Дело № 12-29/2024
УИД 65 RS0017-01-2024-000886-87
Р Е Ш Е Н И Е
25 июня 2024 года г. Холмск
Судья Холмского городского суда Сахалинской области Петров А.А., рассмотрев протест Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в Холмском и Невельском районах от 25 апреля 2024 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.35 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в Холмском и Невельском районах от 25 апреля 2024 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.35 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО., в связи с отсутствием состава административного правонарушения, прекращено.
Не согласившись с указанным постановлением Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор принес протест, в котором просит отменить обжалуемое постановление с направлением дела на новое рассмотрение, указав, что ИП ФИО. на земельных участках с кадастровыми номерами 65:08:0000039:986, 65:08:0000039:987 организованы места временного накопления твердых коммунальных отходов. При использовании земельных участков должны соблюдаться требования санитарно-эпидемиологического, экологического и иного законодательства, предъявляемые к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, независимо от вида отходов, накапливаемых на площадке «твердые коммунальные отходы» или «отходы производства, а также назначение площадки для накопления отходов в соответствии с СанПин 2.1.3684-21, пункт 220 которого предусматривает общие требования к обращению с отходами. Каких-либо разграничений, в части применения СанПиН 2.1.3684-21 к отходам ТКО либо отходов, образовавшихся во время производственных процессов, указанный документ не содержит. Нарушения ИП ФИО. требований п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 подтверждаются материалами проверки. Доводы административного органа о необходимости вменения ИП ФИО. пунктов 240-260 СанПин 2.1.3684-21 несостоятельны, так как ИП ФИО. осуществлялось накопление отходов. Также считают несостоятельными выводы должностного лица о невозможности применения в целом СанПин 2.1.3684-21 на указанных земельных участках, так как они расположены за границей населенного пункта, поскольку иного не предусмотрено законом и противоречит смыслу и требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охране окружающей среды. Считает что требования СанПин 2.1.3684-21 являются обязательными для исполнения, в том числе и индивидуальными предпринимателями.
ИП ФИО. при рассмотрении протеста не участвовал, о дате, времени и месте его рассмотрения извещен надлежащим образом.
Помощник Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Ожег В.В. в судебном заседании поддержал протест по основаниям и доводам изложенным в нем, дополнительно пояснил, что факт обоснованности применения пунктов 220-221 СанПин 2.1.3684-21 также подтверждена состоявшимися судебными актами Южно-Сахалинского городского суда от 27.12.2023 и судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27.03.2024. по исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора к ИП ФИО. о возложении обязанности прекратить накопление твердых коммунальных отходов на земельных участках, ликвидировать свалку отходов.
Представитель административного органа ФИО. при рассмотрении протеста, не согласившись с его доводами, показал, что земельные участки с кадастровыми номерами 65:08:0000039:986, 65:08:0000039:987 имеют вид разрешенного использования «Специальная деятельность». Требования по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрены пунктами 240-266 СанПин 2.1.3684-21, которыми не предусмотрено накопление ТКО на участке, имеющим твердое покрытие, систему ливнестоков, а также укрытие ТКО от атмосферных осадков. Кроме того, требования данных пунктов Санитарных правил не могут быть распространены на указанные земельные участки, поскольку они расположены за чертой города Холмска, а потому, в данном случае, должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды и административная ответственность предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, следовательно административный орган обоснованно пришел к выводу, что в данных материалах отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ.
Выслушав ФИО., Ожег В.В., исследовав материалы дела, проверив в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, дело в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
Административная ответственность по ч.1 ст.6.35 КоАП РФ наступает за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - это вещества и предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Права и обязанности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения определены Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).
В силу статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно статье 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21), разделом X которых установлены требования к обращению с отходами.
В силу пункта 220 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Пунктом 221 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что на территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре.
Поступление загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является сбор опасных отходов, дополнительным – сбор неопасных отходов.
ИП ФИО. имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области от 19 декабря 2017 года № 73 АО «Управление по обращению с отходами» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области на период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2027 года.
27 февраля 2023 года АО «Управление по обращению с отходами» по результатам электронного аукциона заключен контракт на оказание услуг по транспортированию отходов в пределах зоны регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в границах муниципального образования «Холмский городской округ» (далее – Контракт) с ИП ФИО.
Согласно пункту 5 Технического задания к Контракту, объект сортировки отходов юго-западнее карьера «Известковый».
На основании постановлений администрации муниципального образования «Холмский городской округ» муниципальному бюджетному учреждению «Управление городским дорожным хозяйством» предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки с кадастровыми номерами 65:08:0000039:986, 65:08:0000039:987 с видом разрешенного использования – специальная деятельность.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости категория указанных земельных участков: земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, безопасности и земли иного специального назначения; место их расположения: Сахалинская область, Холмский городской округ; вид разрешенного использования: специальная деятельность (код 12.2).
1 апреля 2023 года между ИП ФИО., именуемым «Заказчик», и муниципальным бюджетным учреждением «Управление городским дорожным хозяйством», именуемым «Подрядчик», заключен договор на выполнение погрузо-разгрузочных работ, согласно предмету которого Подрядчик по заданию Заказчика собственными силами и средствами, с использованием своих оборудования и материалов обязуется выполнить услуги по перегрузу, транспортировке, погрузо-разгрузочным работам на объектах Подрядчика (пункт 1.1 договора); местом оказания услуг: территория Подрядчика земельные участки с кадастровыми номерами 65:08:0000039:986, 65:08:0000039:987 (пункт 1.1.1 договора); срок выполнения работ определен с 1 апреля по 31 декабря 2023 года (пункт 1.2 договора).
Как следует из материалов дела, Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по вопросу организации пункта перегруза твердых коммунальных отходов на территории закрытой свалки г. Холмска.
В ходе проведенной проверки установлено, что 07.07.2023 ИП ФИО. осуществлена выгрузка отходов из мусоровозов навалом на земельные участки с кадастровыми номерами 65:08:0000039:986, 65:08:0000039:987 которые не являются объектами размещения отходов, не включены в государственный реестр объектов размещения отходов, не являются площадками для накопления отходов, не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, в нарушение требований пунктов 220, 221 СанПиН 2.1.3684-21 не имеют твердого покрытия, системы ливнестоков, защиты от атмосферных осадков и ветра (укрытие брезентом, оборудование навесом).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения заместителем Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в отношении ИП ФИО дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением начальника ТО в Холмском и Невельском районах Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области от 11 октября 2023 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО. прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановлением Холмского городского суда от 23.01.2024 постановление должностного лица административного органа отменено, дело возвращено на новое рассмотрение, поскольку должностным лицом административного органа не были учтены выявленные в ходе проверки обстоятельства, и ошибочный вывод должностного лица административного органа о невозможности применения требований СанПиН 2.1.3684-21 к твердым коммунальным отходам.
Решением Сахалинского областного суда от 19.03.2024 решение Холмского городского суда от 23.01.2024 оставлено без изменения.
Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в Холмском и Невельском районах от 25 апреля 2024 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.35 КоАП РФ, в отношении ИП Тё А.М., вновь прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших свершению административных правонарушений.
В силу пункта 7 статьи 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу должны быть указаны, в частности, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Как следует из содержания постановления должностного лица административного органа, основанием для прекращения производства по данному делу послужило то обстоятельство, что требованиями по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотренными пунктами 240-266 СанПин 2.1.3684-21 не предусмотрено накопление ТКО на участке, имеющим твердое покрытие, систему ливнестоков, а также укрытие ТКО от атмосферных осадков. Кроме того, требования данных пунктов Санитарных правил не могут быть распространены на указанные земельные участки, поскольку они расположены за чертой города Холмска, а потому, в данном случае, должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, административная ответственность за которые предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.
По мнению суда, вывод должностного лица административного органа об отсутствии состава вмененного административного правонарушения является обоснованным, с учетом установленных обстоятельств, имеющих значение для данного дела.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, являющемуся Приложением к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412, вид разрешенного использования земельного участка как «Специальная деятельность» включает в себя размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки).
Как следует из материалов дела, событие вмененного ИП ФИО. административного правонарушения заключается в нарушениях, допущенных при обращении с твердыми коммунальными отходами на земельных участках с кадастровыми номерами 65:08:0000039:986 и 65:08:0000039:987, имеющих разрешенный вид использования «Специальная деятельность», а именно накопление на них твердых коммунальных отходов в отсутствие твердого покрытия, системы ливнестоков, защиты от атмосферных осадков и ветра (укрытие брезентом, оборудование навесом), предусмотренных пунктами 220,221 СанПиН 2.1.3684-21.
Документом, регламентирующим накопление твердых коммунальных отходов является СанПиН 2.1.3684-21, разделом II которого предусмотрены санитарно-эпидемиологические требования к местам накопления твердых коммунальных отходов и применимы к содержанию территорий городских и сельских поселений. Иных мет для накопления твердых коммунальных отходов, до фактического их размещения на полигонах ТКО, действующим законодательством не предусмотрено.
Учитывая, что спорные земельные участки размещены за пределами территории городского поселения, должностное лицо административного органа обоснованно пришло к выводу об отсутствии оснований для применения СанПиН 2.1.3684-21, и наличии нарушений закона в области охраны окружающей среды, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Оснований для применения указанных в постановлении прокурора нарушение пунктов 220, 221 СанПиН 2.1.3684-21 также не имеется, поскольку в соответствии с пунктом 212 требования вышеуказанных пунктов применимы лишь для отходов производства, а не к твердым коммунальным отходам.
Выводы, изложенные в решении Южно-Сахалинского городского от 27 декабря 2023 года, апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27 марта 2024 года, которыми на ИП ФИО возложены обязанности прекратить накопление твердых коммунальных отходов на земельных участках, ликвидировать свалку отходов, не могут рассматриваться в качестве оснований для отмены состоявшегося в рамках настоящего дела об административном правонарушении постановления должностного лица административного органа.
Нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлен принцип преюдиции, установленные данными судебными актами обстоятельства не могут рассматриваться как не требующие доказывания при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении с учетом его конкретных фактических обстоятельств.
Из доводов протеста прокурора не следует, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, нарушений требований ст.24.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа не установлено, вывод об отсутствии в действиях ИП ФИО состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, является правильным, производство по делу об административном правонарушении прекращено обоснованно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления по делу, при рассмотрении настоящего протеста не установлено.
Принципы презумпции невиновности и объективности, а также иные процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, при производстве данного дела, должностным лицом не нарушены.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в Холмском и Невельском районах от 25 апреля 2023 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.35 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО, за отсутствием состава административного правонарушения, прекращено, оставить без изменения, протест Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд или непосредственно в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.А. Петров