ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2024 года г.Минусинск Красноярский край
ул.Гоголя, 66А
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Полянской Е.В.,
при секретаре Пилипенко А.К.,
с участием представителя истца КГКУ «УСЗН» - Бобровой Н.А., действующей на основании доверенности от 13 ноября 2023 года сроком действия пять лет (л.д.105),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Мелконян Виктории Юрьевне о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «УСЗН» обратилось в суд с иском к Мелконян В.Ю. о взыскании денежных средств, мотивируя свои требования тем, что 15 сентября 2023 года Мелконян В.Ю. обратилась в ТО КГКУ «УСЗН» по г. Минусинску и Минусинскому району с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, предоставив необходимые документы по мероприятию «по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности» для открытия маникюрного кабинета. Территориальное отделение приняло решение о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта от 22 сентября 2023 года и заключило с Мелконян В.Ю. 25 сентября 2023 года социальный контракт № сроком действия с 25 сентября 2023 года по 24 сентября 2024 года по мероприятию «по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности». Согласно социальному контракту Мелконян В.Ю. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 350000,00 руб. для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности (плательщик налога на профессиональный доход), для приобретения оборудования на общую стоимость 362529,00 руб. Платежным поручением № от 05 октября 2023 года Мелконян В.Ю. перечислена единовременная денежная выплата – государственная социальная помощь на основе социального контракта в размере 350000,00 руб. на ее расчетный счет, открытый в Красноярском отделении №8646 ПАО Сбербанк. По условиям социального контракта получатель ежемесячно до 15-го числа, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. Социальный контракт расторгается досрочно, если был установлен факт нецелевого расходования гражданином выплаченных денежных средств. В представленном 15 ноября 2023 года Мелконян В.Ю. отчете о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации указано, что у ИП Бочкарева К.С. приобретено из массива дерева следующие товары: стол – 1 шт., шкаф – 1 шт., комод – 1 шт., кресло – 2 шт., диван – 1 шт., тележка для инструментов – 1 шт., вывеска – 1 шт. на общую сумму 142500,00 руб. К отчету были приложены: выписка из ЕГРИП от 13 ноября 2023 года, счет-фактуры от 03 ноября 2023 года № и акт от 03 ноября 2023 года №. Данный отчет не был принят к учету, так как отсутствуют: договор купли-продажи товара или иной договор, документы об оплате данного товара (кассовый чек с указанием товара). 23 ноября 2023 года в адрес Мелконян В.Ю. направлено уведомление о рассмотрении отчета по государственной социальной помощи на основании социального контракта от 25 сентября 2023 года №. В декабре 2023 года, в январе 2024 года ответчиком не были представлены отчеты в соответствии с условиями социального контракта, только «оставлены» документы без предъявления оригиналов, без подписи ответчика и даты их составления, которые не приняты к учету. В адрес Мелконян В.Ю. 15 декабря 2023 года направлено уведомление о рассмотрении отчета по государственной социальной помощи на основании социального контракта от 25 сентября 2023 года №. 26 января 2024 года принято решение о прекращении оказания Мелконян В.Ю. государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке, в связи с не предоставлением ей подтверждающих документов, предусматривающих приобретение оборудования для оказания услуг маникюра и педикюра в срок до 31 декабря 2023 года. 26 января 2024 года в адрес ответчика направлено уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи и расторжении социального контракта от 25 сентября 2023 года №. До настоящего времени Мелконян В.Ю. не возвратила в краевой бюджет государственную социальную помощь в размере 350000,00 руб. В связи с указанными обстоятельствами учреждение обратилось в суд и просило взыскать с Мелконян В.Ю. сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 350000,00 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6700,00 руб. (л.д.3-6).
В судебном заседании представитель КГКУ «Управление социальной защиты населения» Боброва Н.А. поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям.
Ответчик Мелконян В.Ю., извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела путем направления судебного извещения заказной корреспонденцией по известному адресу ее места жительства, в суд не явилась, от получения судебного извещения уклонилась, о чем свидетельствует возврат извещения с отметкой почты «истек срок хранения» (л.д.110-111), об уважительности причины своей неявки суду не сообщила, возражений по иску не представила, об отложении разбирательства по делу не ходатайствовала, в связи с чем, дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования КГКУ УСЗН подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров как социальный контракт по оказанию государственной помощи не поименован. Однако, возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.
В части 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах; территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности». Мероприятия подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности.
Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как установлено по делу, 15 сентября 2023 года Мелконян В.Ю. обратилась с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, предоставив необходимые документы по мероприятию «по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности» для открытия маникюрного салона (л.д.12-14).
Территориальное отделение 22 сентября 2023 года приняло решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и 25 сентября 2023 года заключило с Мелконян В.Ю. социальный контракт № сроком с 25 сентября 2023 года по 24 сентября 2024 года (л.д.45,46,47-56).
Согласно социальному контракту Мелконян В.Ю. предоставляется единовременная денежная выплата в размере 350000,00 руб. для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности (п. 2.1 Социального контракта).
06 октября 2023 года Мелконян В.Ю. перечислена единовременная денежная выплата – государственная социальная помощь на основе социального контракта в размере 350000,00 руб. (л.д.61,62).
Пунктом 15 контракта предусмотрено, что получатель обязан предоставлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным в Управление лично, посредством почтового отправления либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты Управления отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта.
Как следует из п. 3.2.2 социального контракта, Управление имеет право принять решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке в течении 10 дней со дня установления следующих обстоятельств, в том числе: непредставлении Получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к социальному контракту.
15 ноября 2023 года Мелконян В.Ю. представила отчет за октябрь 2023 года о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации. К отчету были приложены: выписка из ЕГРИП от 13 ноября 2023 года, счет-фактуры от 03 ноября 2023 года № и акт от 03 ноября 2023 года № о приобретении у ИП Бочкарева К.С. из массива дерева следующие товары: стол – 1 шт., шкаф – 1 шт., комод – 1 шт., кресло – 2 шт., диван – 1 шт., тележка для инструментов – 1 шт., вывеска – 1 шт. на общую сумму 142500,00 руб. Данный отчет не был принят к учету, так как отсутствуют: договор купли-продажи товара или иной договор, документы об оплате данного товара (кассовый чек с указанием товара) (л.д.67-71).
23 ноября 2023 года в адрес Мелконян В.Ю. направлено уведомление о рассмотрении отчета по государственной социальной помощи на основании социального контракта от 25 сентября 2023 года № (л.д.74).
В декабре 2023 года, в январе 2024 года ответчиком не были представлены отчеты в соответствии с условиями социального контракта, были предоставлены документы без предъявления оригиналов, без ее подписи и даты их составления, которые также не были приняты к учету (л.д.76,79-82).
В адрес Мелконян В.Ю. 15 декабря 2023 года направлено уведомление о рассмотрении отчета по государственной социальной помощи на основании социального контракта от 25 сентября 2023 года № (л.д.84).
26 января 2024 года Управлением принято решение о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта с Мелконян В.Ю. (л.д.94).
26 января 2024 года в адрес Мелконян В.Ю. направлено уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи и расторжении социального контракта от 25 сентября 2023 года №, в связи с тем, что не представлено документов, подтверждающих приобретение основных средств, предусмотренных социальным контрактом, а также возвращении задолженности по указанному социальному контракту в размере 350000,00 руб. (л.д.96-97), которое ответчиком оставлено без ответа.
С учетом того, что ответчик Мелконян В.Ю. не выполнила условия социального контракта, а именно не представила ежемесячный отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, документов, подтверждающих приобретение основных средств, предусмотренных социальным контрактом в полном объеме, требования истца подлежат удовлетворению, с Мелконян В.Ю. подлежит взысканию в пользу КГКУ «Управление социальной защиты населения» сумма государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 350000,00 руб.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Исходя из указанной нормы закона, требования истца о взыскании с ответчика понесенных истцом расходов по оплате государственной пошлины за обращение в суд в размере 6700,00 руб. (л.д.7) также подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясьгл.22, ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Мелконян Виктории Юрьевне о взыскании суммы удовлетворить.
Взыскать с Мелконян Виктории Юрьевны (СНИЛС 173-411-817 57) в пользу краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» (ИНН 2466276463) сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 350000,00 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6700,00 руб., всего 356700 руб. (триста пятьдесят шесть тысяч семьсот) рублей.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Минусинский городской суд Красноярского края в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи жалобы через Минусинский городской суд.
Судья Е.В.Полянская