Решение по делу № 2-285/2024 (2-5005/2023;) от 17.10.2023

Дело № 2-285/2024 (2-5005/2023)

УИД № 11RS0005-01-2023-006484-07

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Изъюрова С.М., при секретаре Писаревой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 12 февраля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Попова А.А. к администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, признании незаконным отказ в постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения,

установил:

Попов А.А. обратился с исковым заявлением в Ухтинский городской суд Республики Коми к администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми (далее – Администрация) о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, признании незаконным отказ в постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы тем, что решением суда по делу .... от <...> г. родителей истца лишили родительских прав, после чего истца направили в ГОУ «Школа-Интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Ухты. <...> г. истец был осужден к лишению свободы сроком на 1 год 3 месяца условно с испытательным сроком в течении 2 лет. <...> г. будучи воспитанником ГОУ «Школа-Интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Ухты был осужден Ухтинским городским судом на 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии. <...> г. был осужден Ухтинским городским судом на 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии. В связи с тем, что истец являлся несовершеннолетним лицом органы опеки и попечительства должны были осуществлять контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимать меры по включению истца в указанный список. <...> г. истец был осужден Ухтинским городским судом на 3 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. <...> г. истец был осуждены Сыктывкарским городским судом на 9 месяцев лишения свободы. <...> г. истец был осужден Ухтинским городским судом на 3 года лишения свободы. Находясь в местах лишения свободы истец <...> г., <...> г. обращался с заявлением к ответчику о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Постановлением администрации МО ГО «Ухта» от <...> г..... истцу было отказано во включении в список. Истец полагает, что отказ ответчика во включении в список детей-сирот незаконным, поскольку органы опеки должны были осуществить контроль за своевременной подачей законными представителями истца заявления о включении в указанный список, так же истцу не разъяснялись его права на обеспечение жилой площадью, чем было нарушено его право на получение гарантированной социальной поддержки. Так же истец полагает, что находясь в местах лишения свободы он был ограничен в юридической консультации и не имел возможности самостоятельно изучить соответствующее законодательство. Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с вышеуказанными требованиями.

При принятии иска к производству суд определил в качестве надлежащего ответчика администрацию муниципального округа «Ухта» Республики Коми.

Протокольным определением суда от 04.12.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Комитет по управлению муниципального имущества администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми (далее – Комитет).

В судебное заседание истец, не явился, поскольку отбывает наказание в местах лишения свободы. Ходатайствовал о рассмотрении дела с его участием посредством видеоконференц-связи (далее - ВКС), однако ввиду не обеспечения со стороны исправительного учреждения явки истца в назначенное время и дату, организовать участие в судебном заседании не представилось возможным.

Ранее участвуя в судебном заседании 04.12.2023 посредством ВКС требования, изложенные в иске, поддержал, просил суд их удовлетворить. Пояснил суду, что на момент лишения родительских прав родителей жилого помещения не имел. Находясь на свободе <...> г. истец обращался в прокуратуру г. Ухты с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, ему обещали помочь. 23 года ему исполнилось в 2014 году, <...> г. истец освободился из мест лишения свободы, после освобождения в администрацию и прокуратуру не обращался с заявлением, но посещал детский приют, из которого его направили в администрацию города Ухты, а в администрации сказали идти в прокуратуру города.

Представители Комитета и Администрации в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без своего участия, представили письменные отзывы в которых выразили несогласия с исковыми требованиями истца, поскольку истец достиг возраста 23 лет 29.11.2014, соответственно до указанной даты с заявлением о постановке на учет не обращался. Пребывание в местах лишения свободы не является уважительной причиной не обращения в установленный срок за постановкой на учет.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, а так же с учетом того, что ранее истцу была дана возможность реализовать свое право на участие в судебном заседании, в котором он доводы иска поддержал, дал пояснения по существу спора, полагает возможным рассмотреть дело без участия сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Попов А.А. родился в г. Ухте Коми ССР <...> г.. Родителями истца были Попов А.Б., <...> г. года рождения и мать – Попова Е.М., <...> г. года рождения, что следует из сведений, представленных ЗАГСом <...> г. на запрос суда.

Постановлением Главы МО «Город Ухта» № .... <...> г. Воробьева В.К. назначена опекуном над несовершеннолетним Поповым А.А.

На основании решения Ухтинского федерального городского суда по делу № .... мать истца - Попова Е.М. и отец – Попов А.Б. были лишены родительских правв отношении Попова А.А.

Из справки № .... <...> г. ГОУ РК «Школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Ухты следует, что Попов А.А. обучался и находился на полном государственном обеспечении в Муниципального образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Ухты по постановлению № .... от <...> г.. Обучался в СКОШ № 4. Был отчислен по приговору суда.

Приговором Ухтинского городского суда Республики Коми по делу № .... от <...> г. несовершеннолетний Попов А.А. был признан виновным в совершении представления, предусмотренного ч. 1 ст. 161 УК РФ (4 эпизода), п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ (2 эпизода) и ему назначено наказание в виде 1 года 3 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком в течении 2 лет. На период рассмотрения дела Попов А.А. находился под стражей и освобожден из под стражи в зале суда.

<...> г. Попов А.А. был осужден Ухтинским городским судом Республики Коми по ст. 161 ч. 1 УК РФ к лишению свободы на срок 3 года. Освободился по отбытию наказания 04.09.2009 и убыл в г. Ухта.

<...> г. истец вновь осужден Ухтинским городским судом Республики Коми по ст. 161 ч. 1 (2 эпизода) ст. 69 ч. 2 УК РФ к лишению свободы на срок 3 года.

<...> г. Попов А.А. осужден Ухтинским городским судом Республики Коми к лишению свободы сроком 1 год, на основании ст. 69 ч. 5 был присоединено наказание по приговору суда от 24.11.2009 и окончательно было назначено наказание в виде лишения свободы сроком 3 года 4 месяца. Освобожден по отбытию наказания из ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми 25.01.2013 и убыл в г. Ухту.

<...> г. истец был осужден Сыктывкарским городским судом Республики Коми по ст. 161 ч.1 УК РФ к 9 месяцам лишения свободы и освободился <...> г. по отбытии срока наказания, содержался в ФКУ ИК-19 УФСИН России.

Приговором Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г. Попов А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 161 ч.2 п. «г» УК РФ и ему назначено наказание в виде 03 лет лишения свободы, срок отбывания наказания исчислялся с 14 июля 2015 года, а так же был засчитан в срок отбывания наказания время содержания Попова А.А. под стражей с <...> г. включительно. Убыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области. Освободился по отбытии наказания <...> г. и убыл в г. Ухту.

<...> г. осужден Ленинским районным судом г. Кирова по ст. 158 ч. 3 п. «а» (2 эпизода), ст. 158 ч. 2 п. «а» ст. 69 ч. 3 УК РФ к 2 годам лишения свободы. Начало срока <...> г., конец – <...> г..

В настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области.

Как следует из искового заявления истец, находясь в местах лишения свободы <...> г. обращался с заявлением к ответчику о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Из представленного суду письменного отзыва и приложенных документов ответчика и третьего лица следует, что Попов А.А. <...> г. (П-95) обратился в Комитет с заявлением, датированным <...> г. о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку является сиротой. К заявлению истцом были приложены копии решения суда по делу № .... и справка № .... от <...> г. ГОУ РК «Школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Ухты. Указанное заявление поступило в Комитет <...> г. и зарегистрировано за номером ....

По результатам рассмотрения указанного заявления Комитетом <...> г. принято решение об отказе Попову А.А. во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по причине достижения предельного возраста (на 29.11.2014 ему исполнилось 23 года).

Постановлением администрации МО ГО «Ухта» от <...> г..... отказано Попову А.А. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

Указанное постановление направлено <...> г. в адрес истца в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по республике Коми.

Иных более ранних обращений истца в органы местного самоуправления по вопросу включения в список включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не установлено.

Из справки инспектора канцелярии ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми <...> г..... следует, что в период содержания истца в исправительном учреждении с <...> г. сведения об обращениях истца в администрацию МО ГО «Ухта» согласно журналу учета предложений, заявлений и жалоб граждан № .... отсутствуют. За период содержания истца с <...> г. сведения отсутствуют, поскольку журнал учета предложений, заявлений и жалоб граждан уничтожен по сроку хранения на основании приказа ФСИН России от <...> г.....

Как следует из справки начальника отдела специального учета ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области от <...> г. истец за период отбывания наказания с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения к администрации учреждения не обращался.

Согласно ответу прокуратуры г. Ухты от <...> г. истец обращался в прокуратуру г. Ухты по вопросам предоставления жилья в <...> г., однако ввиду сроков хранения надзорных производств 5 лет, надзорный производства по обращениям истца были уничтожены.

Установленные судом обстоятельства, подтверждаются материалами дела.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Положения абз.3 ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют для целей данного закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей», к числу которых, в том числе, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав.

Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 вышеназванного Федерального закона детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу пункта 9 статьи 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12. 2012 года N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.

В силу части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как установлено судом, с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, Попов А.А. обратился в Комитет в <...> г. На момент обращения истцу исполнилось 23 года.

Уважительных причин, в силу которых истец не мог своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения, при рассмотрении дела не установлено и истцом не приведено.

Доводы о том, что он ранее неоднократно обращался с указанным вопросом в Администрацию и органы прокуратуры опровергаются материалами дела.

Отбывание наказание за совершение уголовно наказуемых деяний, нахождение в местах лишения свободы не может расцениваться в качестве уважительной причины, препятствующие истцу своевременно обратиться с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и реализовать свое право на обеспечение жилым помещением, поскольку, находясь в местах лишения свободы, истец не был ограничен в праве на переписку, в том числе, с ответчиком, соответственно имел возможность своевременно обратиться с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления. На это указывает тот факт, что истец, находясь в исправительном учреждении обращался с заявлением о постановке на учет.

Кроме того, как следует из ответа Агентства Республики Коми по социальному развитию от <...> г. ...., адресованного Попову А.А. в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми, следует, что Попову А.А. были разъяснены положения действующего законодательства о порядке и сроках обращения с заявлением о постановке на учет, а так же указание адреса администрации МО ГО «Ухта». Так же в указанном письме имеется ссылка на то, что Попову А.А. ранее уже разъяснялись указанные положения в 2023 году письмом от <...> г...... Суд обращает внимание на то, что письма, адресованные истцу направлялись ему в тот период, когда он не достиг предельного возраста и соответственно у него была возможность обратиться с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления г. Ухты.

Так же суд учитывает, что истцом постановление администрации МО ГО «Ухта» от <...> г..... не оспаривалось.

Позднее обращение истца в суд за защитой своих прав так же не позволило суду истребовать сведения из органов прокуратуры, поскольку обращения истца и ответы на них за период с 2012 по 2013 год уничтожены.

Вместе с тем, с учетом позиции ответчика о не поступлении от истца обращений по вопросу предоставления жилья и постановки на соответствующий учет ранее июля 2015 года, суд приходит к выводу о том, что обращения истца по вопросу предоставления жилья, поступившие в прокуратуру г. Ухты в 2012-2013 годах, в адрес ответчика в порядке части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не перенаправлялись для рассмотрения по существу, меры прокурорского реагирования не применялись.

Прокуратурой г. Ухты в <...> г. года разрешено обращение Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по вопросу предоставления жилья, по результатам чего Попову А.А. направлен ответ <...> г. отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования.

Иных доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока на обращение с соответствующим заявлением, заслуживающих внимание суда, истцом не представлено.

Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания. На момент обращения с заявлением в Администрацию Попов А.А. утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей.

При таких обстоятельствах, исковые требования Попова А.А. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Попова А.А. к администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, признании незаконным отказ в постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                      С.М. Изъюров

Решение в окончательной форме составлено 19 февраля 2024 года.

2-285/2024 (2-5005/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Попов Антон Андреевич
Ответчики
Администрация МО "Ухта"
Другие
КУМИ МО "Ухта"
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Изъюров Сергей Михайлович
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
17.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2023Передача материалов судье
24.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
12.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2024Дело оформлено
12.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее