№ 12-118/2020
решение
18 мая 2020 г. город Рыбинск
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Леонова Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МУП «Омега» Федоровой Евгении Владимировны на постановление главного государственного санитарного врача по городскому округу город Рыбинск и Рыбинскому муниципальному району от 19 сентября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением главного государственного санитарного врача по городскому округу город Рыбинск и РМР директор МУП «Омега» (место нахождения юридического лица: Ярославская область, Рыбинский район, с. Покров, ул. Рыбинская, д.11) ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб., за нарушение требований ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", выявленные при содержании территории кладбищ в <адрес>.
В жалобе директор МУП «Омега» - Федорова Е.В. просит отменить постановление должностного лица, указывает на отсутствие состава правонарушения. Полагает, что ее вина как должностного лица организации отсутствует, поскольку вывоз твердых коммунальных отходов осуществляет на основании договора ООО «Харития», которое ненадлежащим образом исполняло свои обязанности. Федорова Е.В. принимала меры к понуждению ООО «Хартия» исполнять обязанности по договору, писала письма в компетентные организации. Полагает, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений не относится к вопросам местного значения сельских поселений. В постановлении неверно указано место совершения правонарушения, поскольку МУП «Омега» осуществляет свою деятельность по другому адресу.
В судебном заседании защитник Федоровой Е.В. – Щеников С.Н. доводы жалобы поддержал, дополнил, что состав административного правонарушения, вмененный Федоровой Е.В., отсутствует. Площадки для размещения мусора имелись на момент проверки, в дело представлены фотографии. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляет ООО «Хартия». Федорова Е.В. не является субъектом правонарушения, надлежащий субъект – орган местного самоуправления. В силу ч.1 ст. 4.1.1. КоАП РФ Федоровой Е.В. возможно вынести предупреждение.
Федорова Е.В. в судебном заседании вину в совершении правонарушения не признала, дала объяснения, аналогичные позиции своего защитника.
Помощник Рыбинского городского прокурора Холинова Н.А. просила в удовлетворении жалобы отказать.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребназора по Ярославской области в г. Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 6.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Согласно п. п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" на участках кладбищ необходимо предусмотреть в частности урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Из материалов дела следует, что Рыбинской городской прокуратурой 23.07.2019, с 11 часов 30 минут до 12 часов 30 минут, проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МУП «Омега», находящегося по адресу: <адрес>.
Во исполнение постановления Главы Покровского сельского поселения от 29.03.2007 № 14 «О создании муниципального унитарного предприятия Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области «Омега», на территории Покровского сельского поселения действует специализированная служба по вопросам похоронного дела.
В соответствии с п. 2.1 Устава МУП «Омега», целями деятельности предприятия являются содержание мест захоронения на территории Покровского сельского поселения, организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
На территории <адрес> расположены закрытые кладбища: кладбище площадью 3 га (земельный участок с кадастровым номером №) и кладбище площадью 3.6 га (земельный участок с кадастровым номером №).
На момент проведения проверки на данных земельных участках осуществляются захоронения.
Проверкой, проведенной с привлечением специалиста территориального отдела управления Роспотребнадзора в городском округе город Рыбинск и Рыбинском муниципальном районе, установлено, что на территории указанных кладбищ отсутствуют огражденные площадки с твердым покрытием для мусоросборников, имеются значительные скопления отходов (венков, искусственных цветов и бытового мусора).
Выявленные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответственным лицом требований законодательства при обращении с отходами в процессе оказания ритуальных услуг и содержании места погребения.
На основании постановления Главы Покровского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области от 29.03.2007 № на должность директора МУП Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области «Омега» назначена Федорова Е.В..
По факту выявленных нарушений 16.08.2019 заместителем Рыбинского городского прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, в том числе: представлением от 19.09.2019 об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, справкой должностного лица Роспотребнадзора о выявленных нарушениях, уставом МУП «Омега», фотографиями, договором между МУП «Омега» и ООО «Хартия» от 23.04.2019, заявками на вывоз мусора, договором аренды оборудования от 01.08.2019, письмами Федоровой Е.В. в ООО «Хартия» и Департамент охраны окружающей среды Ярославской области, ответами на данные письма. Исследованные доказательства согласованны между собой, сомнений у суда не вызывают.
Таким образом, Федорова Е.В. являясь директором МУП «Омега», не исполнила свои служебные обязанности надлежащим образом, не предприняла исчерпывающих мер к соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ.
Доводы Федоровой Е.В. и ее защитника Щеникова С.Н. суд находит несостоятельными.
В соответствии с п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ч.3 данной статьи, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Пунктом 6 ч.2 ст. 2 Закона ЯО от 30.06.2014 N 36-з "О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области", наряду с вопросами местного значения сельского поселения, отнесенными к вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к ним также относятся вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
В силу п.19 ст. 9 Устава Покровского сельского поселения Рыбинского района Ярославской области к вопросам местного значения Покровского сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ч.2 ст. 25 ФЗ от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления (ст. 29 ФЗ от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле").
Таким образом, в данном случае, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района. Как указано выше, на основании постановления Главы Покровского сельского поселения от 29.03.2007 действует специализированная служба по вопросам похоронного дела. В соответствии с п. 2.1 Устава МУП «Омега», директором которого является Федорова Е.В., цели деятельности - содержание мест захоронения на территории Покровского сельского поселения, организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Таким образом, доводы защитника о том, что Федорова Е.В. не является субъектом административного правонарушения, не обоснованны.
23.04.2019 между ООО «Хартия» (Региональным оператором) и МУП «Омега» (Потребителем) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п.4 договора дата начала оказания услуг - 01.01.2019.
Порядок фиксации нарушений по договору закреплен в п.п. 16-19 договора. Согласно п.16 в случае нарушения Региональным оператором обязательств по настоящему договору Потребитель с участием представителя Регионального оператора составляет акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю Регионального оператора, который в течение 3 дней подписывает его и направляет Потребителю.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что Федорова Е.В. не приняла всех мер к исполнению своих служебных обязанностей по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства. Представленные ей письма не являются исчерпывающими мерами к понуждению стороны договора исполнять свои обязанности. Федоровой Е.В. не соблюден порядок, предусмотренный договором с региональным оператором, не составлялся акт о выявленных нарушениях, МУП «Омега» не обращалось с соответствующим иском в суд. Соответственно, вина Федоровой Е.В. в совершении вмененного правонарушения имеется.
Доводы о том, что на момент проверки площадки для мусоросборников имелись, суд не принимает. Отсутствие указанных площадок зафиксировано в справке должностного лица Роспотребнадзора о выявленных нарушениях. Федорова Е.В. присутствовала при вынесении заместителем Рыбинского городского прокурора постановления, ей была предоставлена возможность дать объяснения. Федорова Е.В. ограничилась лишь указанием на то, что с постановлением не согласна, каких-либо конкретных объяснений, в том числе, о наличии на земельных участках кладбищ площадок для мусора, не давала. Фотографии представлены Федоровой Е.В. позднее, в судебное заседание.
В силу п.2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
В постановлении местом совершения правонарушения указан адрес, являющийся местом нахождения МУП «Омега» согласно уставу. Доводы жалобы в данной части суд находит не обоснованными.
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение суд не усматривает.
В соответствии с ч.1 ст. 4.1.1. КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае, в результате несоблюдения санитарно-эпидемиологических норм, существовала угроза причинения вреда здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде. Соответственно, положения ч.1 ст. 4.1.1. применены быть не могут.
Оценив все доказательства в их совокупности в соответствии со ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ должностным лицом обоснованно сделан вывод о наличии в действиях Федоровой Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Федоровой Е.В. справедливое, в минимальном размере, установленном санкцией статьи.
Поскольку выявленные нарушения посягают на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, создают существенную потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены состоявшегося по делу постановления и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление главного государственного санитарного врача по городскому округу город Рыбинск и Рыбинскому муниципальному району от 19 сентября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ, в отношении директора МУП «Омега» Федоровой Евгении Владимировны, оставить без изменения, жалобу Федоровой Евгении Владимировны - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Е.С. Леонова