Решение по делу № 3а-11/2017 (3а-363/2016;) от 19.12.2016

Дело 3а-11\17                 Изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

                 Р Е Ш Е Н И Е

             ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Ярославль                                 16 января 2017 года

    Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при секретаре Котовой И.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Форум» к Правительству Ярославской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

                    Установил:

    В административном исковом заявлении Общество с ограниченной ответственностью «Форум» просит установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – многоквартирные жилые дома до 4 этажей (включительно), расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

    Административные исковые требования обоснованны тем, что земельный участок принадлежит ООО «Форум» на праве собственности. Установленная к настоящему времени кадастровая стоимость земельного участка значительно выше его рыночной стоимости, чем затрагиваются права организации как плательщика земельного налога.

    В судебном заседании представитель административного истца ООО «Форум» по доверенности В.А. Чекмарев заявленные требования поддержал.

    Административные ответчики Правительство Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», заинтересованные лица Департамент земельных и имущественных отношений Ярославской области, администрация Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

    От ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области поступили письменные объяснения, в которых возражений относительно заявленных требований не указано.

    От заинтересованного лица администрации Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области поступили письменные возражения против удовлетворения административных исковых требований. Возражения основаны на том, что в случае удовлетворения административного иска орган уменьшится поступление земельного налога, что отразится на доходах поселения.

Заслушав представителя ООО «Форум», исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

ООО «Форум» является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метров с кадастровым номером , категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – многоквартирные жилые дома до 4 этажей (включительно). Земельный участок расположен по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права, кадастровой справкой, кадастровым паспортом и другими материалами дела.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 390, пунктам 1 и 4 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

Решением муниципального Совета Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 23.09.2009г. № 201 на территории поселения установлен земельный налог. Налогоплательщики, объект налогообложения и налоговая база, порядок определения налоговой базы, налоговый и отчетный периоды, порядок представления налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по налогу устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговые ставки земельного налога устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.

Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован Налоговым кодексом РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.

Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, собственником которого оно является.

В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Земельный участок с кадастровым номером поставлен на учет в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, не вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2010 года – дату проведения государственной оценки земель населенных пунктов Ярославской области, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2010г. № 702-п.    Кадастровая стоимость была определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006г. № 222.

ДД.ММ.ГГГГ был изменен вид разрешенного использования земельного участка на «Многоквартирные дома до 4 этажей (включительно)»

Тем самым, датой определения кадастровой стоимости земельного участка является ДД.ММ.ГГГГ.

Административным истцом представлен отчет Организация1 от ДД.ММ.ГГГГ оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В отчете рыночная стоимость земельного участка установлена в размере <данные изъяты> рубля.

В соответствии с экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ отчет Организация1 оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость объектов оценки, определенная оценщиком в отчете, подтверждается.

С учетом выводов указанной экспертизы, а также отсутствия доводов со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц о необоснованности представленного административным истцом отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка заявителя.

Доводы администрации Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области о нецелесообразности установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, судом не принимаются во внимание, так как право на установление кадастровой стоимости объекта недвижимо имущества равной его рыночной стоимости предусмотрено федеральным законодательством. Доводы, изложенные в возражениях, не предусмотрены земельным, налоговым законодательством, законодательством об оценочной деятельности, кадастрового учета и другими отраслями законодательства в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден заявителем достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в данном деле является дата обращения юридического лица с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28), то есть – ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку административный истец обратился с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ, то установленная судом кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению с 1 января 2016 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Форум» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – многоквартирные жилые дома до 4 этажей (включительно), расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере <данные изъяты> рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                    В.С. Преснов

3а-11/2017 (3а-363/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Форум"
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области,
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Правительство Ярославской области,
Другие
Администрация Заволжского сельского поселения ЯМР
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Суд
Ярославский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
19.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
21.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2017[Адм.] Судебное заседание
16.01.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее