Дело № 2-133/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Филипповой Н.М.,
с участием истца Кузнецовой Н.А.,
представителя ответчика Сизовой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми
29 января 2020 года гражданское дело № 2-133/2020 по исковому заявлению Кузнецовой Н.А. к Государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконным бездействия, возложении обязанности поставить на учет, выдать уведомление о постановке на учет, обеспечить направлением и проездными талонами на право получения проездных документов, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Кузнецова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее по тексту – ГУ-РО ФСС по РК, Региональное отделение) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности поставить на учет, выдать уведомление о постановке на учет, обеспечить направлением и проездными талонами на право получения проездных документов, взыскании компенсации морального вреда в размере .... руб. В обоснование требований указывая, что с <...> г. ей установлена .... группа инвалидности бессрочно. Индивидуальной программой реабилитации от <...> г. № .... предусмотрено обеспечение истца ..... <...> г. истец обратилась к ответчику с заявлением об обеспечении вышеуказанным средством реабилитации, однако до настоящего времени направление ею не получено. В связи с бездействием ответчика, ей причинены физические и нравственные страдания.
Истец Кузнецова Н.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, подтвердив доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика ГУ - РО ФСС РФ по РК Сизова Д.Д. в судебном заседании исковое требование не признала, поддержала возражения, представленные в письменном отзыве.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно ст. 10 названного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу положений ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Частью 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
По смыслу п. п. 2 и 3 названных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 № 86н утверждена классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р.
Согласно абз. 1 п. 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана).
В силу положений п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней.
Из приведенных норм следует, что обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. № 776н утверждены Правила предоставления в 2019 году бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий (далее также - Правила предоставления трансфертов), в пункте 2 которых предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.
Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, на основании сведений, представляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации. Подготовка сведений осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности в конкретном виде технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (п. п. 3 и 4 Правил предоставления трансфертов).
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
Подпунктом «а» п. 10 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом Фонда социального страхования РФ от 16.05.2019 № 256, предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является, в том числе, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства, в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240.
Таким образом, выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключения территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с этими Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, согласно пункту 3 которого компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н.
Из материалов дела следует, что Кузнецова Н.А. является инвалидом .... группы, которая с <...> г. установлена ей бессрочно.
Индивидуальной программой реабилитации от <...> г. № .... Кузнецовой Н.А. установлена нуждаемость в технических средствах реабилитации (далее по тексту - ТСР), в том числе «....».
<...> г. Кузнецова Н.А. обратилась в ГУ-РО ФСС по РК с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническим средством реабилитации.
Письмом от <...> г. № .... ГУ-РО ФСС по РК сообщило истцу о необходимости представить индивидуальную программу реабилитации или абилитации (далее по тексту – ИПРА) с указанием конкретного вида ТСР в соответствии с классификацией № 86н ТСР. Кузнецовой Н.А. рекомендовано было обратиться в медицинскую организацию для получения заключения о нуждаемости в TCP и для оформления направления на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы.
<...> г. Кузнецова Н.А. обратилась с заявлением в филиал МСЭ, где ей была переоформлена индивидуальная программа реабилитации № ..... Согласно данной программе Кузнецова Н.А. нуждается в техническом средстве реабилитации – ..... Срок проведения указанных реабилитационных мероприятий установлен бессрочно.
<...> г. Кузнецова Н.А. обратилась в Региональное отделение с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническим средством реабилитации приложив к нему новую ИПРА от <...> г. № .....
<...> г. Кузнецова Н.А. была поставлена на учет в Региональном отделении на изготовление ...., рекомендованным ей ИПРА от <...> г. № ...., о чем ей было сообщено в уведомлении от <...> г. № .... о постановке на учет, которое было направлено Региональным отделением простым письмом, что подтверждается списком почтовых отправлений от <...> г..
В виду того, что начальная максимальная цена изготовления .... для Кузнецовой Н.А. составила свыше .... рублей, то документы Кузнецовой Н.А. были направлены <...> г. в Фонд социального страхования Российской Федерации для согласования возможности приобретения высокотехнологичного и дорогостоящего .....
<...> г. Фонд социального страхования Российской Федерации сообщил Региональному отделению о возможности обеспечения Кузнецовой Н.Л. .....
В период согласования с Фондом социального страхования Российской Федерации о возможности обеспечения Кузнецовой Н.А. .... в .... году, Региональным отделением <...> г. на адрес электронной почты поставщика .... был направлен запрос о ближайшем сроке изготовления .... для Кузнецовой Н.А. В ответ на данное обращение <...> г. в Региональное отделение поступила информация о том, что в связи с короткими сроками поставка комплектующих деталей для высокотехнологичного .... невозможна, следовательно, не представляется возможным изготовление .... для Кузнецовой Н.А. в .... году. О том, что изготовление .... в .... году не представляется возможным, Кузнецова Н.А. была извещена Региональным отделением письмами от <...> г. (№ ....), от <...> г. (....). Дополнительно Кузнецовой Н.А. было сообщено, что в <...> г. в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» услуга по выполнению работ по изготовлению для неё .... будет внесена в план-график закупок товаров, работ, услуг на .... финансовый год.
<...> г. Региональным отделением размещено извещение № .... о проведении <...> г. электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению для Кузнецовой Н.А. технического средства реабилитации. По результатам аукциона изготовителем работ признано ООО «Продление».
<...> г. ГУ-РО ФСС по РК с ООО «Продление» заключен государственный контракт № .... на выполнение работ по изготовлению для Кузнецовой Н.А. .....
<...> г. Региональным отделением Кузнецовой Н.А. выдано направление на изготовление .... и талоны на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте к месту .... и обратно для неё и лица, её сопровождающего.
В соответствии с п. .... заключенного контракта срок изготовления .... составляет не более .... календарных дней с даты обращения инвалида с направлением на изготовление .....
С учетом изложенного, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что в данном случае ответчиком предпринимались все меры, предусмотренные действующим законодательством, направленные на своевременное обеспечение Кузнецовой Н.А. необходимым ТСР. При этом ответчиком не допущено нарушений требований действующего законодательства при предоставлении государственной услуги Кузнецовой Н.А.
При таких обстоятельствах оснований для признания действий (бездействия) ГУ-РО ФСС по РК по ненадлежащему либо несвоевременному оказанию государственной услуги Кузнецовой Н.А. у суда не имеется.
Учитывая, что Кузнецова Н.А. с <...> г., то есть в 15-дневный срок с момента её обращения (<...> г.), поставлена на учет в Региональном отделении на изготовление ...., в настоящее время на её имя выданы направление и проездные талоны на право получения проездных документов к месту изготовления .... и обратно, то оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности ответчика поставить истца на учет, выдать уведомление о постановке на учет, обеспечить направлением и проездными талонами на право получения проездных документов суд также не находит.
Оценивая требование истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Обращаясь с требованием о взыскании компенсации морального вреда, истец сослался на то, что бездействием ответчика при предоставлении услуги обеспечения её техническим средством реабилитации, ей причинены физические и нравственные страдания.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие не материальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.
Руководствуясь перечисленными выше нормами права, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку каких-либо нарушений прав истца со стороны ответчика в ходе рассмотрения дела не установлено, доказательств причинения ей действиями Регионального отделения Фонда социального страхования физических и нравственных страданий материалы дела не содержат.
Напротив как следует из материалов дела, ответчиком в установленные законом сроки оказана истцу государственная услуга по обеспечению техническим средством реабилитации, путем выдачи направлений на его получение в уполномоченную организацию, являющуюся исполнителем государственного контракта. При этом, как следует из материалов дела, доводов представителя ответчика, в программе реабилитации Кузнецовой Н.А. от <...> г. № ...., по сравнению с программой реабилитации от <...> г. № ...., не был указан конкретный вид ТСР в соответствии с классификацией № 86н ТСР, что повлекло увеличение сроков обеспечения истца техническим средством реабилитации, необходимость внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Доводы истца о том, что основанием для компенсации истцу морального вреда является нарушение гарантированного государством права инвалида на своевременное обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, не влекут удовлетворения искового требования.
Согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, последний является финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, осуществляющим функции контроля по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Помимо этого на фонд социального страхования возложены функции финансового обеспечения расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлен Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, которыми предусмотрено, что инвалид, обратившийся с заявлением в территориальный орган фонда социального страхования, реализует свое право на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета двумя способами: либо путем получения средства реабилитации на основании направления в организацию, с которой отделением Фонда заключен государственный контракт, либо путем получения компенсации за самостоятельно приобретенные им технические средства реабилитации.
При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления (предоставления не в полном объеме) инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине.
В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н.
В период, когда инвалид уполномоченным органом по каким-либо причинам не был обеспечен (обеспечен не в полном объеме) техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, его право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты уполномоченным органом в порядке, установленном законом, денежной компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации.
При таких обстоятельствах несвоевременное и не в полном объеме предоставление фондом социального страхования истцу технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета, при условии возможности денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, исключает возможность нарушения личных неимущественных прав истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Кузнецовой Н.А. к Государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконным бездействия, возложении обязанности поставить на учет, выдать уведомление о постановке на учет, обеспечить направлением и проездными талонами на право получения проездных документов, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 05.02.2020.
Судья С. С. Логинов
УИД: 11RS0005-01-2019-005461-05