Дело № 2-1389/2020
УИД 78RS0017-01-2019-006884-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2020 года город Санкт–Петербург
Петроградский районный суд города Санкт – Петербурга в составе председательствующего судьи Никитина С.С. при ведении протокола секретарем Набокиным А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета жилищного надзора и контроля Ленинградской области к Жилищно-Строительному кооперативу «ЦДС-Мурино» о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, признания решения конференции о выборе делегатов недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Комитет жилищного надзора и контроля Ленинградской области обратился в суд с исковым заявлением к Жилищно-Строительному кооперативу «ЦДС-Мурино», в котором оспаривает решение общего собрания (конференции) членов ЖСК многоквартирного дома по адресу: <адрес>, оформленного протоколом от 30 декабря 2016 года № 42, а также ввиду отсутствия документов просит признать недействительным решение конференции о выборе делегатов.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области поступило обращение собственников помещений в многоквартирном доме по указанному адресу о нарушении прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при проведении ЖСК «ЦДС-Мурино» общего собрания (конференции) членов ЖСК «ЦДС-Мурино» оформленного протоколом от 30 декабря 2016 года № 42, в связи с чем Комитетом проведена внеплановая документарная проверка порядка проведения и принятия решений Конференции, по результатам которой составлен акт проверки от 25.06.2019 года № 793.
В исковом заявлении Комитет указывает, что проверкой установлены нарушения ответчиком требований ЖК РФ и Устава ЖСК, в силу которых Конференция является правомочной, если на ней присутствует не менее половины избранных делегатов.
Поскольку в ходе проверки ЖСК «ЦДС-Мурино», Комитету не представлены документы, подтверждающие избрание делегатов, с обоснованием истечения срока хранения таких документов, истец просит все решения конференции, оформленные протоколом от 30 декабря 2016 года № 42, признать недействительными в связи с отсутствием кворума.
В судебном заседании представитель Комитета жилищного надзора и контроля Ленинградской области по доверенности Суслова А.И. поддержала заявленные требования и просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ЖСК «ЦДС-Мурино» Будилов С.А. поддержал представленные суду возражения, а также полагал, что истцом не могут быть оспорены решения Конференции в указанной в исковом заявлении части. Представитель ответчика считал, что Комитету известно о наличии оспариваемого решения начиная с 27 апреля 2017 года, когда по запросу Комитета от 19704.2017 № гжило-08-3018/17-0-1 был предоставлен протокол заседания конференции № 42 от 30.12.2016 года, в связи с чем просил применить установленный пунктом 5 статьи 184.1 ГК РФ шестимесячный срок для обращения в суд с иском об оспаривании решения собрания. Ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на иск, представитель ответчика просил суд отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьих лиц Абдрахмановой Р.Г., Кравец Е.А., Прохоровой Т.И., Токаревой И.Ю. по доверенности Сысоева Т.В. поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь в представленном отзыве на иск на ничтожность оспариваемого решения конференции ввиду отсутствия кворума.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений п. 1 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.
Судом установлено, что на основании распоряжения (приказа) № 793 от 03.06.2019 года Комитетом проведена проверка в отношении ЖСК «ЦДС-Мурино» с целью установления факта соблюдения требований законодательства при организации и проведении общего собрания (конференции) членов ЖСК «ЦДС-Мурино».
Согласно акту проверки от 25.06.2019 года № 793, ответчиком не представлены документы запрашиваемые Комитетом для проведения проверки, а именно не представлены документы, подтверждающие избрание делегатов высшего органа управления ЖСК «ЦДС-Мурино», с обоснованием истечения срока хранения таких документов. Актом установлено бездействие ответчика и указано на совершение им правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.
Решением Конференции ЖСК «ЦДС-Мурино» оформленным протоколом от 30 декабря 2016 года № 42 многоквартирный дом по адресу: <адрес> передан в эксплуатацию ООО «ЖЭС № 4», утверждены тарифы за содержание многоквартирного дома, утвержден договор управления многоквартирным домом, что подтверждено представленной суду выпиской из протокола № 42.
Из протокола следует, что кворум имеется, конференция правомочна принимать решения.
Часть 2 статьи 115 Жилищного кодекса РФ предоставляет возможность проведения общего собрания членов жилищного кооператива в форме конференции, если число участников общего собрания более 50 и это предусмотрено уставом данного кооператива. Другими словами, члены кооператива реализуют свои права через институт уполномоченных (представителей).
Высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.
Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 116 ЖК РФ). В соответствии с п. 7.15 Устава ЖСК «ЦДС-Мурино» после того, как количество членов кооператива превысит число пятьдесят, высшим органом управления кооператива становится Конференция. К компетенции Конференции кооператива относится принятие решений по вопросам, отнесенным к компетенции Общего собрания членов кооператива (п. 7.17 Устава). Конференция является правомочной, если на ней присутствуют не менее половины избранных делегатов. Порядок созыва Конференций кооператива, а также порядок внесения вопросов на рассмотрение Конференцией и принятия решений, отнесенных к ее компетенции, определяется соответствующими нормами Устава, относящимися к Общему собранию членов Конференции (п. 7.18 Устава).
Заявляя требование о признании недействительным решения конференции истец ссылается на непредставление ответчиком в ходе проверки документов, подтверждающих избрание делегатов, с обоснованием истечения срока хранения таких документов, что, по мнению Комитета, является основанием для вывода об отсутствии кворума и признания решения собрания недействительным.
Согласно пп. 1 п. 6 ст. 20 ЖК РФ, орган государственного или муниципального жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов ЖСК с нарушением требований ЖК РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Аналогичные положения содержит п. 5 ст. 181.4 ГК РФ, в соответствии с которым решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Между тем, принимая во внимание представленные ответчиком ЖСК «ЦДС Мурино» доказательства, подтверждающие доводы возражений о том, что о наличии решения конференции Комитету стало известно не позднее 27 апреля 2017 года, суд приходит к выводу о том, что указанный срок для обращения в суд с соответствующим иском пропущен; исковое заявление было подано в суд только 22 ноября 2019 года, то есть по истечении установленного вышеназванными правовыми нормами срока.
Так, 19 апреля 2017 года в адрес ООО «ЖЭС № 4», управляющей компании многоквартирного дома по указанному адресу первым заместителем председателя Комитета Салминым К.Г. направлен запрос о предоставлении информацию по поступившей в адрес Комитета жалобе <ФИО>13
27 апреля 2017 года ООО «ЖЭС №4» в адрес упомянутого должностного лица Комитета государственного жилищного надзора направлен ответ на запрос, в котором имеется ссылка на оспариваемое решение конференции, более того, в нем указано, что копия протокола от 30 декабря 2016 года № 42 прилагается.
В пункте 15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах, установив, что срок для обращения в суд с иском об оспаривании общего собрания (конференции) членов ЖСК многоквартирного дома по адресу: <адрес>, пропущен, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Комитета жилищного надзора и контроля Ленинградской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Комитета жилищного надзора и контроля Ленинградской области к Жилищно-Строительному кооперативу «ЦДС-Мурино» о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом от 30 декабря 2016 года № 42, признания решения конференции о выборе делегатов недействительным - отказать
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2020 года.
Судья Никитин С.С.