Дело №2-104/2023 (2-1003/2022)
УИД: 03RS0071-01-2022-001446-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2023 года г. Янаул РБ
Янаульский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Газизовой Д.А., при секретаре Русиевой Н.Г., с участием ответчика Батталова Ф.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в городах Нефтекамск, Агидель, Дюртюлинском, Илишевском, Калтасинском, Краснокамском и Янаульском районах к ИП Батталову Ф.К. о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в городах Нефтекамск, Агидель, Дюртюлинском, Илишевском, Калтасинском, Краснокамском и Янаульском районах (далее – отдел Управления Роспотребнадзора) в защиту неопределенного круга потребителей обратился с иском к ИП ФИО1, в котором просит признать действия ИП ФИО1 при продаже табачных изделий в магазине «Ника», расположенном на расстоянии менее чем сто метров от границы образовательного учреждения, незаконными, а также просит обязать ИП ФИО1 не допускать розничную продажу табачных изделий в магазине «Ника», на расстоянии менее чем сто метров от границ территории образовательного учреждения. В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной сотрудниками ОМВД России по Янаульскому району, было установлено нарушение требований Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака », Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 24.07.1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
В судебное заседание представитель истца - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в городах Нефтекамск, Агидель, Дюртюлинском, Илишевском, Калтасинском, Краснокамском и Янаульском районах не явился, истец о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Ответчик ИП ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.
Представитель третьего лица, с самостоятельными требованиями, - Отдела МВД России по Янаульскому району в судебное заседание не явился, третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, направил в суд ходатайство с требование об уничтожении сигарет, изъятых в магазине «Ника» рамках проведенной проверки.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав ответчика, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положения пункта 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее по тексту - Закон), государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан - территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
Право Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в городах Нефтекамск, Агидель, Дюртюлинском, Илишевском, Калтасинском, Краснокамском и Янаульском районах обращаться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга потребителей закреплено положениями статей 42, 46 ГПК РФ, ст. ст. 40, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
Истец в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака » запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Однако данные требования законодательства ИП ФИО1 должным образом не соблюдаются и не исполняются.
В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан поступил административный материал по результатам проведенной сотрудниками Отдела МВД России по Янаульскому району проверки в отношении магазина «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> в ходе которой было установлено нарушение требований Федерального закона от 23.02.2013 г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака », Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Так, в ходе осмотра помещений указанного магазина ДД.ММ.ГГГГ установлена реализация табачной продукции в ассортименте 10 наименований в количестве <данные изъяты> пачек. Данный факт подтверждается примененной мерой обеспечения производства по административному делу, а именно: протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю ФИО1 помещения магазина от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно топографического плана с нанесенными кадастровыми границами территорий земельных участков в общедоступном приложении «Kadastr.ru» фактическое расстояние по прямой линии без учета искусственных и естественных преград до ближайшей точки, граничащей с территорией <данные изъяты> до места розничной торговли табачной продукцией – магазин «<данные изъяты>», составляет <данные изъяты> метров.
Согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение <данные изъяты> оказывает услуги дошкольного образования, имеется лицензия серия № от ДД.ММ.ГГГГ. регистрационный № на осуществление образовательной деятельности по адресу: <адрес>.
ИП ФИО1 при осуществлении деятельности в магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> нарушает обязательные требования п.2 ч.7. ст. 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака », согласно которого запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Реализация табачной продукции на расстоянии менее 100 метров от образовательных учреждений также противоречит обязательным требованиям ст.1, п.п. 1, 5 ст. 4, п.п.1, 2 ч.2 ст.10, п.8 ст. 11 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака », которыми установлено следующее.
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций.
Статьей 21 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака » установлено, что государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного надзора в сфере рекламы, а также таможенного контроля.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя: организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», несоблюдение обязательных санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно п. 2 ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака » запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» государственная политика в области образования строится на принципах жизни и здоровья человека, свободного развития личности. На основании ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с ч. 1 ст. 7Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуги) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинил вреда имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечить безопасность товара (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращении причинении вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Действия ответчика по розничной продаже табачных изделий вблизи образовательного учреждения ( менее 100 метров от границ территорий образовательных учреждений) нарушают права несовершеннолетних граждан, в том числе воспитанников начальной школы, дет/сада, в том числе имеющих намерение и использующих услуги данного магазина исключительно для личных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. У ответчика имелась возможность для соблюдения норм и правил, установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» и ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, судом установлено и ответчиком не оспаривалось, что ответчиком осуществлялась реализация табачной продукции в ассортименте 10 наименований в количестве <данные изъяты> пачек вблизи <данные изъяты>, что противоречит Федеральному закону от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака », Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закона РФ «О защите прав потребителей». Поэтому требование истца о признании данных действий противоправным, подлежит удовлетворению.
Орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда (статья 46 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в соответствии со статьями 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона). При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Поскольку истцом не заявлен способ доведения информации до сведения потребителей, суд удовлетворяет данное требование, руководствуясь ст. 196 ГПК РФ по заявленным требованиям.
Относительно заявленных третьим лицом требований об уничтожении изъятых в ходе проведенного ОМВД России по Янаульскому району осмотра помещения магазина «Ника» сигарет, в связи с отсутствием маркировки, суд не находит оснований для удовлетворения данного требования, поскольку в рамках рассматриваемого гражданского дела решается вопрос о недопущении продажи любой табачной продукции, даже при наличии соответствующих акцизных марок. Вопрос уничтожения изъятой табачной продукции подлежит разрешению в рамках дела об административном правонарушении.
Из материалов административного дела, представленного суду в рамках рассмотрения настоящего иска, следует, что Отделом МВД России по Янаульскому району проведена проверка реализуемой в магазине «<данные изъяты>» табачной продукции по сообщению гр.ФИО3 При этом, вопрос наличия либо отсутствия акцизной марки в ходе проверочных материалов не исследовался, ФИО1 к административной ответственности по данному факту привлечен не был, в связи с неполнотой собранных материалов.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в городах Нефтекамск, Агидель, Дюртюлинском, Илишевском, Калтасинском, Краснокамском и Янаульском районах к ИП Батталову Ф.К. о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий, удовлетворить.
Признать противоправными действия ИП БатталоваФ.К. при продаже табачных изделий в магазине «<данные изъяты>», расположенном на расстоянии менее чем сто метров от границы образовательного учреждения.
Обязать ИП БатталоваФ.К. не допускать розничную продажу табачных изделий в магазине «<данные изъяты>», на расстоянии менее чем сто метров от границ территории образовательного учреждения.
Обязать ИП БатталоваФ.К. довести в установленный срок доступным способом до сведения потребителей о принятом судом решении.
В удовлетворении требований ОМВД России по Янаульскому району об уничтожении изъятой табачной продукции отказать.
Взыскать с ИП Батталова Ф.К. в бюджет муниципального района Янаульский район РБ государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через Янаульский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: Д.А.Газизова
Мотивированное судебное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Д.А.Газизова