Дело № 2-1624/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,
с участием истца Крыловой Г.А.,
представителя ответчика Зиновьевой О.А.,
при секретаре Кипрушевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 22 февраля 2018 года гражданское дело по иску Крыловой Г.А. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о возложении обязанности,
установил:
Крылова Г.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о возложении обязанности предоставить за счет средств федерального бюджета жилищную субсидию на приобретение или строительство жилых помещений на получение в соответствии с ФЗ № 125 от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в 2018 году, определить размер жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, уменьшив ее размер на сумму 41771 рублей. Заявленные требования мотивировала тем, что состоит в администрации МО ГО ...» в очереди на получение государственной жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера. При прохождении ежегодной перерегистрации включена в предварительный список граждан-претендентов на получение сертификатов выпуска 2018 года по категории «пенсионеры». Письмом Минстроя РК от 11.12.2017 № 2-21-12/16367 ей указано на невозможность определения ее доли в принадлежащих супругу жилых помещениях.
В судебном заседании Крылова Г.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Зиновьева О.А. исковые требования не признала.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что Крылова Г.А. состоит на учете граждан, признанных нуждающимся в улучшении жилищных условий с 15.12.1994 по категории «работающие».
2.08.2010 Крылова Г.А. обратилась в администрацию МО ГО «Инта» с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством».
В 2017 году Минстрой РК включил Крылову Г.А. в предварительный список граждан-претендентов на получение сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» на 2018 год, о чем ей сообщила администрация МО ГО «Инта» письмом от 14.09.2017 и предложила в срок до 1 ноября 2017 года обратиться в отдел по предоставлению жилищных субсидий.
В последующем администрация МО ГО «Инта» направила в адрес Минстроя Республики Коми на рассмотрение пакет документов на Крылову Г.А., с учетом сына ... П.А.
Не оспаривая права истца на получение государственного сертификата выпуска 2018 года, Минстрой РК в письме от 11.12.2017 № 2-21-12/16367 сообщил Крыловой Г.А., что в соответствии с ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ, размер предоставляемой Крыловой Г.А. жилищной субсидии подлежит уменьшению на кадастровую стоимость отчужденной ... в жилом помещении, расположенном по адресу... а вопрос об определении доли Крыловой Г.А. в жилом помещении по адресу: ..., а также вопрос о расчете значения, на которое подлежит уменьшению размер жилищной субсидии, подлежащей предоставлению Крыловой Г.А., в связи с отчуждением указанной доли, подлежит решению в судебном порядке.
При рассмотрении настоящего дела также установлено, что Крылова Г.А. состоит в браке с ... А.В.
... А.В., находясь в браке с истцом, на основании договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома от ** ** ** г. № ... приобрел жилое помещение, расположенное по адресу: .... Право собственности ... А.В. зарегистрировано ** ** **.
Кроме того, ... А.В., находясь в браке с Крыловой Г.А., на основании договора долевого участия в строительстве № ... от ** ** ** г. приобрел в собственность жилое помещение, расположенное по адресу .... Право собственности зарегистрировано ** ** **
Из договора долевого участия в строительстве № ... от ** ** ** г. следует, что жилое помещение по адресу ..., стоимостью ... коп. приобретено за счет предоставленной ... А.В. субсидии из республиканского бюджета Республики Коми в сумме ...., и средств дольщика в размере ...
** ** ** между ... А.В. и Крыловой Г.А. заключено и утверждено нотариусом Соглашение № ..., которым произведен раздел общего имущества, нажитого супругами в период брака, а именно: жилое помещение, расположенное по адресу ..., принадлежит на праве общей долевой собственности супругам с определением ... доли Крыловой Г.А. и ... ... А.В. и жилое помещение, расположенное по адресу ... принадлежит на праве общей долевой собственности супругам с определением 1... Крыловой Г.А. и ... ... А.В. Право собственности супругов на указанные доли зарегистрировано.
** ** ** Крылова Г.А. произвела отчуждение в пользу супруга ... А.В. путем заключения договоров дарения принадлежащих ей ... каждой из квартир по адресу ..., и по адресу: ...
Крылова Г.А. полагает, что жилищная субсидия, которую ей обязан предоставить ответчик, подлежит уменьшению на сумму 41771 руб., состоящую из стоимости ... каждой из квартир, отчужденных ей в пользу супруга по договору дарения.
Однако доводы истца не основаны на законе.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24 сентября 2012 года N 1575-О, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции РФ не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
В случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения (ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ).
Аналогичная норма предусмотрена и пунктом 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006).
На день обращения Крыловой Г.А. с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы действовала редакции ст. 6 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002, которая предусматривала, что жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи.
Пункт 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" действовал в редакции от 21.12.2009. Пунктом 16.2 предусматривалось, что в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
Таким образом, в ранее действовавшем законодательстве имелось положение о безвозмездной передаче имеющихся в собственности участника подпрограммы по договору мены органу местного самоуправления, либо об уменьшении размере жилищной субсидии на стоимость отчужденного жилого помещения.
Согласно статье 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Согласно статье 39 Семейного кодекса Российской Федерации при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Жилые помещения в г. Сыктывкаре приобретены ... А.В. в период брака с Крыловой Г.А., в силу чего в соответствии с положениями п. 1 ст. 34 СК РФ на них распространялся режим совместной собственности супругов.
На основании ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Материалами дела подтверждено и судом установлено, что получив от администрации МО ГО «Инта» уведомление о необходимости обращения с заявлением о выдаче в 2018 году сертификата, Крылова Г.А., в произвела раздел совместно нажитого недвижимого имущества, состоящего из двух квартир в г. Сыктывкаре по адресам: ..., и по адресу: ..., находящихся за пределами района отселения, значительно уменьшив принадлежащую ей по закону долю в указанных жилых помещениях, после чего произвела отчуждение выделенных ей при разделе имущества долей в пользу своего супруга.
Время и характер совершенных сделок по отчуждению долей квартир свидетельствуют о том, что они совершены с целью уменьшения принадлежащего ей по закону недвижимого имущества и, соответственно, увеличения размера субсидии.
Поскольку решение об участии в Подпрограмме принимается добровольно, подача истцом заявления о признании его участником Подпрограммы свидетельствует о том, что он был согласен с установленными Законом условиями такого участия, предусматривающими, в том числе уменьшение суммы ожидаемой выплаты, в случае продажи жилья на вырученную от сделки сумму.
Учитывая, что сделки по отчуждению долей квартир совершены после подачи заявления о включении в состав участников подпрограммы, то есть после выражения Крыловой Г.А. своего волеизъявления на участие в Подпрограмме и признания ее участником, имеются основания для уменьшения размера субсидии на стоимость долей квартир, принадлежащих Крыловой Г.А.
Доводы Крыловой Г.А. о том, что квартиры в г. Сыктывкаре до их раздела принадлежат ее супругу, так как он вложил личные средства для их приобретения во внимание приняты быть не могут, поскольку доказательств, подтверждающих данные доводы суду не представлено.
Поскольку ответчик не оспаривает права истца на получение жилищной субсидии и не отказывал Крыловой Г.А. в этом, оснований для возложения на ответчика обязанности выдать сертификат не имеется.
Доводы Минстроя РК, что вопрос об определении доли Крыловой Г.А. в жилом помещении по адресу: ..., а также обязанность произвести расчет значения, на которое подлежит уменьшению размер жилищной субсидии, возложена на суд в рамках настоящего спора не основан на законе, так как пунктом 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Таким образом, исковые требования Крыловой Г.А. о возложении на Минстрой РК обязанности предоставить за счет средств федерального бюджета жилищную субсидию на приобретение или строительство жилых помещений на получение в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», сертификат выпуска 2018 года, с определением размера жилищной субсидии путем уменьшения на сумму 41771 рублей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р е ш и л:
Исковые требования Крыловой Г.А. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о возложении обязанности предоставить за счет средств федерального бюджета жилищную субсидию на приобретение или строительство жилых помещений на получение в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», сертификат выпуска 2018 года, с определением размера жилищной субсидии путем уменьшения на сумму 41771 рублей, оставить без удовлетворения.
Судья Н.Е. Колосова