Решение по делу № 2-12/2016 (2-587/2015;) от 27.11.2015

Дело № 2-12/2016

Кизеловского городского суда

Пермского края

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2016 года                                                    город Кизел

Кизеловский городской суд в составе председательствующего судьи Лесниковой Е.А.,

при секретаре Ковалевой В.А.,

при участии помощника прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры Котельникова А.А., служебное удостоверение,

представителя ГКУ «Кизеловское лесничество» Волянюк В.Г. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизел гражданское дело по исковому заявлению Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Пермского края «Кизеловское лесничество», Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства, Правительство Пермского края, о возложении обязанности провести лесоустройство лесов, вверенных ГКУ «Кизеловское лесничество», совершить все необходимые действия по постановке на кадастровый учет лесных участков в границах ГКУ «Кизеловское лесничество»,

у с т а н о в и л :

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ПК РФ) в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Пермского края «Кизеловское лесничество», Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, содержащим требования:

- возложить на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, ГКУ «Кизеловское лесничество» обязанность провести лесоустройство лесов, вверенных ГКУ «Кизеловское лесничество»;

- возложить на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обязанность поставить на кадастровый учет лесные участки в границах ГКУ «Кизеловское лесничество» площадью 7 165,1 га;

- установить Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, ГКУ «Кизеловское лесничество» срок исполнения по обоим обязательствам в течение 3 лет со дня вступления в силу решения суда.

В заявлении Березниковский межрайонный природоохранный прокурор свои требования мотивировал тем, что в силу п. 1.1. Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (Министерство) является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере владения и распоряжения всеми видами природных ресурсов, отнесенных к ведению Пермского края федеральным законодательством, а также правоприменительные функции в сфере природопользования. Также Министерству передано осуществление полномочий в области лесных отношений, в числе которых: распоряжение лесными участками - предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ. Согласно п. 1.2. Устава ГКУ «Кизеловское лесничество» - Учредителем Учреждения является Министерство. В силу п. 3.1. Устава, целями деятельности учреждения являются: обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, рационального использования земель лесного фонда на территории Кизеловского лесничества Пермского края, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. В силу п. 3.3.1.2. Устава для достижения поставленных целей учреждение организует проведение подготовительных работ к проведению очередного лесоустройства, осуществляет контроль за лесоустроительными работами и их приемку. Пунктом 150 Лесоустроительной инструкции регламентировано, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком её давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. По данным ГКУ «Кизеловское лесничество» лесные участки, вверенные лесничеству, имеют давность лесоустройства 11-20 лет. Лесным планом Пермского края на 2008-2017 г.г. проведение лесоустройства лесов ГКУ «Кизеловское лесничество» не предусмотрено. Таким образом, Министерством и ГКУ «Кизеловское лесничество» не выполняются возложенные на них, предусмотренные законодательством обязанности по проведению лесоустройства вверенных лесничеству лесных участков. Непроведением лесоустройства создается реальная угроза потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав неопределенного числа граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству. За давностью лесоустройства хозяйственные распоряжения на проведение лесохозяйственных мероприятий утратили свою актуальность, что препятствует их надлежащему проведению. В порядке ч.1 ст. 322 ГК РФ следует возложить солидарно на ответчиков исполнение обязанности по проведению лесоустройства лесов, вверенных лесничеству. Лесоустройство лесных участков является основанием для постановки их на кадастровый учет. Согласно информации Министерства от 09.12.2015 г., в период 2009 - 2011 г.г. были выполнены кадастровые работы по определению границ земель лесного фонда в составе Кизеловского и Яйвинского лесничеств Пермского края, в том числе их постановка на кадастровый учет, на общей площади 740415,9 га. Согласно выписке из лесохозяйственного регламента Кизеловского лесничества, утвержденного приказом Министерства от 25.12.2013 г., площадь лесничества составляет 747581 га. Площадь не поставленных на кадастровый учет лесных участков в границах ГКУ «Кизеловское лесничество» составляет 7165,1 га, что также подтверждается поквартальной картой-схемой. Согласно ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». По правилам ч. 2 ст. 20 Федерального закона №221-ФЗ с заявлениями о постановке объектов недвижимости на кадастровый учет вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. Отсутствием кадастрового учета лесных участков нарушаются принципы лесного законодательства, закрепленные пунктами 1, 2, 4, 6 ч. 1 ст. 1 ЛК РФ. Обязанность о постановке на кадастровый учет лесных участков в границах ГКУ «Кизеловское лесничество» следует возложить на Министерство, которому переданы полномочия в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов и предоставлению в пользование лесных участков (л.д. 3-9, 106-108).

В судебном заседании прокурор Котельников А.А. на исковых требованиях с учетом их уточнения настаивал в полном объеме. Полностью поддержал доводы искового заявления с учетом их уточнения и возражения на отзыв Министерства (л.д. 117-123), просил удовлетворить исковые требования.

Представитель ГКУ «Кизеловское лесничество» Волянюк В.Г. возражал против исковых требований по доводам письменного отзыва (л.д. 130-131). Ссылался на п. 3.3.1.2 Устава, согласно которому Учреждение лишь организует проведение подготовительных работ к проведению лесоустройства и осуществляет контроль за лесоустроительными работами и их приемку. Считает, что являются ненадлежащими ответчиками. Просил отказать в удовлетворении требований.

Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края направили отзыв и ходатайство рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 94-96, 140-144). Из отзыва следует, что по первому требованию Министерство реализует часть федеральных полномочий в области лесных отношений, переданных в соответствии со ст. 83 ЛК РФ на уровень субъектов РФ. Реализация указанных полномочий осуществляется за счет и в соответствии с целевыми объемами федеральных субвенций, выделяются в соответствии с планами работ, которые определяются при защите бюджетных проектировок федерального бюджета в Рослесхозе, в том числе планы по лесоустройству лесничеств. На основании доведенных Рослесхозом планов и выделенного соответствующего финансирования Министерство проводит аукционы, и по их результатам заключает государственные контракты на проведение работ по лесоустройству лесничеств. На 2016 г. в планах Рослесхоза проведение лесоустройства в Пермском, Закамском и Чусовском лесничествах. Планы лесоустройства лесничеств формируются исходя из давности материалов их лесоустройства, интенсивности освоения лесов, количества договоров, заключаемых с населением для обеспечения граждан древесиной, площадей, переданных в аренду, количеством арендаторов, обеспечивающих платежи в бюджет за аренду лесных участков. Давность материалов лесоустройства Кизеловского лесничества составляет 13 лет. Лесным законодательством зависимость срока проведения лесоустройства не установлена. Таким образом, Министерство, исполняя планы Рослесхоза по проведению лесоустройства лесничеств исходя из выделяемых объемов финансирования не является надлежащим ответчиком. Также не является надлежащим ответчиком ГКУ «Кизеловское лесничество», поскольку в цели, предмет, основные и иные виды деятельности, определенные Уставом учреждения, не входит проведение лесоустройства. По второму требованию полномочия по межеванию и постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет субъектам РФ не переданы и не относится к полномочиям Министерства, не закреплена за Министерством в виде функции ни ЛК РФ, ни положением о Министерстве, ни Уставом ГКУ «Кизеловское лесничество». Земли лесного фонда находятся в федеральной собственности и выполнение кадастровых работ в отношении земель лесного фонда, в том числе их постановка на государственный кадастровый учет, осуществляется их собственником, т.е. Российской Федерацией в лице федеральных органов исполнительной власти либо подведомственных им федеральных государственных учреждений. Плановые мероприятия по постановке земель лесного фонда на территории РФ, в том числе в Пермском крае, проводятся Рослесхозом. В 2012 г. в отношении земель лесного фонда в границах Кизеловского лесничества за счет средств федерального бюджета на основании федерального государственного контракта Рослесхоза с ФГУП «Рослесинфорг» выполнены работы по межеванию и постановке на кадастровый учет с определением границ и координат территории лесничества на общей площади - 740415,9 га. В отношении лесных участков, предоставленных в арену (пользование) арендаторы и пользователи таких лесных участков вправе самостоятельно обеспечить постановку этих участков на государственный кадастровый учет. Все лесные участки, сведения о которых содержатся в форме 1.7. ГЛР, были предоставлены в аренду (пользование) до 29.06.2015 г., т.е. в период действия Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в редакции от 02.12.2013 г. Отсутствие кадастрового учета в отношении этих участков не нарушает принципов лесного законодательства, как указано в иске, так как в соответствии с действующим законодательством, без проведения государственного кадастрового учета не допускается предоставление лесных участков в составе земель лесного фонда, а указанные земельные участки уже являются предоставленными. К полномочиям Министерства и ГКУ «Кизеловское лесничество» постановка на кадастровый учет лесных участков не относится. Считают, что являются ненадлежащими ответчиками, просят отказать в иске в полном объеме.

Федеральное агентство лесного хозяйства, Правительство Пермского края (третьи лица) представителей в судебное заседание не направили, отзыв не представили, извещены надлежащим образом.

Данные обстоятельства в силу ст. ст. 113-115, 167 ГПК РФ не препятствуют рассмотрению дела по существу в отсутствие представителей Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (-ответчик), Федерального агентства лесного хозяйства, Правительства Пермского края (-третьи лица).

Выслушав позицию прокурора Котельникова А.А., возражения представителя ГКУ «Кизеловское лесничество» Волянюк В.Г., исследовав материалы дела, отзывы ответчиков, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд в процессе рассмотрения дела установил следующие обстоятельства.

В силу с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании и во взаимосвязи с ч.1 ст. 45 ГПК РФ и п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 г. №200-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81-84 данного Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ установлено, что Российская Федерация предает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по осуществлению лесоустройства на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 68 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 настоящего Кодекса. Это земли: обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Согласно ч. 1 ст. 68 ЛК РФ, лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) утратил силу с 1.10.2015 г.-Федеральный закон от 29.06.2015 №206-ФЗ; 4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 5) таксацию лесов; 6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются Лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 9 Приказа Рослесхоза от 12.12.2011 г. №516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2012 г. №23413) лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, которые располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий.

Пунктом 150 вышеназванного Приказа Рослесхоза регламентировано, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком её давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В судебном заседании установлено, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства на территории Кизеловского лесничества. В ходе проверки установлено, что Министерством и ГКУ «Кизеловское лесничество» не выполняется предусмотренная законом обязанность по проведению лесоустройства в отношении лесов, включенных в состав государственного лесного фонда (л.д. 10, 11).

Согласно выписке из Лесохозяйственного регламента ГКУ «Кизеловское лесничество», утвержденного приказам Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25.12.2013 г. №СЭД-30-01-02-1721, площадь лесничества составляет 747581 га (л.д. 113-116).

В судебном заседании установлено, что также следует из отзыва Министерства, давность материалов лесоустройства ГКУ «Кизеловское лесничество» составляет более 10 лет (13 лет).

На основании п. 1.1. Положения о Иинистерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 г. №756-п (ред. от 23.09.2015 г.) Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере владения и распоряжения всеми видами природных ресурсов, отнесенных к ведению Пермского края федеральным законодательством, а также правоприменительные функции в сфере природопользования.

Согласно п.3.4. Положения, Министерство в области лесных отношений осуществляет закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоустройству, за исключением проектирования лесничества и лесопарков, проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; в пределах установленной компетенции выполняет иные функции в области лесных отношений.

По правилам п. 2 и п. 6 ч.1 ст. 83 ЛК РФ и п. 3.4 Положения, Министерству передано осуществление полномочий в области лесных отношений, в числе которых: распоряжение лесными участками, предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 и п. 2 ч.1 ст. 68 ЛК РФ.

Как следует из п. 1.2. Устава ГКУ «Кизеловское лесничество» с учетом внесенных изменений в Устав, Учредителем Учреждения является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Согласно п. 3.3.1.2. Устава Учреждение организует проведение подготовительных работ к проведению очередного лесоустройства, осуществляет контроль за лесоустроительными работами и их приемку (л.д. 12-28).

Факт отсутствия лесоустроительных работ установлен в судебном заседании и сторонами не оспаривается. Лесным планом Пермского края на 2008-2017 г.г. проведение лесоустройства лесов ГКУ «Кизеловское лесничество» не предусмотрено.

Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается тот факт, что на площадях ГКУ «Кизеловское лесничество» мероприятия по лесоустройству (таксации) не проводились более 10 лет, и это обстоятельство, в силу приведенных норм, препятствует надлежащему планированию и реализации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, в связи с чем, на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края подлежит возложить обязанность по устранению указанных нарушений лесного законодательства, а именно провести лесоустройство лесов, вверенных ГКУ «Кизеловское лесничество».

Оснований для возложения обязанности      проведения лесоустройства     на ГКУ «Кизеловское лесничество» суд не усматривает, поскольку данное Учреждение является ненадлежащим ответчиком по данному делу в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 83 ЛК РФ.

Суд приходит к выводу о том, что в связи с отсутствием лесоустроительных работ невозможно создание проектов освоения лесов в соответствии с приказом Рослесхоза от 12.12.2011 г. №516, поскольку в проектах освоения лесов содержатся сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов. Также к мероприятиям по охране и защите леса относятся мероприятия по обеспечению санитарной безопасности, уход за лесами и меры пожарной безопасности в лесах.

Не проведение своевременного лесоустройства является нарушением интересов Российской Федерации, поскольку леса в Российской Федерации являются одним из важнейших видов природных ресурсов и играют одну из ведущих ролей в развитии экономики, улучшении и защите окружающей среды, повышения благосостояния населяющих её народов. Леса оказывают большое влияние на состояние природной среды всей Земли и являются основным источником удовлетворения потребностей в древесине Российской Федерации. В целях научно обоснованного, рационального ведения в них лесного хозяйства и лесопользования проводится лесоустройство.

Лесоустройство лесных участков является основанием для постановки их на кадастровый учет.

В соответствии с п. 12 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №516, сведения об установленных границах земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с земельным законодательством.

В силу ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

Согласно информации Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 09.12.2015 г. №СЭД-30-01-21-604, в период с 2009 - 2011 г.г. были выполнены кадастровые работы по определению границ земель лесного фонда в составе Кизеловского и Яйвинского лесничеств Пермского края, в том числе их постановка на кадастровый учет, на общей площади 740415,9 га. Часть территории Кизеловского лесничества на государственный кадастровый учет (с определением границ) не поставлена в связи с тем, что вышеуказанные государственные контракты на проведение кадастровых работ были заключены в 2009 и 2011 г.г. В 2011 г. в соответствии с Приказом Рослесхоза от 29.07.2011 г. №335 «Об определении количества лесничеств на территории Пермского края и установлении их границ» площадь и структура лесничеств Пермского края были изменены, в том числе, в состав Кизеловского лесничества вошли участки из Добрянского лесничества, территориально расположенные в границах Губахинского муниципального района, в отношении которых межевые работы не проводились. Кадастровые работы и их постановка на государственный кадастровый учет Рослесхозом в планы работ до 2016 г. не включались и не осуществлялись (л.д. 109-110).

Согласно выписке из лесохозяйственного регламента Кизеловского лесничества, утвержденного приказом Министерства от 25.12.2013 г., площадь лесничества составляет 747581 га (л.д. 113-116). Площадь не поставленных на кадастровый учет лесных участков в границах ГКУ «Кизеловское лесничество» составляет 7165,1 га, что также подтверждается поквартальной картой-схемой (л.д. 124).

На основании ч.1 ст. 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2017 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых. Таким образом, предоставление лесных участков, не прошедших государственный кадастровый учет, для иных целей не допускается.

Частью 2 ст. 72 ЛК РФ установлено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

С учетом изложенного, отсутствием кадастрового учета лесных участков, вверенных ГКУ «Кизеловское лесничество» нарушаются принципы лесного законодательства, закрепленные пунктами 1, 2, 4, 6 ч. 1 ст. 1 ЛК РФ: устойчивого управления лесами; обеспечения охраны и защиты лесов; сохранения защитных санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

В соответствии с ч.2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края мероприятия по постановке на кадастровый учет лесных участков в границах ГКУ «Кизеловское лесничество», площадью 7165,1 га не выполнялись, их проведение лесным планом Пермского края не предусмотрено.

Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченными государственными управлениями лесного хозяйства, в систему которых входит государственный орган управления лесным хозяйством Российской Федерации и местные подразделения.

С учетом положений п. 2 ч.1 ст. 83 ЛК РФ и п. 3.4. Положения, обязанность о постановке на кадастровый учет лесных участков в границах ГКУ «Кизеловское лесничество» необходимо возложить на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, как на орган государственной власти Пермского края, которому переданы полномочия в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов и предоставлению в пользование лесных участков.

Таким образом, не соблюдение требований закона Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края влечет к затруднению осуществления контроля за территориями лесных участков, эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Отсутствие денежных средств, финансирования, не является основанием для освобождения ответчика от возложенных законом обязанностей.

В силу ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиками, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просит установить срок исполнения обязательств 3 года со дня вступления решения суда в силу.

Данный срок установлен с учетом реальной возможности исполнения судебного акта и является разумным.

Следовательно, исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательство Российской Федерации.

Истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Возложить на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, в течение 3 лет со дня вступления в силу решения суда, обязанность провести лесоустройство лесов, вверенных Государственному казенному учреждению Пермского края «Кизеловское лесничество» и обязать поставить на кадастровый учет лесные участки в границах Государственного казенного учреждения Пермского края «Кизеловское лесничество» площадью 7165,1 га.

В удовлетворении исковых требований Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Пермского края «Кизеловское лесничество» о возложении обязанности провести лесоустройство лесов, вверенных Государственному казенному учреждению Пермского края «Кизеловское лесничество» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: подпись.

Верно. Судья:         Е.А. Лесникова

Секретарь:         В.А. Ковалева

Подлинный документ подшит

в гражданском деле № 2-12/2016

Кизеловского городского суда

Пермского края

2-12/2016 (2-587/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры
Ответчики
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
Государственное казенное учреждение "Кизеловское лесничество"
Другие
Правительство Пермского края
Федеральное агентство лесного хозяйства
Суд
Кизеловский городской суд Пермского края
Дело на сайте суда
kizel.perm.sudrf.ru
27.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2015Передача материалов судье
30.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2015Подготовка дела (собеседование)
09.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2015Судебное заседание
23.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2016Подготовка дела (собеседование)
19.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2016Судебное заседание
22.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2016Дело оформлено
19.01.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее