2-602/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Грасс Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 19 февраля 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» к Мельникову П.М., Мельниковой Е.В. о сносе строений,
установил:
ООО «Газпром трансгаз Ухта» в лице Филиала Микуньского Линейного производственного управления магистральных трубопроводов обратилось в суд с иском о возложении на Мельникова П.М. обязанности произвести снос строений (...), расположенных на земельном участке ... в зоне минимальных расстояний от оси газопровода-отвода «...», указав в обоснование требований, что строения возведены с нарушением обязательных требований, которые несут опасность эксплуатации и газопровода, создавая реальную угрозу жизни и здоровью людей.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Мельникова Е.В.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал.
Ответчики и представители третьих лиц в суд не явились.
Дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ** ** ** Решением исполнительного комитета Сыктывкарского городского совета депутатов трудящихся Микуньскому РУССГ и ГП «...» (в настоящее время Микуньское Линейное производственное управление магистральных трубопроводов ООО «Газпром трансгаз Ухта» (далее - Микуньское ЛПУМГ) предоставлен земельный участок для строительства газопровода и отвода в постоянное пользование по всей длине трассы.
До принятия указанного решения в связи с планированием строительства магистрального газопровода «...» Предприятием ... были произведены изыскания к проектному заданию, по результатам которых в ... году составлен отчет, что на протяжении всей линии трассы планируемого газопровода «...» длиной .... в охранной зоне газопровода строений, подлежащих сносу, не имелось.
** ** ** газопровод «...» давлением ... кгс/кв.см., диаметром трубы ... мм, ... класса опасности и ... степени сложности был окончен строительством и введен в эксплуатацию без нарушения норм соблюдения расстояний охранных зон и зон минимальных расстояний.
В настоящее время газопровод-отвод «...» принадлежит на праве собственности ОАО «...» (запись в ЕГРП от ** ** ** №...).
** ** ** по договору аренды имущества №... ОАО «...» передало указанный газопровод ООО «Газпром трансгаз Ухта» для использования в целях обеспечения основных видов деятельности арендатора, определенных его Уставом, к которым, в том числе, относится организация надежной и бесперебойной транспортировки газа и получение прибыли.
Земельный участок из земель населенных пунктов, представляющий собой единое землепользование, состоящее из 9 обособленных и 18 условных участков, общей площадью ... по адресу: ... находится в федеральной собственности и передан во владение и пользование ОАО «...» на основании договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности №... от ** ** ** сроком действия до ** ** **.
Обслуживание газопровода осуществляет Микуньское ЛПУМГ, силами которого было произведено закрепление всей трассы опознавательными знаками, информирующими о нахождении газопровода и с указанием его характеристик.
Газопровод–отвод «...» зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, эксплуатируемых ООО «Газпром трансгаз Ухта» как участок магистрального газопровода Микуньского ЛПУМГ (свидетельство о регистрации ...).
В соответствии с ч.6 ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Согласно п.23 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 12.04.1979 № 341 строительство жилых массивов (населенных пунктов), промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отдельных зданий, строений (жилых и нежилых) и сооружений может производится в районе нахождения трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных соответственно строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов, утвержденных Госстроем СССР, и правилами проектирования и строительства магистральных трубопроводов для транспортировки жидкого аммиака, утверждаемыми соответствующими министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР.
При рассмотрении соответствующими органами ходатайств о предоставлении земельных участков для указанных целей места расположения объектов строительства должны предварительно согласовываться с предприятиями (организациями), эксплуатирующими трубопроводы.
Установление указанных зон с особыми условиями использования соответствовало нормам ст.87 и ст.83 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего до 2001 года. Земельные участки, на которых были установлены указанные зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымались, но в их пределах вводился особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые были несовместимы с целями установления зон в частности, строительство.
В силу п.6 ст.90 Земельного кодекса РФ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.
Таким образом, как ранее действовавшим законодательством, так и ныне действующими правовыми нормами предусмотрена возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным законом, и такие ограничения устанавливаются в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах, зонах минимальных расстояний от газопроводов до объектов различного назначения.
По смыслу приведенных норм охранные зоны и зоны минимальных расстояний от газопроводов до объектов различного назначения считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке и действия строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов и других утвержденных в установленном порядке нормативных документов, определяющих границы этих зон.
Согласно СНиП 11-45-75 «Нормы проектирования магистральных трубопроводов», утвержденных постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29.08.1975 №142, а затем СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», утвержденных постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 18.03.1985 №30, устанавливается минимальное расстояние 150 м. от оси магистрального газопровода первого класса условным диаметром от 300 мм до 600 мм до городов и других населенных пунктов; коллективных садов с садовыми домиками, дачных поселков.
Ранее действовавшими нормами СНиП II-Д.10-62 от 1963 (пункт 3.9 таблица 3) были установлены аналогичные минимальные расстояния.
Из технических характеристик, сведений о диаметре трубы магистрального газопровода ... мм, следует, что газопровод-отвод «...» является участком магистрального газопровода и на него распространяют свое действие СНиП 2.05.06-85*, СНиП 11-45-75, СНиП П-Д.10-62.
Из материалов дела следует, что Мельникову П.М. и Мельниковой Е.В. на праве общей долевой собственности (по ? доли) принадлежит земельный участок с кадастровым номером ... по адресу: ... а также расположенные на нём строения.
В ходе производственного контроля при эксплуатации газопровода ООО «Газпром трансгаз Ухта» выявлено, что строения на участке Мельникова П.М. и Мельниковой Е.В. расположены в зоне минимальных расстояний от оси газопровода-отвода «...» (150м), а именно: ... на расстоянии 120,4 м., ... – 117,3 м., ... – 137,7 м.
Сведения о согласовании в процессе строительства и введения в эксплуатацию газопровода мест возведения строений на земельном участке №... отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что находящиеся на участке Мельникова П.М. и Мельниковой Е.В. строения являются самовольной постройкой, поскольку возведены с нарушением СНиП 2.05.06-85 и Правил охраны магистральных трубопроводов.
Положениями ст.222 Гражданского кодекса РФ установлено, что самовольная постройка не порождает каких-либо прав на неё, в том числе права собственности как на объект недвижимого имущества. Лицо, совершившее возведение самовольной постройки, не приобретает право собственности на неё и обязано произвести её снос.
Кроме того, в силу ст.32 (абз.4) Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» здания, сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний дл объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Принимая во внимание, что сохранение строений, возведенных в зоне минимальных расстояний, нарушает права и законные интересы организации, обслуживающей систему газоснабжения, и, прежде всего, создает угрозу жизни и здоровью граждан, требования ООО «Газпром трансгаз Ухта» о возложении на Мельникова П.М. и Мельникову Е.В. обязанности произвести снос строений, расположенных на их земельном участке в зоне минимальных расстояний от оси газопровода, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ст.98 ГПК РФ с Мельникова П.М. и Мельниковой Е.В. в пользу ООО «Газпром трансгаз Ухта» подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины по 3000 рублей с каждого.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ООО «Газпром трансгаз Ухта» удовлетворить.
Обязать Мельникова П.М. и Мельникову Е.В. произвести снос строений: ..., расположенных на земельном участке №... в зоне минимальных расстояний от оси газопровода-отвода «...».
Взыскать с Мельникова П.М. и Мельниковой Е.В. в пользу ООО «Газпром трансгаз Ухта» судебные расходы по оплате государственной пошлины по 3000 рублей с каждого.
Ответчики вправе подать в Сыктывкарский городской суд заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня получения его копии.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, через Сыктывкарский городской суд.
Председательствующий О.Л. Саенко