Решение по делу № 33-3330/2019 от 20.08.2019

Дело № 33-3330/2019                                                    Судья Сомова И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 сентября 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи        - Володиной Л.В.,

судей                      - Балацкого Е.В., Герасименко Е.В.,

при секретаре                - Белановой О.А.,

с участием:

представителя истца ПИ,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 19 июня 2019 года,

по гражданскому делу по иску ФИО к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

заслушав доклад судьи Балацкого Е.В.,

установила:

ФИО предъявил иск Департаменту капитального строительства города Севастополя, указав, что проходил военную службу в ВМС Украины, с которой уволен ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков части. При этом ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека. В последующем брак с супругой был расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ он вступил в новый брак с ФИО2, семья имеет двоих детей. До ДД.ММ.ГГГГ истец жильем не обеспечивался. Учетное дело находилось на хранении в ФГКУ «ЮРУЖО», ДД.ММ.ГГГГ передано в Департамент капитального строительства. Он имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Однако решением ответчика ему отказано в постановке на учет, поскольку, по мнению ответчика, он обеспечен жилой площадью сверх минимальной нормы обеспеченности, поскольку зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>. С решением Департамента он не согласен, поскольку собственниками указанной квартиры являются его родители, с которыми он не проживает с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он проживает с супругой и детьми по адресу: <адрес>, площадь которой составляет 31,3 кв.м, и обеспеченность жилой площадью на каждого из четырех членов семьи составляет только 7,82 кв.м. Членом семьи своих родителей он не является, совместно с ними не проживает, общего хозяйства не ведет. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил:

1. Признать ФИО, а также членов его семьи – ФИО1, ФИО2 и ФИО3, нуждающимися в жилом помещении.

2. Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя поставить ФИО на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи четыре человека.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил свои требования, просил:

1. Признать ФИО нуждающимся в жилом помещении.

2. Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя поставить ФИО на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 19 июня 2019 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с данным решением, истец ФИО подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене. Указывает, что он в собственности жилых помещений не имеет, и по договору социального найма помещение ему не предоставлялось. Считает, что жилая площадь квартиры его родителей, в которой он формально зарегистрирован, не может признаваться в качестве учетной нормы площади жилого помещения. Кроме того, обращает внимание на то, что в квартире родителей он более 30 лет не проживает, общего хозяйства с ними не ведет, а потому не может признаваться членом их семьи. Апеллянт полагает, что до обеспечения жилым помещением он вправе состоять на регистрационном учете в любом месте, что не является основанием для снятия его с учета нуждающихся в получении жилых помещений по мотиву обеспеченности таковыми.

Представитель истца ПИ в судебном заседании суда апелляционной инстанции вышеуказанные доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО проходил военную службу в Вооруженных Силах Украины, уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья Приказом Командующего Военно-Морских Сил от ДД.ММ.ГГГГ . Приказом начальника Севастопольского военно-морского ордена Красного Знамени института имени П.С. Нахимова от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков части.

Выслуга лет на момент увольнения оставляла 20 лет 8 месяцев.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Севастопольского военно-морского ордена Красного Знамени института имени П.С. Нахимова от ДД.ММ.ГГГГ капитан 3 ранга ФИО поставлен на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека.

Заочным решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО и ФИО7 расторгнут.

Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в состав семьи ФИО, исключены супруга и двое детей.

Согласно свидетельству о браке между ФИО и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ заключен брак.

Согласно письму ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело ФИО передано в управление жилищной политики Департамента капитального строительства г. Севастополя.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент капитального строительства г. Севастополя с заявлением о принятии его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории граждан, указанных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказал ФИО в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по тем основаниям, что согласно представленным документам он является членом семьи собственников квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 74,6 кв.м, и обеспечен общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы 12 кв.м.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что истец зарегистрирован по месту жительства в вышеуказанной квартире, сведений о прекращении права пользования ею, истцом не представлено, оснований полагать, что он лишен права проживать в ней либо вселиться в нее, отсутствуют, и поскольку обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы, оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имеется, а потому пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.

С данными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (далее – Указ Президента РФ № 116) право на обеспечение жилыми помещениями имеют постоянно проживающие на территориях Республики Крым и г. Севастополя:

- граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба.

Пунктами 2, 4 Указа Президента РФ № 116 установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, осуществляется органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам этих субъектов Российской Федерации в виде субвенций, порядок распределения и предоставления которых определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, утверждается органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя, которые также осуществляют учет таких граждан.

Во исполнение Указа Президента РФ № 116 Постановлением Правительства Севастополя от 9 июля 2018 года № 422-ПП утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с вышеуказанным Указом, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с пунктом 1.2 указанного Порядка обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется уполномоченным органом государственной власти города Севастополя в области жилищных отношений - Департаментом капитального строительства города Севастополя (далее - уполномоченный орган) однократно, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - ЕДВ).

Департаментом капитального строительства города Севастополя от 26 июня 2018 года № 122-а/2018 утвержден Порядок учета отдельных категорий граждан, указанных в пункте 1 Указа Президента РФ № 116.

Пунктом 1.3 Порядка учета отдельных категорий граждан установлено, что в соответствии с Указом Президента РФ № 116 граждане, подлежащие учету, должны соответствовать одновременно следующим условиям:

- наличие гражданства Российской Федерации на момент вступления в законную силу Указа Президента РФ № 116;

- постоянное проживание на территории города Севастополя;

- обеспеченность гражданина общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в городе Севастополе для данной категории граждан;

- увольнение гражданина со службы в структурах, указанных в подпункте 1.2.1 настоящего порядка, до 18 марта 2014 года;

- принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке, установленном законодательством Украины, до 18 марта 2014 года;

- наличие сведений о гражданине в списках, переданных в Правительство Севастополя из федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба в соответствии с пунктом 5 Указа Президента РФ № 116.

В соответствии с пунктом 1.4 данного Порядка учетная норма площади жилого помещения на одного человека в городе Севастополе для учета граждан, указанных в пункте 1.2 настоящего порядка, составляет:

- двенадцать квадратных метров общей площади жилого помещения.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно пункту 1.5 Порядка в целях учета к членам семьи граждан, указанных в пункте 1.2 настоящего порядка, относятся проживающие совместно с такими гражданами: супруг, дети и родители. Иные граждане могут быть признаны членами семьи в судебном порядке.

Приведенные положения Порядка учета отдельных категорий граждан согласуются с положениями части 1 и части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая в пунктах 1, 2 части 1 статьи в том числе предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются лица, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения либо являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Исходя из вышеприведенных положений законодательных норм, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда об отсутствии оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Оценивая жилищную обеспеченность истца, суд правильно учел, что ФИО зарегистрирован по месту жительства в квартире по адресу: <адрес>, общая площадь которой, согласно кадастровому паспорту (л.д. 77), составляет 76,7 кв.м. В данной квартире зарегистрированы и проживают родители истца ФИО5 и ФИО6

Таким образом, на истца в этой квартире приходится 76,7 : 3 = 25,56 кв.м общей площади жилого помещения, что более учетной нормы 12 кв.м.

Ссылку истца на то, что он фактически проживает со своей супругой и детьми в другом жилом помещении, обеспеченность в котором составляет менее учетной нормы, суд правильно признал необоснованной, поскольку жилищные правоотношения являются длящимися, и истец, сохраняющий регистрацию по месту жительства в квартире, принадлежащей родителям, не лишен возможности в любое время вселиться в жилое помещение и пользоваться им наравне с собственниками квартиры.

Утратившим право пользования указанной квартирой в установленном порядке истец не признан.

Таким образом, уровень жилищной обеспеченности истца превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека в городе Севастополе.

При таких обстоятельствах истец не мог быть признан нуждающимся в жилых помещения и поставлен на соответствующий учет по основанию, связанному с обеспечением общей площадью жилого помещением менее учетной нормы на одного члена семьи (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), а в случае принятия на такой учет в нарушение установленного порядка - подлежал бы снятию с него в силу положений ст. 56 ЖК РФ.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

При таком положении не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что жилая площадь квартиры его родителей, в которой он формально зарегистрирован, не может признаваться в качестве учетной нормы площади жилого помещения, поскольку данное обстоятельство достаточно исследовано судом.

Судебная коллегия отмечает, что основания полагать, что истец не имеет права пользования жилым помещением, в котором зарегистрирован, отсутствуют, сведений о прекращении права пользования указанным жилым помещением истцом не представлено, доказательств, свидетельствующих о том, что истцу чинятся препятствия по вселению в данную квартиру и проживанию в ней, в материалах дела не имеется.

Анализируя в целом доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к тому, что они, по сути, сводятся к несогласию с произведенной судом первой инстанции оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения, они по существу аналогичны приведенным в ходе судебного разбирательства доводам, которые учитывались и оценивались судом, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмены обжалуемого судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 19 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий                     Л.В. Володина

Судьи                                 Е.В. Герасименко

                                    Е.В. Балацкий

33-3330/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Просяник Андрей Иванович
Ответчики
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Другие
Яшин Юрий Андреевич
Просяник Анастасия Владимировна
Васильченко Евгения Вячеславовна
Суд
Севастопольский городской суд
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
21.08.2019Передача дела судье
23.09.2019Судебное заседание
04.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2019Передано в экспедицию
23.08.2020Передача дела судье
23.08.2020Судебное заседание
23.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2020Передано в экспедицию
23.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее