Дело № 3а-479/2021
УИД 76OS0000-01-2021-000309-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 9 сентября 2021 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киселевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Верхневолжский монолит» об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) Верхневолжский монолит» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
установить кадастровую стоимость кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 5 392,5 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 81 859 000 рублей;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 2 226, 9 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, в размере рыночной стоимости 35 320 000 рублей;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 7 200, 5 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 127 308 000 рублей;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 4 171, 3 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, в размере рыночной стоимости 81 000 000 рублей;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 10 171 кв. метр, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, в размере рыночной стоимости 212 440 000 рублей;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 3 607, 5 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, в размере рыночной стоимости 62 398 000 рублей;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение – нежилое <адрес>, в размере рыночной стоимости 135 684 000 рублей.
Заявление обосновано тем, что ООО «Верхневолжский монолит» является собственником указанных объектов недвижимости и плательщиком налога на имущество организаций, исчисляемого на основании кадастровой стоимости данных объектов, как налоговой базы. Административным истцом проведена оценка рыночной стоимости объектов недвижимости. Согласно Отчетам, выполненным ООО «Ярэксперт» (далее – Отчеты):
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 года составила 81 859 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № на ту же дату - 35 320 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № на ту же дату - 127 308 000 рублей;
рыночная объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 22 января 2020 года - 81 000 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 2 июня 2020 года - 212 440 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 31 декабря 2019 года - 62 398 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 года - 135 684 000 рублей.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 года утверждена Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 года N 20-н и составила 156 673 047, 9 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером № на ту же дату – 64 700 085, 47 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером № на ту же дату – 209 202 462,94 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером № на ту же дату – 177 211 235, 67 рубля.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 22 января 2020 года утверждена актом ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» от 18 февраля 2020 года № 1.2 и составила 119 571 273, 9 рубля.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 2 июня 2020 года утверждена актом ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» от 9 июня 2020 года № 174/ОКС и составила 291 554 054, 33 рубля.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 31 декабря 2019 года утверждена актом ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» и составила 103 409 817, 23 рубля.
В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности Ащеулова Ю.Л. административный иск поддержала.
Административный ответчик Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области своего представителя в судебное заседание не направил, в письменном отзыве на административный иск его не признал в связи с тем, что проведенной по делу судебной экспертизой установлено несоответствие представленных административным истцом Отчетов в подтверждение требований административного иска законодательству об оценочной деятельности.
Заинтересованные лица Управление Росреестра по Ярославской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представили суду отзывы на административный иск, в которых оставили разрешение дела на усмотрение суда.
Заинтересованные лица ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов», Департамент финансов Ярославской области, мэрия города Ярославля своих представителей в судебное заседание не направили, письменного отзыва на административный иск не представили суду.
Заслушав представителя административного истца, допросив в качестве свидетеля оценщика ФИО2, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245, статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Судом установлено, что ООО «Верхневолжский монолит»» является собственником следующих объектов:
объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 5 392, 5 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 2 226, 9 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>;
объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 7 200, 5 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 4 171, 3 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>;
объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 10 171 кв. метр, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>;
объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 3 607, 5 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>;
объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 6 099, 4 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>.
В соответствии со статьями 372 – 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Объектами налогообложения признаются:
1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
В целях настоящей главы иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета;
2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 2.2 пункта 12 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 2.1 Закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378<2> Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) торговые центры (комплексы) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения площадью от 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 18.12.2020 года N 34-н утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год.
В указанный Перечень под номером 383 внесен объект недвижимости (нежилое здание) с кадастровым номером 76:23:011301:339, расположенный по адресу: город Ярославль, Ленинградский проспект, дом 123, в пределах которого располагаются нежилые помещения, находящиеся в собственности ООО «Верхневолжский монолит».
Исходя из вышеприведенных положений налогового законодательства, законодательства Ярославской области, а также принимая во внимание, что ООО «Верхневолжский монолит» является собственником нежилых помещений, расположенных в здании, включенном в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, суд приходит к выводу о том, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, для исчисления которого в качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость объектов недвижимости. Следовательно, права и законные интересы ООО «Верхневолжский монолит» затрагиваются установленной в отношении указанных объектов кадастровой стоимостью. При таких обстоятельствах, административный истец имеет право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости данных объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 248 КАС РФ, частью 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что объекты недвижимости административного истца с кадастровыми номерами №, №, №, № вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2019 года – дату проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Ярославской области, результаты которой утверждены приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 года N 20-н.
Согласно приложению 1 «Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, расположенных на территории Ярославской области по состоянию на 01.01.2019 года» кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составила 156 673 047, 9 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером № на ту же дату – 64 700 085, 47 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером № на ту же дату – 209 202 462,94 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером № на ту же дату – 177 211 235, 67 рубля.
Объекты недвижимости административного истца с кадастровыми номерами №, №, № не вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2019 года – дату проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Ярославской области, результаты которой утверждены приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 года N 20-н.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 22 января 2020 года утверждена актом ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» от 18 февраля 2020 года № 1.2 и составила 119 571 273, 9 рубля.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 2 июня 2020 года утверждена актом ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» от 9 июня 2020 года № 174/ОКС и составила 291 554 054, 33 рубля.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 31 декабря 2019 года утверждена актом ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» и составила 103 409 817, 23 рубля.
Административным истцом представлены Отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, которыми:
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 года установлена в размере 81 859 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № на ту же дату - 35 320 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № на ту же дату - 127 308 000 рублей;
рыночная объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 22 января 2020 года - 81 000 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 2 июня 2020 года - 212 440 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 31 декабря 2019 года - 62 398 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 года - 135 684 000 рублей.
По административному делу проведена судебная экспертизы на предмет проверки соответствия представленных Отчетов законодательству об оценочной деятельности, а также достоверности выводов Отчетов относительно величины рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца.
Согласно выводам судебной экспертизы, выполненной экспертом ФИО1, Отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, представленные административным истцом, не соответствуют законодательству об оценочной деятельности; рыночная стоимость объектов недвижимости, определенная в данных Отчетах, не является достоверной.
В ходе производства экспертизы эксперт установил нарушение оценщиком пунктов 5, 4, 13 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года N 299, статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Суд с обоснованностью данных выводов эксперта соглашается
Оценщиком рыночная стоимость объектов недвижимости рассчитана доходным подходом.
К ставкам арендной платы объектов – аналогов в рамках доходного подхода оценщиком применялась корректировка на торг. Величина корректировки определена оценщиком на основании Справочника оценщика недвижимости под редакцией Лейфера Л.А. для неактивного рынка. Однако, обоснование принятия такого решения Отчет не содержит, допуская в данной части противоречия и неоднозначное его толкование, поскольку оценщиком по результатам анализа рынка выявлено значительное число предложений с аналогичными оцениваемым объектами недвижимости. Кроме того, оценщик не анализировала того обстоятельства, что оцениваемые объекты, равно как и аналоги, расположены в областном центре город Ярославль, что в силу статуса населенного пункта и численности его населения является доказательством активности рынка недвижимости.
Выводы оценщика об обеспеченности объектов оценки отдельным входом опровергаются данными осмотра указанных объектов и технической документацией на них, что указывает на нарушение оценщиком принципа однозначности.
Также в нарушение данного принципа в целях определения физического состояния объектов оценки оценщиком использованы справочные данные для жилых объектов недвижимости.
Для определения величины корректировок ставок арендной платы оценщиком использована справочная оценочная литература по состоянию на 2020 год, то есть после даты оценки, что противоречит пункту 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года N 297.
Суд полагает, что приведенные выявленные экспертом недостатки Отчетов при определении рыночной стоимости объектов недвижимости содержанием Отчетов подтверждаются. Они являются существенными, могли повлиять на итоговую величину рыночной стоимости оцениваемых объектов. Дополнительные пояснения оценщика ФИО2, данные ею в судебном заседании, обоснованности выявленных экспертом нарушений не опровергли. В связи с этим, достоверность выводов Отчетов вызывает сомнения. Оснований для определения рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца в соответствии с выводами Отчетов суд не находит.
В связи с тем, что экспертом установлено несоответствие представленных административным истцом Отчетов законодательству об оценочной деятельности и недостоверность определенной в них величины рыночной стоимости объектов недвижимости, им произведен собственный расчет рыночной стоимости данных объектова.
Согласно выводам эксперта ФИО1:
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 года составила 90 816 773 рубля;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № на ту же дату – 40 723 014 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № на ту же дату – 141 225 736 рублей;
рыночная объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 22 января 2020 года – 97 660 880 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 2 июня 2020 года – 229 261 654 рубля;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 31 декабря 2019 года – 43 895 983 рубля;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 года – 152 787 909 рублей.
Исследование экспертного заключения в указанной части дает суду основания для вывода о том, что оно является достоверным доказательством рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца.
Из экспертного заключения следует, что рыночная стоимость объектов недвижимости рассчитана экспертом доходным подходом. От использования в рамках расчета затратного и сравнительного подходов экспертное заключение содержит обоснованный отказ.
В рамках доходного подхода определения рыночной стоимости объектов недвижимости экспертом использован метод прямой капитализации, при котором рыночная стоимость объектов недвижимости определяется путем деления соответствующего рынку годового дохода от объекта на общую ставку капитализации.
Процесс оценки доходным подходом изложен экспертом в заключении полно и подробно; принятые к расчету арендные ставки за аналогичные объекты недвижимости, основания их корректировки и величины данных корректировок, а также иные экономические составляющие расчета рыночной стоимости объекта методом прямой капитализации в заключении изложены, обоснованы и подтверждены.
Исследование судом экспертного заключения дает основания для вывода о том, что расчет произведен в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности и об экспертной деятельности, полно и подробно изложен в экспертном заключении, является последовательным, проверяемым, логичным.
Оснований не доверять выводам эксперта в указанной части у суда не имеется.
Возражений относительно обоснованности экспертного заключения в части производства расчета рыночной стоимости объектов недвижимости лицами, участвующими в деле, не заявлено.
В связи с этим, суд полагает, что рыночная стоимость объектов недвижимости административного истца подлежит определению в размере, установленном экспертным заключением, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № - 90 816 773 рубля; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № – 40 723 014 рублей; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № – 141 225 736 рублей; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № – 97 660 880 рублей; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № – 229 261 654 рубля; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № – 43 895 983 рубля; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № – 152 787 909 рублей.
Таким образом, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с установлением рыночной стоимости на дату, определения их кадастровой стоимости, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объектов подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление ООО «Верхневолжский монолит» подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости является дата обращения ООО «Верхневолжский монолит» с настоящим административным иском в суд – 4 июня 2021 года.
Разрешая заявление эксперта ФИО1 об оплате судебной экспертизы, с учетом положений статьей 103, 106, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 года N 20-П, суд приходит к следующему:
Из материалов дела следует, что административный ответчик не оспаривал права ООО «Верхневолжский монолит» на установление кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости в размере рыночной стоимости данных объектов по основаниям его возникновения.
Со стороны административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области были заявлены возражения относительно достоверности представленных административным истцом Отчетов в подтверждение требований административного иска.
Учитывая возникновение в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, в том числе с учетом данных возражений, по делу проведена судебная экспертиза достоверности Отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости и определения величины их рыночной стоимости.
На основании результатов судебной экспертизы судом установлена величина рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 90 816 773 рубля; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № – 40 723 014 рублей; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № – 141 225 736 рублей; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № – 97 660 880 рублей; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № – 229 261 654 рубля; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № – 43 895 983 рубля; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № – 152 787 909 рублей.
Расхождение между кадастровой стоимостью каждого из объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, № и их рыночной стоимостью, установленной судом, не превысило 45 %.
Суд полагает, что такое расхождение не является существенным, объясняется различием методик определения кадастровой и рыночной стоимости объектов недвижимости, более обобщенным подходом при установлении экономических характеристик объектов недвижимости при определении их кадастровой стоимости, что не указывает на нарушение закона при ее определении.
Суд принимает во внимание также, что налоговая выгода по результатам оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № для административного истца превысит 1 000 000 рублей за один налоговый период, по результатам оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № – 300 000 рублей за один налоговый период, по результатам оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № – 1 000 000 рублей за один налоговый период, по результатам оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № – 300 000 рублей за один налоговый период, по результатам оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № – 900 000 рублей за один налоговый период, по результатам оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № – 300 000 рублей за один налоговый период, что превышает стоимость судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах, несение судебных расходов по оплате судебной экспертизы, связанных с оспариванием кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, № подлежит возложению на административного истца ООО «Верхневолжский монолит».
Расхождение между кадастровой стоимостью объекта недвижимости с кадастровым номером № и его рыночной стоимостью, установленной судом, превысило 55 %.
Суд полагает, что такое расхождение является существенным, не может быть объяснено только различием методик определения кадастровой и рыночной стоимости объекта недвижимости, что указывает на нарушение закона при ее определении и свидетельствует о наличии ошибки в выборе методики определения кадастровой стоимости объекта недвижимости административного истца.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" судебные расходы, связанные с оспариванием кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, подлежат взысканию с ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов», как органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки указанного объекта.
В соответствии с представленным экспертом расчетом на административного истца подлежат отнесению расходы по оплате судебной экспертизы в размере 270 000 рублей, на административного ответчика ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» - 45 000 рублей.
В соответствии с ходатайством оплата подлежит взысканию в пользу ООО «Профессиональный оценщик», работником которого является эксперт ФИО1
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью Верхневолжский монолит» удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 5 392, 5 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 90 816 773 (девяносто миллионов восемьсот шестнадцать тысяч семьсот семьдесят три) рубля.
Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 2 226, 9 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, в размере рыночной стоимости 40 723 014 (сорок миллионов семьсот двадцать три тысячи четырнадцать) рублей.
Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 7 200, 5 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 141 225 736 (сто сорок один миллион двести двадцать пять тысяч семьсот тридцать шесть) рублей.
Установить по состоянию на 22 января 2020 года кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 4 171, 3 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, в размере рыночной стоимости 97 660 880 (девяносто семь миллионов шестьсот шестьдесят тысяч восемьсот восемьдесят) рублей.
Установить по состоянию на 2 июня 2020 года кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 10 171 кв. метр, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, в размере рыночной стоимости 229 261 654 (двести двадцать девять миллионов двести шестьдесят одна тысяча шестьсот пятьдесят четыре) рубля.
Установить по состоянию на 31 декабря 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 3 607, 5 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, в размере рыночной стоимости 43 895 983 (сорок три миллиона восемьсот девяносто пять тысяч девятьсот восемьдесят три) рубля.
Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, площадью 6 099, 4 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 152 787 909 (сто пятьдесят два миллиона семьсот восемьдесят семь тысяч девятьсот девять) рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 4 июня 2021 года.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Профессиональный оценщик» оплату судебной экспертизы в размере 45 000 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Верхневолжский монолит» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Профессиональный оценщик» оплату судебной экспертизы в размере 270 000 рублей.
Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Решение в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2021 года