец может обратиться в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии в связи с внесением изменений в сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Также указала, что до 2018 года учреждение могло само внести изменения в сведения индивидуального (персонифицированного) учета, однако в дальнейшем изменилось программное обеспечение и страхователь был лишен такой возможности, в связи с чем изменения были внесены уже только после принятия судом решения, что свидетельствует об отсутствии вины ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия. Обратила внимание, что стороной истца неправильно произведен расчет истребуемых сумм, поскольку размер пенсии зависит от времени ее установления и периодически индексируется, в иске же приведен расчет на основании установленной Малковой Л.А. страховой пенсии с 11 августа 2020 года без учета приведенных обстоятельств. Также указала, что Малковой Л.А. пропущен срок обращения в суд, поскольку о своем нарушенном праве истцу стало известно еще в 2016 году, однако с иском она обратилась только в 2021 году.
Представители ответчиков по доверенности ФКУЗ МСЧ-19 ФСИН России Бочаров Л.В., ФСИН России и УФСИН России по Республике Хакасия Короткова В.В. и Сутормин М.В. иск не признали по доводам, приведенным представителем ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия, последним представителем также было указано, что апелляционным определением от 18 июня 2020 года в специальный страховой стаж обязали включить только период работы с осужденными в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия, во включении периода работы в ФКУ ИК-34 УФСИН России по Республике Хакасия было отказано.
Ответчик ОПФР по ХМАО – Югре и третье лицо УПФР в г. Черногорске (межрайонное), надлежащим образом извещенные о времени и месту судебного заседания, своих представителей не направили, направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее - 30 (норма приведена в редакции, действующей на момент обращения Малковой Л.А. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 27 октября 2016 года) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «к» п. 1 названного Постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, - список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее – Список).
В п. 3 Списка поименованы медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными: врачи всех наименований, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал.
Согласно ст. 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, пенсия устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 15 лет - на работах с осужденными; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет - на работах с осужденными.
В соответствии с разъяснением Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 года № 39 «О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени (п. 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5, утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года ***).
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу ч. 2 ст. 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Аналогичные разъяснения даны в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении».
Как следует из материалов дела, 27 октября 2016 года Малкова Л.А., 16 октября 1966 года рождения, обратилась в УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) за назначением страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Решением комиссии УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) от 23 марта 2017 года № 1604 в назначении страховой пенсии по старости истцу было отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа с осужденными.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ включены периоды работы с 12 августа 2003 года по 10 июля 2007 года продолжительностью 3 года 10 месяцев 29 дней; с 13 июля 2012 года по 30 сентября 2016 года – 4 года 2 месяца 18 дней, общий стаж работы с осужденными составил 8 лет 1 месяц 17 дней.
Из трудовой книжки Малковой Л.А., справок ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия от 16 мая 2017 года № 20/ТО/29/14-44, от 3 августа 2017 года № 20/ТО/29/14-46, ФКУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия от 10 мая 2016 года № 20/ТО/34/14-70, в период с 26 марта 2001 года по 10 июля 2007 года истец проходила службу в ФКУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия на должностях среднего медицинского персонала: с 26 марта 2001 года по 26 июня 2001 года – стажером по должности медицинской сестры процедурного кабинета больницы для осужденных (приказ от 4 апреля 2001 года № 45л/с); с 26 июня 2001 года по 11 августа 2002 года – в должности медицинской сестры процедурного кабинета больницы для осужденных (приказ от 27 июня 2001 года № 84л/с); с 11 сентября 2002 года по 10 июля 2007 года – в должности лаборанта больницы для осужденных (приказ от 17 сентября 2002 года № 158 л/с); в период с 11 июля 2007 года по 2 июля 2012 года истец работала в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия в должности лаборанта медицинской части.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 января 2018 года решение УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) № 1604 от 23 марта 2017 года об отказе в назначении Малковой Л.А. пенсии признано незаконным. На УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) возложена обязанность включить в страховой стаж Малковой Л.А. периоды работы с 20 декабря 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 4 сентября 2000 года по 13 октября 2000 года, с 1 ноября 2000 года по 14 декабря 2000 года в УСД в Республике Хакасия. В стаж работы с осужденными, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в стаж медицинской деятельности, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» включен период работы Малковой Л.А. с 11 июля 2007 года по 2 июля 2012 года в ФКУ «ИК-29» ОИК-1 УФСИН России по Республике Хакасия. В страховой стаж, стаж работы с осужденными, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в стаж медицинской деятельности, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исчисляемый в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 6 месяцев), включен период работы Малковой Л.А. с 26 марта 2001 года по 11 августа 2003 года в ФКУ «ЛИУ-34». На ответчика – УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) возложена обязанность назначить Малковой Л.А. досрочную страховую пенсию по старости с 27 октября 2016 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 3 июля 2018 года решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 января 2018 года по иску Малковой Л.А. к УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как следует из указанного выше апелляционного определения, одним из оснований для отказа в удовлетворении исковых требований послужило отсутствие в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета Малковой Л.А. сведений о выполнении ею работы с осужденными.
Кроме того, решением УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) от 3 октября 2019 года выявлено, что право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ у Малковой Л.А. отсутствует, поскольку сведения о периоде работы Малковой Л.А. в должности «лаборант больницы осужденных» с 12 августа 2003 года по 10 июля 2007 года в ФКУ «ЛИУ-34» в подсчете работы с осужденными признаны недостоверными в связи с необоснованным включением администрацией ФКУ «ЛИУ-34» указанной профессии в перечень профессий и должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение по причине отсутствия документов о непосредственной занятости на работе с осужденными.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 15 января 2020 года за Малковой Л.А. признано право на включение в индивидуальный лицевой счет лица, застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о работе с осужденными в стаж медицинской деятельности, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, за периоды с 26 марта 2001 года по 11 августа 2003 года в Федеральном казенном учреждении «Лечебно-исправительное учреждение № 34 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» в должностях среднего медицинского персонала: с 26 марта 2001 года по 26 июня 2001 года – стажера по должности медицинской сестры процедурного кабинета больницы для осужденных; с 26 июня 2001 года по 11 августа 2002 года – медицинской сестры процедурного кабинета больницы для осужденных; с 11 сентября 2002 года по 10 июля 2007 года – лаборанта больницы для осужденных; за период с 11 июля 2007 года по 2 июля 2012 года в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» в должности лаборанта медицинской части.
Федеральное казенное учреждение «Лечебно-исправительное учреждение № 34 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» обязали направить в органы Пенсионного фонда Российской Федерации корректирующие сведения в индивидуальный лицевой счет Малковой Л.А. в системе обязательного пенсионного страхования о работе истца в период с 26 марта 2001 года по 11 августа 2003 года в ФКУ «ЛИУ-34» в должностях среднего медицинского персонала (код особых условий труда «работа с осужденными») в стаж медицинской деятельности: с 26 марта 2001 года по 26 июня 2001 года – стажером по должности медицинской сестры процедурного кабинета больницы для осужденных; с 26 июня 2001 года по 11 августа 2002 года – медицинской сестрой процедурного кабинета больницы для осужденных; с 11 сентября 2002 года по 10 июля 2007 года – лаборантом больницы для осужденных.
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» обязали направить в органы Пенсионного фонда Российской Федерации корректирующие сведения в индивидуальный лицевой счет Малковой Л.А. в системе обязательного пенсионного страхования о работе истца в период с 11 июля 2007 года по 2 июля 2012 года в ФКУ «ИК-29» в должности лаборанта медицинской части (код особых условий труда «работа с осужденными») в стаж медицинской деятельности.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 18 июня 2020 года решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 14 января 2020 года отменено, принято новое решение. Исковые требования Малковой Л.А. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия», Федеральному казенному учреждению «Лечебно-исправительное учреждение № 34 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» о понуждении внести в индивидуальный лицевой счет застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования лица, корректирующие сведения о работе с осужденными, в стаж медицинской деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, удовлетворены частично. За Малковой Л.А. признано право на включение в индивидуальный лицевой счет лица, застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о работе с осужденными с 11 июля 2007 года по 2 июля 2012 года в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» в должности лаборанта медицинской части как работу, дающую право на назначение досрочной страховой пенсии. Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» обязали направить в органы Пенсионного фонда Российской Федерации корректирующие сведения в индивидуальный лицевой счет Малковой Л.А. в системе обязательного пенсионного страхования о работе в период с 11 июля 2007 года по 2 июля 2012 года в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» в должности лаборанта медицинской части (код особых условий труда «работа с осужденными»).
Обращаясь в суд с иском о возмещении убытков в виде недополученной пенсии, Малкова Л.А. в качестве основания иска указывает решение УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) от 23 марта 2017 года № 1604, которым ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, поскольку ответчиком - ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия были поданы сведения о ее страховом стаже без указания кода особых условий труда – работа с осужденными, и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 18 июня 2020 года, которым ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия обязали направить корректирующие сведения.
Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами – являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»).
Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является, в том числе страховая пенсия по старости (пп.1 п. 1 ст. 9 этого же Федерального закона).
Согласно п. 2 названной правовой нормы установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О накопительной пенсии» и Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».
Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (п. 1 ст. 10 данного Федерального закона).
В силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в данной норме соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии с ч. 8 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ положения части 6 статьи 30 настоящего Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
В силу ст. 3 указанного Федерального закона целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона № 27-ФЗ).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (пункт 1 статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ).
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, в связи с выполнением определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (пп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ).
В силу п. 1 и п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ).
Согласно ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны предоставлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба (ст. 233 ТК РФ).
Как следует из обстоятельств дела и с учетом состоявшихся решений судов, по состоянию на 27 октября 2016 года – дату обращения Малковой Л.А. в УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, ее страховой стаж, в случае своевременного представления ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия сведений индивидуального (персонифицированного) учета с указанием кода особых условий труда – работа с осужденными, составил бы 9 лет 2 месяца 10 дней (8 лет 1 месяц 17 дней (стаж на дату обращения в пенсионный орган 27 октября 2016 года) – 3 года 10 месяцев 29 дней (исключенный период работы в ФКУ ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия) + 4 года 11 месяцев 22 дня (период работы в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия).
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, на дату обращения Малковой Л.А. в УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) – 27 октября 2016 года, она не имела необходимой продолжительности страхового стажа работы с осужденными – 10 лет, в связи с чем направление ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия сведений о ее страховом стаже без указания особых условий труда не повлекло нарушения права истца на назначение пенсии и, как следствие, причинение убытков в виде недополученной пенсии.
Как разъяснено в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона № 167-ФЗ застрахованные лица вправе беспрепятственно получать от работодателя (страхователя) информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
При невыполнении страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 названного Федерального закона, по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованное лицо вправе обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период. В таких случаях на основании статьи 43 ГПК РФ органы Пенсионного фонда Российской Федерации должны привлекаться судом к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ.
На возможность включения в специальный страховой стаж периодов осуществления трудовой деятельности, в случае наличия недостоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета обращено внимание в ряде решений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (от 6 мая 2019 года № 16-КГ19-6, от 15 февраля 2021 года № 16-КГ20-31-К4 и других).
При этом право лица, оспаривающего содержание сведений индивидуального (персонифицированного) учета, может быть защищено как в рамках отдельной судебной процедуры (путем предъявления самостоятельного иска), так и в рамках дела об оспаривании решения пенсионного органа.
Малкова Л.А., оспаривая решение пенсионного органа от 23 марта 2017 года № 1604, в нарушение требований ст.ст. 59, 60 ГПК РФ не представила доказательств, свидетельствующих о ее работе с осужденными в период осуществления трудовой деятельности в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия.
Фактически Малкова Л.А. пытается оспорить принятое Судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры апелляционное определение от 3 июля 2018 года, которым отказано было ей в назначении страховой пенсии по причине непредставления доказательств, что также не свидетельствует о причинении истцу убытков.
При названных обстоятельствах, поскольку Малковой Л.А. не представлено доказательств причинения работодателем ей ущерба на дату обращения в УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) и принятия последним решения от 23 марта 2017 года № 1604, которое указано в качестве основания иска, заявленные ей требования, в том числе сводятся к преодолению судебного постановления, суд не находит оснований для удовлетворения иска к бывшему работодателю истца – ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия.
Поскольку надлежащим ответчиком по делу является ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия, суд отказывает в удовлетворении иска к остальным ответчикам.
Кроме того, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального спора, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2021 года № 773-О, предусмотренный частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок для обращения в суд выступает в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника.
Как разъяснено в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).
Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству (статья 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Разъяснения по вопросам пропуска работником срока на обращение в суд содержатся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям», являющиеся актуальными для всех субъектов трудовых отношений, по вопросам пропуска работником срока обращения в суд.
В абзаце первом данного пункта указано, что судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть четвертая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.
В абзаце третьем п. 16 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
В абзаце пятом п. 16 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации отмечается, что обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке.
Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Указанный же в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.
Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.
Исходя из приведенных нормативных положений трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Указанный же в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.
Таким образом, пропуск установленного законом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора является самостоятельным основанием для отказа в иске о восстановлении нарушенного трудового права при условии отсутствия уважительных причин, послуживших основанием для пропуска этого срока.
В ходе рассмотрения гражданского дела судом на обсуждение сторон был поставлен вопрос о наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд. В судебном разбирательстве объявлялся перерыв для предоставления стороне истца возможности представить доказательства в обоснование уважительности пропуска срока, однако представитель истца, представив письменные пояснения, посчитала, что срок обращения в суд не нарушен, поскольку, как полагает представитель Байкалова Т.И., предусмотренный гражданским законодательством срок исковой давности на возникшие отношения сторон не распространяется. В случае применения к возникшим правоотношениям сторон положений трудового законодательства, по мнению представителя, срок также не пропущен, поскольку с настоящим иском истец обратилась в суд в пределах годичного срока, после принятия апелляционного определения от 18 июня 2020 года.
Как следует из представленных в материалы настоящего дела копий материалов дела, рассмотренного Сургутским городским судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры истцу об отсутствии кода особых условий труда – работа с осужденными было известно еще до 31 января 2018 года (дата принятия решения Сургутским городским судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры), так как пенсионным органом была представлена выписка из лицевого счета застрахованного лица.
Кроме того, о нарушении своих прав Малковой Л.А. стало также известно и после принятия апелляционного определения Судебной коллегией по гражданским дела Верховного Суда Республики Хакасия от 18 июня 2020 года, однако с настоящим иском истец обратилась в суд только 22 апреля 2021 года, то есть с пропуском трехмесячного срока.
О применении последствий пропуска срока обращения в суд было заявлено представителем ответчика ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Хакасия, представитель истца не просил восстановить пропущенный срок, доказательств, свидетельствующих об уважительности срока, не представил, в связи с чем суд также отказывает истцу в удовлетворении иска в связи с пропуском срока, установленного ст. 392 ТК РФ.
Приведенные представителем доводы о том, что к возникшим отношениям подлежит применению годичный срок, подлежат отклонению в силу следующего.
Из положений ч. 2 ст. 392 ТК РФ усматривается, что годичный срок установлен в отношении тех выплат, которые обязан производить работодатель работнику.
В данном же случае, причиненный ущерб истец связывает с неполученной пенсией, обязанность по выплате которой возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации, а не на работодателя, в связи с чем подлежит применению общий срок обращения в суд – три месяца.
Также суд полагает ошибочными доводы стороны истца о том, что спорные правоотношения регулируются положениями гражданского законодательства.
Отношения, регулируемые гражданским законодательством, определены в ст. 2 ГК РФ. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу же ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, регулирование трудовых отношений с помощью прямого или по аналогии закона применения норм гражданского законодательства противоречит ст. 5 ТК РФ, не предусмотрено ст. 2 ГК РФ и основано на неправильном толковании и применении норм этих двух самостоятельных отраслей законодательства.
Трудовое право имеет свой предмет и метод регулирования общественных отношений, отличные от предмета и метода гражданского права. Именно в силу специфики предмета и метода регулирования, в этих двух отраслях права установлены различные условия для возмещения вреда (гл. 59 ГК РФ) и возмещения материального ущерба (раздел XI ТК РФ).
По этим же основаниям подлежат отклонению доводы стороны о том, что на возникшие отношения не распространяются сроки обращения в суд.
Приведенная представителем ссылка на определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2006 года № 60-В06-1 является ошибочной.
Из данного определения следует, что с иском о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет обратилось лицо, проходившее военную службу.
Порядок прохождения военной службы и статус лиц, проходящих военную службу, урегулированы Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Согласно п. 4 и п. 6 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Возмещение вреда и гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в результате испытаний ядерного оружия, эксплуатации ядерных установок и ликвидации аварий на них, а также порядок прохождения военной службы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Поскольку законодательством, определяющим статус военнослужащего, не урегулирован порядок возмещения вреда и убытков, оно содержит отсылочные нормы, то к возникшим отношениям подлежат применению нормы иных отраслей права, в том числе и гражданского права.
Обобщая вышеприведенные выводы, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о взыскании недополученной пенсии и производных от него требований о возмещении судебных расходов, поскольку по смыслу ст. 98 ГПК РФ они присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Малковой Л.А. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия», федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 19 Федеральной службы исполнения наказаний», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия, Федеральной службе исполнения наказаний, государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о взыскании убытков в виде недополученной пенсии – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.П. Немков
Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2021 года