Решение по делу № 8а-4233/2021 [88а-5132/2021] от 12.05.2021

Дело № 2а-2649/2020

88а-5132/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                  23 июня 2021 года

Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 2 июля 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.,

судей Ровенко П.А., Зайцевой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя УФСБ России по Сахалинской области Тертышного Д.Л. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Нестеренко <данные изъяты> к УФСБ России по Сахалинской области о признании незаконными решений об отказе в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Нестеренко Д.С. обратился в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области с административным иском к УФСБ России по Сахалинской области об оспаривании решений об отказе в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, возложении обязанности повторно рассмотреть заявления о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения по фактическому месту проживания.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он, как майор запаса ФСБ России, состоящий на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения до его предоставления имеет право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения, которая ему выплачивалась по сентябрь 2019 года, однако в последующем выплата прекращена по мотиву его не проживания в населенном пункте, в котором он состоит на учете как нуждающийся в предоставлении жилого помещения. Считает решение о прекращении выплаты денежной компенсации незаконным, так как Закон о статусе военнослужащих не содержит каких-либо указаний о месте жительства граждан, уволенных с военной службы, как условие для получения денежной компенсации за наем жилого помещения. Он место проживания в субъекте Российской Федерации не изменял, находится на пенсионном обеспечении УФСБ России по Сахалинской области.

Уточнив первоначально заявленные требования, Нестеренко Д.С. просил признать незаконными решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения и отменить их, возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть его заявления и о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с ноября по декабрь 2019 года и с января по май 2020 года.

Протокольным определением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена член семьи административного истца ФИО9, действующая за себя и как законный представитель несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО6

Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, требования Нестеренко Д.С. удовлетворены частично, признаны незаконными решения УФСБ России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Нестеренко Д.С. в выплате компенсации за наем жилого помещения, на УФСБ России по Сахалинской области возложена обязанность рассмотреть по существу обращения Нестеренко Д.С. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , административные исковые требования в части отмены оспариваемых решений оставлены без удовлетворения.

Удовлетворяя административный иск в части, суды исходили из того, что отказ в выплате Нестеренко Д.С. компенсации за наем жилого помещения противоречит закону, поскольку положения, регулирующие спорные правоотношения, не ставят в зависимость право на получение компенсации с обязательным проживанием в населенном пункте, в котором уволенный военнослужащий признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, если он расположен в пределах территории осуществления полномочий одного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором гражданин состоит на учете в части его пенсионного обеспечения.

ДД.ММ.ГГГГ представителем административного ответчика УФСБ России по Сахалинской области Тертышным Д.Л. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Нестеренко Д.С. требований.

В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам. Полагает, что, поскольку граждане, уволенные с военной службы, имеют право на получение жилого помещения по избранному месту жительства, то производное от этого право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета не может быть реализовано в связи с проживанием в другом населенном пункте, так как это противоречило бы сути предоставляемой социальной гарантии.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций подобные нарушения не допущены, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены принятых по делу судебных актов.

Из материалов дела следует, что Нестеренко Д.С. является военным пенсионером по выслуге лет, и согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ он с составом семьи 4 человека признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

С 2017 года по сентябрь 2019 года Нестеренко Д.С. являлся получателем ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, находящегося в <адрес>.

В связи с прекращением в октябре 2019 года выплаты Нестеренко Д.С. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратился в УФСБ России по Сахалинской области с заявлениями о компенсации понесенных расходов за наем жилого помещения.

Письмами УФСБ России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Нестеренко Д.С. отказано в выплате денежной компенсации по мотиву проживания в населенном пункте <адрес>, по которому он и члены его семьи не состоят на жилищном учете.

В соответствии абзацем первым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно абзацу второму пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 (далее - Положение), определен порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы.

В силу пункта 3 Положения выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров.

Пунктом 4 приведенного постановления установлено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы (за исключением граждан, уволенных с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, из внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации) и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы (за исключением граждан, уволенных с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, из внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.

В соответствии с пунктом 13 Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной Приказом ФСБ России от 13 января 2017 года № 4, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых ФСБ России на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, заключенным в письменной форме, но не более размеров, определенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации.

Выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется ежемесячно территориальными органами безопасности по месту пенсионного обеспечения указанных граждан (по месту жительства граждан, уволенных с военной службы без права на пенсию) на основании заключения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, утвержденного начальником территориального органа безопасности (пункт 14).

В силу пункта 20 данной Инструкции выплата денежной компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин, уволенный с военной службы, члены семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, утратили основание для получения денежной компенсации, предусмотренное Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Приведенное правовое регулирование отношений по выплате гражданам, уволенным с военной службы, денежной компенсации за наем жилого помещения, выплачиваемой до обеспечения указанных лиц жилыми помещениями на основании документов, подтверждающих произведенные расходы, не содержит условия о реализации данного права таких лиц только в населенном пункте по месту постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

То есть, установленный порядок выплаты денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, не устанавливает запрет на осуществление найма (поднайма) жилого помещения вне города (населенного пункта) по месту постановки на жилищный учет.

С учетом того, что Нестеренко Д.С. уволен с военной службы, стоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, и до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, а также, проживая в <адрес> до обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства в <адрес>, продолжает состоять на пенсионном обеспечении УФСБ России по Сахалинской области, он имеет право на получение денежной компенсации за наем жилья, в связи с чем суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии у административного ответчика правовых оснований для отказа в выплате денежной компенсации по приведенным в оспариваемых решениях мотивам.

Доводы кассационной жалобы правильность выводов судебных инстанций не опровергают, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для отмены решения Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу УФСБ России по Сахалинской области - без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.

Председательствующий

Судьи

8а-4233/2021 [88а-5132/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Нестеренко Дмитрий Сергеевич
Ответчики
УФСБ России по Сахалинской области
Другие
Нестеренко И.А.
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зиганшин Игорь Камильевич
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
23.06.2021Судебное заседание
23.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее