2а-186/2018 .
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2018 года село Майя
Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Саввиной В. Ю., при секретаре судебного заседания Санниковой Н. А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению прокурора Мегино-Кангаласского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Тарагайский наслег» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия в части не оформления права собственности на муниципальную дорогу - улица Южная с. Табага и возложении обязанности в шестимесячный срок оформить право собственности на муниципальную дорогу,
у с т а н о в и л:
Прокурор Мегино-Кангаласского района в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Тарагайский наслег» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) (Далее - МО «Тарагайский наслег») о признании незаконным бездействия в части не оформления права собственности на муниципальную дорогу - улица Южная с. Табага протяженностью 1, 67 км, указав, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о государственной и муниципальной собственности в части регистрации права собственности в части регистрации прав собственности на автомобильные дороги местного значения.
По результатам проверки установлено, что администрацией МО «Тарагайский наслег» не оформлено право собственности на муниципальную дорогу – улица Южная с. Табага протяженностью 1, 67 км, что является нарушением п.п. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.ст. 1 и 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. ст. 130-132 и ст. 164 ГК РФ. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией муниципального образования не были приняты меры по регистрации автомобильной дороги поселения в качестве муниципальной собственности, что влечет отсутствие надлежащего содержания автомобильной дороги, тем самым, не обеспечения безопасности дорожного движения на данной дороге.
Просит обязать администрацию МО «Тарагайский наслег» обязать в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оформить право собственности на данную дорогу.
Представитель административного истца, участвующий в деле помощник прокурора района Евстафьева С. Д., в судебном заседании исковые требования по доводам, изложенным в заявлении, поддержала в полном объеме. Просит установить срок в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель административного ответчика - глава МО «Бютейдяхский наслег» Бурнашев Г. А. в судебном заседании с иском не согласился частично и пояснил, что для государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу необходимо провести межевые работы, изготовить кадастровый план, кадастровый паспорт земельного участка. 24 июля 2014 года между МБУ «Агенство по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям и ГУП РЦТИ был заключен договор на проведение кадастровых работ с формированием межевого и технического планов на внутрипоселковые дороги, в том числе, и на дорогу Южная, обязательства до сих пор не выполнены. Администрация неоднократно обращалась в РЦТИ по вопросу не исполнения обязательств, в последний раз обращались 30.03.2018. Таким образом, администрация принимает меры по регистрации права собственности на дорогу, тем самым просит отклонить требования истца в части признания незаконным бездействия по оформлению права собственности на муниципальную дорогу – улица Южная с. Табага. Со сроком регистрации права собственности в течение 8 месяцев согласен.
Заслушав сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее:
Согласно ч. 1 ст. 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии п.п. 3, 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2017) к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 05.12.2017) (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В п. 7 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ определено, что под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ( вред. от 26.07.2017) полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ч. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иным законами.
Таким образом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеет правоустанавливающий характер как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц. В силу закона государственная регистрация является доказательством возникновения прав и обязанностей, связанных с реализацией права собственности.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества несет собственник.
Как следует из предоставленных документов, на основании распоряжения главы администрации МР «Мегино-Кангаласский улус» от 07.09.2009 № 974 «О безвозмездной передаче объектов муниципальной собственности муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» муниципальным образованиям Мегино-Кангаласского улуса» внутрипоселковые дороги были переданы в муниципальную собственность муниципальному образованию «Тарагайский наслег». Согласно Приложению в перечне объектов имеется улица Южная.
Из информации, предоставленной прокурору Мегино-Кангаласского района главой МО «Тарагайский наслег» от 20 февраля 2018 года, следует, что на внутрипоселковую дорогу по улице Южная право собственности не зарегистрировано.
В соответствии ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости (в ред. от 28.02.2018) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Автомобильные дороги, являющиеся объектом недвижимости, в соответствии с ч.6 ст.1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» подлежат государственной регистрации.
Тем самым, администрация МО «Тарагайский наслег» в нарушение требований Федерального закона не зарегистрировала право собственности на внутрипоселковую дорогу - улица Южная с. Табага протяженностью 1, 67 км.
В суде установлено и доказано, что в настоящее время улица Южная с. Табага, протяженностью 1, 67 км, является внутрипоселковой дорогой, находится в ведении администрации МО «Тарагайский наслег», администрация МО несет бремя содержания указанной дороги, указанной дорогой пользуется неопределенный круг лиц, что подтверждается материалами дела.
Доводы представителя административного ответчика Бурнашева Г. А. о том, что в не оформлении права собственности виновато ГУП РЦТИ, так как именно с этим предприятием был заключен договор на проведение кадастровых работ с формированием межевого и технического планов на внутрипоселковые дороги в 2014 году, который до сих пор не исполнен, не является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления. Со стороны администрации МО «Тарагайский наслег», начиная с 2014 года, то есть со времени заключения договора с ГУП РЦТИ, каких-либо мер не принято для исполнения договора, тем самым, в оформлении права собственности на автомобильную дорогу – улица Южная с. Табага.
Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие администрации МО «Тарагайский наслег» по не принятию мер к государственной регистрации права собственности на муниципальную дорогу является незаконным, так как исключает возможность распоряжаться указанной дорогой установленными законом способами с учетом интересов муниципального образования, поступления в доход местного бюджета средств от использования муниципального имущества, обеспечения безопасности дорожного движения на ней, осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, создает препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям – приведению в надлежащее состояние, чем нарушаются права и законные интересы МО и граждан – неопределенного круга лиц.
Также необходимо возложить на администрацию МО «Тарагайский наслег» обязанность произвести государственную регистрацию права собственности на муниципальную дорогу – улица Южная с. Табага протяженностью 1, 67 км.
В соответствии ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.
Тем самым, требования прокурора Мегино-Кангаласского района обоснованы и основаны на законе.
С учетом изложенного, суд находит требования прокурора Мегино-Кангаласского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает срок исполнения решения.
Суд находит, что доводы представителя административного ответчика о том, что в шестимесячный срок исполнить решение суда не представляется возможным ввиду долгосрочности процедуры установления права собственности и отсутствия в местном бюджете требуемых средств, обоснованными, а также мнение представителя административного истца, и полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 1 670 ░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 1 670 ░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░).
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░: . ░. ░. ░░░░░░░
.