Дело № 2а-1232/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2018 года <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Софроновой С.В.,
при секретаре Алексеевой Л.А.,
с участием административного истца Кондратьева В.И.,
представителя административного истца Кондратьева В.В.,
представителя административного ответчика Мулендеева А.В.,
представителя административного ответчика Нягина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Кондратьева ФИО18 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике (Управлению Росгвардии по Чувашской Республике), начальнику Отделения лицензионно-разрешительной работы (по городу Канашу, Батыревскому, Канашскому, Комсомольскому, Урмарскому, Шемуршинскому, Яльчикскому и Янтиковскому районам) г.Канаш Управления Росгвардии по Чувашской Республике о признании незаконным отказа в выдаче лицензии на приобретение охотничьего оружия и патронов к нему, возложении обязанности выдать лицензию на приобретение охотничьего оружия и патронов к нему,
у с т а н о в и л :
Кондратьев В.И., обратился в Канашский районный суд с вышеназванным административным исковым заявлением. Его требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ через портал «Госуслуги» административный истец обратился в отделение лицензионно-разрешительной работы (по г. Канашу, Батыревскому, Канашскому, Комсомольскому, Урмарскому, Шемуршинскому, Яльчикскому и Янтиковскому районам) Управления Росгвардии по Чувашской Республике (далее по тексту - Отделение) с заявлением о выдаче лицензии на приобретение охотничьего оружия. ДД.ММ.ГГГГ Отделением в лице начальника ФИО19 истцу было отказано в выдаче лицензии на приобретение охотничьего оружия, ссылаясь на положение ст. 26 ФЗ «Об оружии». Полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку на него не налагалось административное наказание в виде лишения права на приобретение оружия либо права на хранение или хранение и ношение оружия. Само по себе аннулирование лицензии не является административным наказанием. Ранее выданная истцу лицензия была аннулирована на основании п. 4 ст. 26 ФЗ «Об оружии» (аннулирование охотничьего билета) согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ после окончания срока наложенного на него административного наказания в виде лишения права осуществлять охоту он на законном основании получил новый охотничий билет. Утверждает, что в соответствии со ст. 26 ФЗ «Об оружии» он праве повторно обратиться за получением лицензии со дня устранения обстоятельств, исключающих возможность получения таких лицензий. ДД.ММ.ГГГГ истцом были представлены все необходимые документы для получения лицензии, однако в выдаче лицензии ему было отказано. На основании изложенного просит признать отказ в выдаче лицензии на приобретение охотничьего оружия и патронов к нему незаконным, обязать Отделение лицензионно-разрешительной работы (по г. Канашу, Батыревскому, Канашскому, Комсомольскому, Урмарскому, Шемуршинскому, Яльчикскому и Янтиковскому районам) Отдела Росгвардии по Чувашской Республике выдать ему лицензию на приобретение охотничьего оружия и патронов к нему.
В судебном заседании установлено, что согласно Приказу директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации №303 от 17 июля 2018 года Отдел Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике переименован в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике, в связи с чем административным истцом и его представителем было уточнено наименование ответчика и изменено на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике.
Административный истец Кондратьев В.И. и его представитель Кондратьев В.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержали в полном объеме по изложенным в нем доводам. Представитель административного истца Кондратьев В.В. указал, что ответчиками незаконно устанавливается для истца годичный срок для получения лицензии со дня устранения обстоятельств, исключающих в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» возможность получения лицензии, тогда как статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрено, что в случае аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение оружия гражданин вправе повторно обратиться за их получением со дня устранения обстоятельств, исключающих в соответствии с настоящим Федеральным законом возможность получения таких лицензии и (или) разрешения, не дожидаясь истечения одного года. Указание, содержащееся в ч.5 ст.26 ФЗ «Об оружии» - «по истечении одного года», относится только для случаев наложения административного наказания в виде лишения права на приобретение оружия либо права на хранение или хранение и ношение оружия и не относится к случаю устранения обстоятельств, исключающих возможность получения таких лицензии и (или) разрешения.
Представитель административного ответчика - Управления Росгвардии по Чувашской Республике ФИО20. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска, указывая, что со дня устранения обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии истцом, не прошел годичный срок.
Административный ответчик - начальник Отделения лицензионно-разрешительной работы (по г. Канашу, Батыревскому, Канашскому, Комсомольскому, Урмарскому, Шемуршинскому, Яльчикскому и Янтиковскому районам) Управления Росгвардии по Чувашской Республике ФИО21 извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представитель Отделения лицензионно-разрешительной работы (по г. Канашу, Батыревскому, Канашскому, Комсомольскому, Урмарскому, Шемуршинскому, Яльчикскому и Янтиковскому районам) Управления Росгвардии по Чувашской Республике ФИО22. в судебном заседании считал административное исковое заявление Кондратьева В.И. не подлежащим удовлетворению, пояснив, что лицензия на приобретение охотничьего оружия выдается только при предъявлении охотничьего билета. Обстоятельства, исключающие возможность получения лицензии Кондратьевым В.И., устранились только ДД.ММ.ГГГГ, когда он получил охотничий билет. После этой даты должен пройти еще год.
Выслушав административного истца Кондратьева В.И. и его представителя Кондратьева В.В., представителей административных ответчиков ФИО23 и ФИО24., допросив свидетеля ФИО10, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФкаждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 1.2 ст. 8.37 КоАП РФ осуществление с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Частью 3 ст. 32.6 КоАП РФ предписано, что исполнение постановления о лишении права осуществлять охоту осуществляется путем аннулирования охотничьего билета.
В соответствии с п.24Приказа Минприроды России от 20.01.2011 N 13 (ред. от 27.09.2016) "Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета" охотничий билет признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный охотхозяйственный реестр.
Согласно п.25.1 указанного Порядка в случае, если охотничий билет аннулирован по основанию, указанному в подпункте "в" пункта 17 настоящего Порядка (на основании судебного решения), аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного решения, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.
По истечении срока лишения специального права в виде права осуществлять охоту охотничий билет, изъятый у физического лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежит возврату (п.27 Порядка).
Согласно п. 4 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии " лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае аннулирования охотничьего билета в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (в отношении охотничьего оружия).
Частью 5 статьи 26 ФЗ "Об оружии" предписано, что в случае аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение оружия юридическое лицо вправе повторно обратиться за их получением по истечении трех лет со дня аннулирования лицензии и (или) разрешения, гражданин - по истечении одного года со дня окончания срока наложения административного наказания в виде лишения права на приобретение оружия либо права на хранение или хранение и ношение оружия или со дня устранения обстоятельств, исключающих в соответствии с настоящим Федеральным законом возможность получения таких лицензии и (или) разрешения.
Таким обстоятельством может быть аннулирование охотничьего билета (в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии ").
Судом установлено, что начальником отдела МВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ административному истцу Кондратьеву В.И. было выдано разрешение серии № № на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему «<данные изъяты>», 12 калибра №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № Кондратьев В.И. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1.2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде лишения права осуществлять охоту сроком на 1 год.
Указанное постановление вступило в законную силу 10 июня 2017 года.
В силу приведенных выше норм закона охотничий билет административного истца после вступления в законную силу постановления о привлечении его к административной ответственности считается аннулированным.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Отделения лицензионно-разрешительной работы (по г. Канашу, Батыревскому, Канашскому, Комсомольскому, Урмарскому, Шемуршинскому, Яльчикскому и Янтиковскому районам) Отдела Росгвардии по Чувашской Республике ФИО26 было утверждено заключение об аннулировании разрешения на право хранения и ношения охотничьего пневматического, огнестрельного оружия серии РОХа №, выданного ОМВД России по г. Канашу Кондратьеву В.И. Указанное разрешение аннулировано на основании п.4 ст. 26 Федерального закона от 13.12.1996 N150-ФЗ "Об оружии" («аннулирование охотничьего билетав соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов»).
Кондратьев В.И. ознакомлен с заключением ДД.ММ.ГГГГ, о чем собственноручно расписался.
ДД.ММ.ГГГГ Кондратьев В.И. обратился в Отделение лицензионно-разрешительной работы (по г. Канашу, Батыревскому, Канашскому, Комсомольскому, Урмарскому, Шемуршинскому, Яльчикскому и Янтиковскому районам) Управления Росгвардии по Чувашской Республике с заявлением о предоставлении государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение одной единицы огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и патронов к нему.
Уведомлением начальника Отделения лицензионно-разрешительной работы ФИО27. № от ДД.ММ.ГГГГ Кондратьеву В.И. сообщено об отказе в выдаче лицензии на приобретение одной единицы охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия и патронов к нему от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
Из названного уведомления следует, что основанием аннулирования разрешения на право хранения и ношения охотничьего пневматического, огнестрельного оружия серии РОХа № явилось аннулирование охотничьего билета серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Кондратьеву В.И. государственной службой Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, что является обстоятельством, исключающим возможность получения лицензии и (или) разрешения на приобретение оружия, со дня устранения которого должен пройти один год.
Согласно пояснениям представителей административных ответчиков и свидетеля ФИО10, который подтвердил в судебном заседании факт привлечения к административной ответственности Кондратьева В.И. по ч.1.2 ст.8.37 КоАП РФ, факт аннулирования выданных ему охотничьего билета и разрешения на право хранения и ношения охотничьего пневматического, огнестрельного оружия, а также отсутствие факта уклонения Кондратьева В.И. от исполнения административного наказания в виде лишения права осуществлять охоту, со дня устранения обстоятельств, исключающих в соответствии с законом возможность получения лицензии, должен пройти еще год. В настоящее время обстоятельства, исключающие в соответствии с законом возможность получения лицензии, устранились, но год со дня их устранения не прошел. ДД.ММ.ГГГГ истцу выдан охотничий билет, он имеет право охотиться, имея капканы и собак, однако иметь ружье он не может.
Из изложенного следует, что лицо, совершившее административное правонарушение, связанное с нарушением правил охоты, и подвергнутое административному наказанию, не имеет права на получение лицензии в течение одного года со дня устранения обстоятельств, исключающих в соответствии с ФЗ N 150-ФЗ возможность получения лицензии.
Указанное также подтверждается разъяснениямиПостановления Конституционного Суда РФ от 29.06.2012 N 16-П "По делу о проверке конституционности положения части десятой статьи 13 Федерального закона "Об оружии" в связи с жалобами граждан ФИО11 и ФИО12" из которого следует, что впредь до введения в действие нового правового регулирования граждане, совершившие административные правонарушения, связанные с нарушением правил охоты, правил производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия, вправе обращаться за получением лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом по истечении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (статья 4.6 КоАП Российской Федерации).
Таким образом, обстоятельством,исключающим в соответствии с ФЗ "Об оружии" возможность получения лицензии и (или) разрешенияна приобретение оружия, указанным в части 5 ст. 26 ФЗ "Об оружии", может быть истечение срока наказания за совершение административного правонарушения в соответствии со ст. 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, повлекшего невозможность получения лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия.
В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Таким образом, лицо, совершившее административное правонарушение, связанное с нарушением правил охоты и подвергнутое административному наказанию, не имеет права на получении лицензии в течение одного года со дня окончания исполнения постановления.
Следовательно, по смыслу положений приведенной выше ст. 26 ФЗ «Об оружии» административный истец вправе обратиться с заявлением о выдаче разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия не ранее, чем по истечении одного года со дня устранения обстоятельства, исключающего в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» возможность получения таких лицензии и (или) разрешения, то есть со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права осуществлять охоту.
В соответствии с ч.1 ст.32.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.
Исполнение постановления по делу об административном правонарушении в отношении Кондратьева В.И. окончено лишь с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, обстоятельство, исключающее в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" возможность получения Кондратьевым В.И. лицензии и (или) разрешения, отпало с ДД.ММ.ГГГГ (истек срок, в течение которого Кондратьев В.И. был подвергнут административному наказанию в виде лишения права осуществлять охоту за совершение правонарушения по ч. 1.2 ст. 8.37 КоАП РФ).
Поскольку предусмотренный ст. 26 Федерального закона "Об оружии " срок на момент обращения Кондратьева В.И. с заявлением о выдаче лицензии с момента окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права осуществлять охоту не истек, он обратился до истечения указанного срока, Отделением лицензионно-разрешительной работы (по г. Канашу, Батыревскому, Канашскому, Комсомольскому, Урмарскому, Шемуршинскому, Яльчикскому и Янтиковскому районам) Управления Росгвардии по Чувашской Республике было вынесено обоснованное уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии оснований для принятия положительного заключения о выдаче лицензии.
Оснований к признанию незаконным данного уведомления об отказе в выдаче лицензии на приобретение одной единицы охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия и патронов к нему не имеется.
Доводы административного истца и его представителя о том, что указание, содержащееся в ч.5 ст.26 ФЗ «Об оружии» - «по истечении одного года», относится только для случаев наложения административного наказания в виде лишения права на приобретение оружия либо права на хранение или хранение и ношение оружия и не относится к случаю устранения обстоятельств, исключающих возможность получения таких лицензии и (или) разрешения, основаны на ошибочном толковании и понимании законодательства об оружии, поскольку ч.6 ст.26ФЗ «Об оружии» установлены конкретные случаи, когдасроки повторного обращения за получением лицензии или разрешения не устанавливаются - это лишь случай добровольного отказа от лицензии и (или) разрешения.
При таком положении не подлежат удовлетворению и требования Кондратьева В.И. о возложении обязанности выдать лицензию на приобретение охотничьего оружия и патронов к нему.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 219, 293-294 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административных исковых требований Кондратьева ФИО28 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике (Управлению Росгвардии по Чувашской Республике), начальнику Отделения лицензионно-разрешительной работы (по городу Канашу, Батыревскому, Канашскому, Комсомольскому, Урмарскому, Шемуршинскому, Яльчикскому и Янтиковскому районам) г.Канаш Управления Росгвардии по Чувашской Республике о признании незаконным отказа в выдаче лицензии на приобретение охотничьего оружия и патронов к нему, возложении обязанности выдать лицензию на приобретение охотничьего оружия и патронов к нему отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.В. Софронова