Решение по делу № 2а-57/2020 от 17.03.2020

Дело № 2а-57/2020г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2020 года <адрес>

Конышевский районный суд Курской области, в составе:

председательствующего судьи Попрядухина А.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Конышевского района Курской области в порядке ст. 39, 218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций     по Курской области о признании информации, распространяемой в сети интернет на сайте http://medispravkunet.com/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Конышевского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций     по Курской области о признании информации, распространяемой в сети интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обосновании иска указано, что прокуратурой Конышевского района Курской области в рамках осуществления систематического надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлен сайт http://medispravkunet.com/, доступный для российских пользователей, содержащий информацию о возможности приобретения медицинских справок об инвалидности, без прохождения медицинских осмотров. Использование вышеуказанных медицинских документов порождает определенные правовые последствия, такие как получение и использование медицинских справок ВТЭК, в обход установленной нормативно-правовыми актами процедуры. Размещение информации о возможности приобретения медицинских справок и медицинских заключений без проведения медицинского осмотра на сайтах http://medispravkunet.com/ в свободном доступе фактически способствует совершению гражданами преступлений.

Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению а территории РФ, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством РФ, должен быть закрыт.

На основании изложенного, просит признать информацию о продаже водительских удостоверений, размещенную в сети интернет, на сайте http://medispravkunet.com/ информацией, запрещенной к распространению на территории РФ.

Согласно п. 2 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

Статьей 292 КАС РФ установлено, что в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.

Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержаться и в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ходе проведенной прокуратурой проверки был проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлен сайт http://medispravkunet.com/, доступный для российских пользователей, содержащий информацию о возможности приобретения медицинских справок об инвалидности, без прохождения медицинских осмотров.

В рамках осуществления систематического надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина проведено изучение сайтов в сети «интернет» на предмет размещения на них запрещенной к размещению на территории Российской Федерации информации – проведен мониторинг сети «интернет» <дата>, через поисковую систему «Яндекс» с использованием рабочего компьютера, расположенного в здании прокуратуры района по адресу: <адрес>, где произведено подключение к сети интернет и осуществлен выход на сайт http://medispravkunet.com/, в ходе которого установлено, что для неопределенного круга лиц в свободном доступе на указанном сайте размещена информация о возможности приобретения медицинских справок об инвалидности, без прохождения медицинских осмотров, что подтверждается актом проверки информации, размещенной в сети интернет от <дата> (л.д.).

На сайте http://medispravkunet.com/ указаны: контактный телефон, электронная почта для вопросов и разъяснения порядка получения медицинских справок об инвалидности, без прохождения медицинских осмотров и его оплаты, а возможность идентификации собственника телефонного номера исключена. Данные о собственнике (владельце) на интернет-сайте не размещены.

В соответствии со ст.78 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинская организация имеет право выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Согласно п.2 порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02 марта 2012 года № 441н, справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Пунктом 7 указанного порядка предусмотрено, что справки выдаются лечащими врачами или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо. На основании п.12 порядка медицинские заключения выдаются гражданам по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризации, решений, принятых врачебной комиссией, а также в иных случаях, когда законодательством РФ предусматривается наличие медицинского заключения. Пунктом 13 указанного порядка определено, что медицинские заключения выдаются на основании медицинского обследования гражданина, в том числе комиссионного, и содержат комплексную оценку состояния здоровья гражданина, включая: описание проведенного обследования и (или) лечения, их результатов; оценку обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов; обоснованные выводы: о наличии (отсутствии) у гражданина заболевания (состояния), факторов риска развития заболеваний; о наличии медицинских показаний или медицинских противопоказаний для применения методов медицинского обследования и (или) лечения, санаторно-курортного лечения, осуществления отдельных видов деятельности, учебы; о соответствии состояния здоровья работника поручаемой ему работе; соответствия учащегося требованиям к обучению; о причине смерти и диагнозе заболевания, в том числе по результатам патолого-анатомического вскрытия; иные сведения, касающиеся состояния здоровья гражданина и оказания ему медицинской помощи. В пункте 26 порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 июня 2011 года № 624н предусмотрено, что листок нетрудоспособности не выдается гражданам обратившимся за медицинской помощью в медицинскую организацию, если у них не выявлено признаков временной нетрудоспособности.

Согласно п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» выдача справок об инвалидности и проведение медико-социальной экспертизы признается медицинской деятельностью.

В соответствии со ст.2 пп.46 п.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением данного вида деятельности.

В силу абз.4 ст.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной. В соответствии со ст.ст.7,8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пункт 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 предусматривает, что признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев.

Пунктами 20,255,26 указанных правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации) специалистами бюро путем обследования гражданина, изучения представленных им документов. Анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы установлен в административном регламенте по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденном приказом Минтруда России от 29 января 2014 года № 59н. На основании п.11 регламента результатом предоставления государственной услуги при установлении инвалидности является выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида.

Условия признания лица инвалидом закреплены в п.5 правил, классификации и критерии утверждены приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 года № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». При отсутствии условий и критериев лицо не может быть признано инвалидом в законном порядке.

Таким образом, выдача справок об инвалидности без продвижения соответствующей экспертизы организациями, не имеющими соответствующей лицензии, противоречит действующему законодательству.

Вместе с тем, лицам признанным инвалидами, предоставляются льготы и гарантии в соответствии с законодательством РФ. Так в соответствии со ст.ст. 17, 20, 28.1, 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды обеспечиваются жильем, гарантиями трудовой занятости, ежемесячными денежными выплатами, мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Частью 1 статьи 327 УК РФ предусмотрена ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен запрет на изготовление и последующую реализацию, а также использование поддельных справок об инвалидности. За указанные действия предусмотрена уголовная ответственность.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность, а именно, приобретение медицинских справок, минуя установленный законом порядок. Предоставление возможности доступа к информации о возможности приобретения медицинских справок и медицинских заключений без проведения медицинского осмотра, в обход установленной законом процедуры их получения, фактически способствует совершению правонарушений. Указанные обстоятельства нарушают публичные интересы РФ, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц, создают угрозу для безопасности граждан, причинения вреда их жизни и здоровью, а также причинению ущерба их имуществу. Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «интернет», запрещенной к распространению на территории РФ, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и в интересах РФ на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Пунктом 1 ст.15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории РФ использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства РФ в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов РФ. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п.5 ст.15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации информационных технологиях и о защите информации»).

Таким образом, предоставление доступа к сайту http://medispravkunet.com/, где в свободном доступе размещена информация о возможности приобретения медицинских справок об инвалидности, без прохождения медицинских осмотров, за реализацию которых предусмотрена административная и уголовная ответственность, является противоправным деянием, указанная информации подлежит запрету.

В соответствии с требованиями ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с часть. 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами..

Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».

Согласно части 2 статьи 15.1 данного Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием в соответствии с частью 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Сайт http://medispravkunet.com/, не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.

С учетом вышеприведенных положений федерального законодательства информация, размещенная на сайте http://medispravkunet.com/, подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.

В связи с изложенным требования прокурора Конышевского района Курской области о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайте http://medispravkunet.com/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, суд находит основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, судья

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Конышевского района Курской области, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, в информационно-коммуникационной сети Интернет на Интернет-сайте http://medispravkunet.com/.

Решение Конышевского районного суда Курской области направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения Интернет-страницы сайта http://medispravkunet.com/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курского областного суда, через Кон6ышевский районный суд Курской области, в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: А.А.Попрядухин

2а-57/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Коренев А.А.
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области (Управление Роскомнадзора по Курской области)
Суд
Конышевский районный суд Курской области
Судья
Попрядухин Андрей Анатольевич
Дело на странице суда
konyshevsky.krs.sudrf.ru
17.03.2020Регистрация административного искового заявления
17.03.2020Передача материалов судье
17.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
20.03.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее