РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Наумова А.В.
дело № 33-1626 поступило ...
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 апреля 2017 года г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Холонгуевой О.Р.,
судей коллегии Семенова Б.С., Вольной Е.Ю.,
при секретаре Бальчиновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дондокова Д.-Ц.Б. к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления с учетом права на дополнительную площадь по апелляционной жалобе представителя ответчика - Администрации города - Шаракшанэ А.В. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 31 января 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Дондокова Д.-Ц.Б. удовлетворить.
обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить Дондокову Д.-Ц.Б. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям по норме предоставления, в границах муниципального образования г. Улан-Удэ с учетом права на дополнительную площадь.
Заслушав доклад судьи Холонгуевой О.Р., выслушав пояснения представителей сторон, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
У С Т А Н О В И Л:
обращаясь в суд, представитель Балданова Ц.Д., действующая в интересах Дондокова Д-Ц.Д., просила обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить истцу вне очереди на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по норме предоставления жилой площади по договору социального найма, с учетом права на дополнительную площадь.
Иск мотивирован тем, что Дондоков Д-Ц.Д. является инвалидом <...> группы, состоит на <...> учете по поводу хронического заболевания (<...>), при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Дондоков Д-Ц.Д. с .... принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в <...> по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания», а с .... - по категории «малоимущий».
До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, проживает по <...> совместно с семьей родственников из <...> человек, иного жилья не имеет.
В ходе судебного разбирательства в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов России в лице Управления Федерального казначейства РФ, Министерство финансов Республики Бурятия, Республика Бурятия в лице Правительства Республики Бурятия, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
В судебное заседание истец Дондоков Д-Ц.Б. не явился.
Представители истца Бадмаева Ц.Д. и Доржиева Б.В. иск поддержали.
Представитель Администрации г. Улан-Удэ Шаракшанэ А.В. с иском не согласилась. Пояснила, что Администрация г. Улан-Удэ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку предоставление жилья во внеочередном порядке лицам, страдающим хроническими заболеваниями (инвалидам), относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предоставление дополнительной жилой площади является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия - Туктарова Е.П. с иском не согласилась, указала, что министерство обеспечивает предоставление жилья инвалидам, вставшим на учет до 2005 года.
Представитель ответчика - Правительства Республики Бурятия - Митыпова Е.В. с иском не согласилась, указала, что право истца должно быть реализовано через органы местного самоуправления.
Представитель третьего лица - Министерства финансов России в лице УФК России по Республике Бурятия - Шулунов Б.Ф. пояснил, что осуществление полномочий по обеспечению жильем истца является полномочием Республики Бурятия.
Представитель Министерства финансов Республики Бурятия в суд не явился.
Районный суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Шаракшанэ А.В., ссылаясь на ранее изложенные по делу доводы, просит решение отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации г. Улан-Удэ Шаракшанэ А.В. жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
В суд апелляционной инстанции истец Дондоков Д-Ц.Б. не явился.
Его представители по доверенностям Бадмаева Ц.Д. и Доржиева Б.В. с жалобой не согласились. Просили оставить решение районного суда без изменения.
Представители Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Туктарова Е.П., Правительства Республики Бурятия Митыпова Е.В. просили решение оставить без изменения.
Представители остальных соответчиков в суд не явились.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав названных лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Дондоков Д-Ц.Б. проживает в жилом помещении по адресу: <...>, площадью <...> кв.м., собственником которого является Ц.., в доме зарегистрировано <...> человек.
Дондоков Д-Ц.Б. признан инвалидом <...> группы бессрочно, состоит на <...> учете по поводу хронического заболевания (<...>), указанного в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006г. № 378, что документально подтверждено.
По распоряжению <...> от ... года № <...> истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного жилищного фонда по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание невозможно», с составом семьи 1 человек.
Распоряжением <...> от ... № <...> Дондоков Д-Ц.Б. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде, по категории малоимущие граждане, с составом семьи 1 человек.
При рассмотрении настоящего дела районный суд пришел к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением по договору социального найма, отвечающим санитарным и техническим требованиям, в границах муниципального образования г. Улан-Удэ, с учетом права на дополнительную площадь.
Указанный вывод коллегия находит верным, соответствующим материалам дела и нормам действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В части 3 названной статьи Закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, к каковым относятся и граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства России от 16 июня 2006 года № 378.
Заболевание, которым страдает истец, признанный малоимущим гражданином, подпадает под названный перечень.
Поэтому суд обоснованно признал, что Дондоков Д-Ц.Б., нуждающийся в улучшении жилищных условий, состоящий на соответствующем учете нуждающихся, страдающий хроническим заболеванием, проживающий в доме, который ему не принадлежит, в котором проживает несколько семей, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В абз.2 ст.5 Закона Бурятии «О социальной поддержке инвалидов Республики Бурятия» от 10.11.2010г. № 1734-IV сказано, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005г., обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Жилищное законодательство Российской Федерации предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п.п. 3 и 5 ст. 14 ЖК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.
В силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно ст.5 Устава городского округа «город Улан-Удэ», к вопросам местного значения относятся, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Поскольку в Республике Бурятия не принимались нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших в очередь после 01.01.2005г., и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам жилья, следует исходить из норм жилищного законодательства.
А в соответствии с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования, т.е. на Администрацию г. Улан-Удэ.
Доводы о том, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения лежит на субъекте Российской Федерации – Республике Бурятия, несостоятельны, не согласуются с указанными выше положениями жилищного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.
Ни Закон Бурятии от 07.07.2006г. № 1732-III «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», ни иные правовые акты, определения Конституционного Суда России, не содержат норм, определяющих обязанность Республики Бурятия по предоставлению жилья инвалидам.
Кроме того, предоставляемое жилое помещение должно, как верно указал районный суд, отвечать требованиям ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации относительно соблюдения нормы предоставления, а также находиться в границах муниципального образования г. Улан-Удэ, соответствовать санитарным и техническим требованиям.
По мнению коллегии, несостоятелен довод жалобы о том, что предоставление дополнительной площади истцу является правом, а не обязанностью Администрации г. Улан-Удэ.
Из документов следует, что Дондоков Д-Ц.Б. страдает заболеванием, указанным в Перечне заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства России от 21.12.2004г. № 817. Названным Постановлением установлено право такой категории граждан на дополнительную площадь (пункт 1).
Поэтому, исходя из данного Постановления, положений ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд правомерно возложил на ответчика - Администрацию города - обязанность по предоставлению истцу жилья, в том числе с учетом его права дополнительную площадь.
По существу доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены решения районного суда.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 31 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
председательствующий:
судьи коллегии: