Дело № 2-2588/2015
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ботвинникова А.В.
при секретаре ФИО5
с участием адвоката ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО3 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по <адрес> о признании права собственности на жилое помещение- <адрес>.
Определением суда от 08.04.2015г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.
Определением суда от 01.06.2015г. производство по делу в части требований ФИО3 к Управлению Росреестра по <адрес> о признании права собственности на жилое помещение прекращено, в связи с отказом истца от иска в данной части.
В обоснование своих требований истец указал, что на основании протокола № от 16.02.2004г. совместного заседания ФИО4 и профсоюзного комитета Дорожной автобазы ЮВЖД-филиала ОАО «РЖД» ФИО3 была выделена однокомнатная <адрес> в <адрес>. Постановлением ФИО2 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ указанное распределение было утверждено, на ФИО4 Дорожной автобазы ЮВЖД - филиала ОАО «РЖД» была возложена обязанность по переселению (оформлению переселения). Оформление переселения в полной мере не произведено, в результате чего ФИО3 вынужден был самостоятельно обращаться за получением и оформлением необходимых документов. Им были оформлены кадастровый паспорт помещения, технический план и технический паспорт помещения, получены справки и другие необходимые документы из БТИ. Обратившись в Управление Росреестра по <адрес> для регистрации права собственности ФИО3 был предоставлен весь пакет необходимых документов, включающий в себя Акт государственной приемочной комиссии о приемку законченного строительства объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ г., справку БТИ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о переименовании улицы, протокол № совместного заседания ФИО4 и профсоюзного комитета Дорожной автобазы ЮВЖД-филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ о восстановлении в общей очереди на улучшение жилищных условий, протокол № совместного заседания ФИО4 и профсоюзного комитета Дорожной автобазы ЮВЖД-филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ о выделении на имя ФИО3 однокомнатной <адрес> в <адрес>, Постановление ФИО2 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении распределения, технический план помещения, Технический паспорт и кадастровый паспорт помещения. ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по <адрес> направило в адрес ФИО3 Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав с предложением представить дополнительные документы, устанавливающие или удостоверяющие право собственности на вышеуказанную квартиру. ФИО3 обратился с заявлением на имя руководителя Управления жилищных отношений ФИО4 городского округа <адрес> с вопросом о наличии сведений по квартире в реестре муниципальной собственности. Сообщением Управления жилищных отношений ФИО4 городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 сообщено, что вышеуказанная квартира в реестре муниципального имущества (жилые объекты) не учитывается. 16.10.2014г. Управление Росреестра по <адрес> направило в адрес ФИО3 сообщение об отказе в государственной регистрации прав, в связи с тем, что заявителем не предоставлены документы, необходимые в соответствии с ФЗ для государственной регистрации прав. Считает данный отказ незаконным. Истец указывает, что представленные им для государственной регистрации документы содержат сведения о распределении на имя ФИО3 вышеуказанной квартиры и соответствующий акт органа местного самоуправления об утверждении распределения на имя ФИО3 однокомнатной <адрес> в <адрес>. Также, в соответствии с Постановлением ФИО2 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ переселение (оформлению переселения) должно было осуществляться ФИО4. Жилищные права граждан не могут зависеть от бездействия лиц, которым в силу их компетенции поручено осуществление оформления документов по переселению. ФИО3 указывает, что он действует добросовестно, не затрагивая (не нарушая) прав третьих лиц, что подтверждается Уведомлением Управления Росреестра по <адрес> от 16.02.2015г. № об отсутствии ограничений (обременений) и правопритязаний со стороны третьих лиц. Просил признать за ним право собственности на <адрес> в <адрес>.
В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержал, просил признать за ним право собственности на № в <адрес> в <адрес> в порядке приватизации.
Представитель истца по ордеру- адвокат ФИО6 уточненные исковые требования поддержал, просил признать за истцом право собственности на № в <адрес> в <адрес> в порядке приватизации.
Ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явился, о месте, времени и дате слушания извещался надлежащим образом.
Представитель ОАО «РЖД» по доверенности ФИО7 просила разрешить данный спор на усмотрение суда.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, исследовав все представленные доказательства, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании протокола № от 16.02.2004г. совместного заседания ФИО4 и профсоюзного комитета Дорожной автобазы ЮВЖД-филиала ОАО «РЖД» ФИО3 была выделена однокомнатная <адрес> в <адрес> (л.д. 15).
Постановлением ФИО2 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список работников Дорожной автобазы ЮВЖД - филиала ОАО «РЖД», в который вошел истец, на предоставление однокомнатной <адрес> в <адрес> (л.д. 16).
Переселение истца указанным постановлением возложено на ФИО4 Дорожной автобазы ЮВЖД - филиала ОАО «РЖД».
Однако до настоящего момента обязанность возложенная ФИО2 <адрес> не исполнена.
ФИО3 самостоятельно обращался за получением и оформлением необходимых документов и им были оформлены кадастровый паспорт помещения, технический план и технический паспорт помещения, получена справка БТИ.
Обратившись в Управление Росреестра по <адрес> для регистрации права собственности ФИО3 был предоставлен весь пакет необходимых документов, включающий в себя Акт государственной приемочной комиссии о приемку законченного строительства объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ г., справку БТИ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о переименовании улицы, протокол № совместного заседания ФИО4 и профсоюзного комитета Дорожной автобазы ЮВЖД- филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ о восстановлении в общей очереди на улучшение жилищных условий, протокол № совместного заседания ФИО4 и профсоюзного комитета Дорожной автобазы ЮВЖД-филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ о выделении на имя ФИО3 однокомнатной <адрес> в <адрес>, Постановление ФИО2 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении распределения, технический план помещения, Технический паспорт и кадастровый паспорт помещения.
Управление Росреестра по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес ФИО3 уведомление о приостановлении государственной регистрации прав с предложением представить дополнительные документы, устанавливающие или удостоверяющие право собственности на вышеуказанную квартиру.
ФИО3 обратился с заявлением на имя руководителя Управления жилищных отношений ФИО4 городского округа <адрес> по вопросу о наличии сведений по спорной квартире в реестре муниципальной собственности.
Согласно сообщения Управления жилищных отношений ФИО4 городского округа <адрес> № от 08.09.2014г. указано, что вышеуказанная квартира в реестре муниципального имущества (жилые объекты) не учитывается (л.д. 37).
16.10.2014г. Управление Росреестра по <адрес> направило в адрес ФИО3 сообщение об отказе в государственной регистрации прав, в связи с тем, что заявителем не предоставлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Установлено, что жилой <адрес> не был включен в сводный передаточный акт, в собственности ОАО «РЖД» в настоящее время не находится.
Статьей 40 Конституции РФ закреплено право гражданина на жилище, которое относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущих или иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность гражданам РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Статьёй 2 названного Закона предусмотрено, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Статья 18 указывает, что при переходе государственных предприятий в иную форму собственности граждане - наниматели жилья сохраняют за собой все жилищные права, в том числе и право на приватизацию жилых помещений.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. 1541-1«О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных этим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда»).
Фактически, из-за того, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о регистрации права на указанную квартиру (неизвестен правообладатель, а, следовательно, лицо, уполномоченное передать квартиру в собственность) истец не может воспользоваться правом на приобретение указанной квартиры в собственность в порядке приватизации.
В соответствии со статьей 4 Закона "О приватизации жилищного фонда" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Иных ограничений для проведения приватизации законом не предусмотрено.
В материалах дела имеется акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта - <адрес> (л.д. 9).
Установлено, что спорная квартира не находится в аварийном состоянии, не является жилым помещением в общежитии, а также не является служебным жилым помещением.
В связи с этим ограничений для приватизации указанной квартиры законом не установлено.
Согласно статье 8 Закона "О приватизации жилищного фонда" решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации жилых помещений они вправе обратиться в суд.
В соответствии с п. 5 Постановления пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993г. № «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, т.к. ст. 2 Закона РФ" О приватизации жилищного фонда в РФ" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
В соответствии с пунктом 8 указанного постановления исходя из смысла преамбулы и статьей 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предусматривает, что установление права на приватизацию осуществляется публичной властью, и государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами.
Круг лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в порядке приватизации, определен в статье 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Поскольку спорное имущество в установленном законом порядке не было передано в муниципальную собственность,, у истцов отсутствует, предусмотренная законодательством возможность приватизации занимаемого жилого помещения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорное жилое помещение не учитывается в муниципальной собственности, права истцов на пользование жилым помещением не оспариваются, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, с применением в качестве акта прямого действия Конституцию РФ (ст.ст. 2, 8 и 35 Конституции РФ) во взаимосвязи со статьей 2 и 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за ФИО3 право собственности в порядке приватизации, на <адрес>, общей площадью 34,3 кв.м.
Настоящее судебное решение является основанием для государственной регистрации права собственности за ФИО3 на <адрес>, общей площадью 34,3 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца.
Судья А.В. Ботвинников