№ 3а-60/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации25 октября 2017 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Макаршиной А.А., с участием представителя административного истца Евдокимова А.А., представителя административного ответчика Управления Росреестра по РК Шляминой Ю.В., представителя заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия» Сосновской О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Багирова Ф.А.о. об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Багиров Ф.А.о. обратился в суд по тем основаниям, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного в (...) общей площадью (...) кв.м, категория земель – (...), разрешенное использование – (...)), принадлежащим ему на праве собственности.
По состоянию на 30 июля 2014 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 642784 руб. 47 коп.
По инициативе административного истца ООО «Центр независимой оценки» подготовлен отчет № (...) об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка, указанного выше, определена в размере 280000 руб.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение выкупной цены, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка, в размере его рыночной стоимости и обязать административного ответчика внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании административный истец не участвовал, его представитель Евдокимов А.А. поддержал административный иск по основаниям, изложенным в нем.
Представители Управления Росреестра по РК и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия» оставили удовлетворение исковых требований в части установления кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости на усмотрение суда, в остальной части требования считали неправомерными в связи с тем, что судебного акта достаточно для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения явившихся лиц, показания свидетеля К., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Багиров Ф.А.о. является арендатором земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного в (...) общей площадью (...) кв.м, категория земель – (...), разрешенное использование – (...), что подтверждается копией договора аренды №(...) от 12 августа 2016 г.
На земельном участке располагается принадлежащее на праве собственности здание профилакторий (...), что подтверждается свидетельством о праве собственности от 18 января 2013 г. № (...).
В силу ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Цена земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи определяется в размере кадастровой стоимости (п.2 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого участка без проведения торгов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2015 г. №279).
Багиров Ф.А.о. выражает намерение выкупить данный земельный участок в собственность.
Согласно п.п.2, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В период между проведением работ по государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. №222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка».
Работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Карелия в 2010-2011 годах проводились на основании государственного контракта от 25 декабря 2009 г. №169Д. По результатам проведения работ составлен отчет №22-22К/10-10 от 17 июля 2012 г. об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Карелия. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. №158-П. Удельный показатель кадастровой стоимости утвержден в размере 447 руб. 31 коп. Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером (...) осуществлен 30 июля 2014 г.
Данные обстоятельства участниками разбирательства не оспаривались.
Пунктом 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.1 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абз.3 ч.11 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №135) является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером участка с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м составляет 280000 руб. по состоянию на 30 июля 2014 г. на основании отчета № (...) об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненного ООО «Центр независимой оценки» 25 апреля 2017 г.
В соответствии со ст.12 Федерального закона №135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельного участка, выслушав показания свидетеля К.., мнения участников судебного заседания, подробно исследовав возражения административного ответчика Правительства Республики Карелия, суд приходит к выводу о том, что отчет в целом соответствует требованиям законодательства, допущенные в отчете недостатки не влияют на определение рыночной стоимости, в связи с чем суд признает достоверным и отвечающим требования действующего законодательства представленный отчет, следовательно, соглашается с рыночной стоимостью земельного участка в размере 280000 руб.
Учитывая, что доказательств, опровергающих установленную оценщиком величину рыночной стоимости земельного участка, или сведений об его рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению в размере, определенном по результатам отчета выполненного ООО «Центр независимой оценки».
На основании ч. 4 ст. 7, п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и абз. шестого ст. 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, следовательно, в удовлетворении требований о возложении обязанности на административного ответчика внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости следует отказать.
В силу абз.5 ст.24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В данном случае это 18 сентября 2017 г. - подачи административного иска в суд, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2017 г.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Багирова Ф.А. о. удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 30 июля 2014 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), общей площадью (...) кв.м, категория земель – (...), разрешенное использование – (...), в размере его рыночной стоимости, равной 280000 руб. на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 сентября 2017 г.
В удовлетворении требований о возложении обязанности внести сведения в Единый государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Решение в окончательной форме изготовлено 30 октября 2017 г.