Судья ФИО2 дело №
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 января 2024 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
ФИО3,
судей - ФИО15 и ФИО13,
при секретаре судебного заседания – ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея по доверенности ФИО7 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«Исковое заявление Прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес>» и Комитету по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» и Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» в рамках осуществления государственных полномочий Республики Адыгея, из средств выделенных лимитов на 2023 год, обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм.»
Заслушав доклад судьи ФИО13, пояснения представителя ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея по доверенности ФИО7, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея по доверенности ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения помощника прокурора <адрес> ФИО6, возражавшей против доводов апелляционной жалобы представителя ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея и считавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор <адрес>, с учетом уточненных требований, обратился в суд в интересах ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес>», Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой <адрес> по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства, направленного на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда МО «<адрес>». До настоящего времени ФИО1 не обеспечен жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, он обратился к прокурору с целью защиты своих прав на жилище.
Просил, с учетом уточненных исковых требований обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» и Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» из средств выделенных лимитов на 2023 год, обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм.
В судебном заседании первой инстанции помощник прокурора <адрес> ФИО6 уточненные заявленные требования поддержала и просила суд удовлетворить их полном объеме.
Представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО7 в судебном заседании первой инстанции иск не признала и просила в иске отказать, пояснив, что ФИО1 в списке значится под номером 7 и обеспечение его жильем будет осуществляться «вне очередности» установленной Списком.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом администрации МО «<адрес>» ФИО8 в судебном заседании первой инстанции по аналогичным доводам администрации исковые требования не признал.
Представитель третьего лица Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА по доверенности ФИО9 в судебном заседании первой возражал против удовлетворения иска.
Третье лицо - Министерство образования и науки РА в судебное заседание первой инстанции не явился, предоставил в суд ходатайство, в котором просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея по доверенности ФИО7 просила решение Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отменить и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указала, что удовлетворяя требования прокурора, суд не учел обстоятельство, что при обеспечении жильем ФИО1 будут нарушены права на обеспечение жильем детей-сирот, которые также включены в Список и их порядковые номера согласно Списку, предшествуют порядковому номеру ФИО1 В настоящее время ФИО1 значится в списке под номером 7. Удовлетворение иска должно быть направлено на восстановление нарушенного материального права. Между тем, такое восстановление нарушенного материального права одного лица не должно повлечь за собой нарушение прав других лиц. При удовлетворении требований прокурора только в отношении Администрации и Комитета по обеспечению ФИО1 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в рамках выделенных средств на 2023 год, суд не дал надлежащую оценку указанному соглашению.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора <адрес> ФИО10 просила решение Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № оставить без изменения, апелляционную жалобу –без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении с почтовым идентификатором 38500089246595, согласно которого извещение ДД.ММ.ГГГГ вручено адресату -Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Адыгея не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 38500089246601, согласно которого извещение ДД.ММ.ГГГГ вручено адресату - Министерству образования и науки Республики Адыгея.
При этом, исполняющий обязанности Министра образования и науки Республики Адыгея ФИО11 направил в адрес Верховного суда Республики Адыгея ходатайство, в котором просил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя Министерства образования и науки Республики Адыгея. При принятии решения по делу Министерство образования и науки Республики Адыгея полагается на усмотрение суда.
Судебная коллегия, с учетом положений части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признала возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на жалобу, заслушав явившихся участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 8 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В силу требований ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в качестве дополнительной гарантии прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с требованиями пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
На основании части 1 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ).
Решение вопросов социальной поддержки детей- сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п.24 п.2 ст. 26.3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения» государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления, в том числе, муниципальное образование «<адрес>».
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.
Финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, производится за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам.
Органы государственной власти Республики Адыгея при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны, в том числе, обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами в пределах лимитов, утвержденных в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год и на плановый период на осуществление государственных полномочий.
Согласно ст. 1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом несовершеннолетних членов их семьи осуществляется однократно по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Адыгея детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 2, 5 Порядка, жилые помещения специализированного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются на основании решения министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея по договорам найма в соответствии со списком подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформированным министерством образования и науки Республики Адыгея.
Решение о предоставлении жилого помещения принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с момента предоставления Министерством образования и науки Республики Адыгея списка и является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом Министерства образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, в соответствии со ст. 8 п. 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда МО «<адрес>».
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Адыгея по формированию специализированного жилищного фонда и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея по формированию специализированного жилищного фонда и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии ч. 1 ст. 3 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения (далее - Закона РА №) финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, производится за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам.
В силу ст. 5 Закона РА № органы государственной власти Республики Адыгея при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны, в том числе, обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами в пределах лимитов, утвержденных в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год и на плановый период на осуществление государственных полномочий.
Согласно подпункту 1 и подпункту 2 пункта 2 Порядка расходования субвенций, предоставленных местным бюджетам за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им государственных полномочий Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), утвержденного постановлением Кабинета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея:
1)является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в части передачи субвенций местным бюджетам;
2)осуществляет предоставление субвенций местным бюджетам в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству на указанные цели в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год и плановый период, и в соответствии с соглашением между Министерством и органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 и пункту 6 указанного Порядка уполномоченные органы местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) являются администраторами доходов от предоставления субвенции и ежегодно, до 15 декабря года, предшествующего году финансирования, представляют в Министерство бюджетную заявку на предоставление местным бюджетам субвенций по форме, утвержденной Министерством.
Средства республиканского бюджета Республики Адыгея, поступившие в форме субвенций, расходуются уполномоченными органами в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 постановления администрации МО «<адрес>» Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» определен органом, уполномоченным осуществлять приобретение жилых помещений с целью создания специализированного жилищного фонда, в рамках реализации переданных государственных полномочий Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с нормами закона федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и не оспорено ответчиками, до настоящего времени ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не обеспечен жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, он обратился с заявлением в прокуратуру с целью защиты своих прав на жилище.
Не обеспечение ФИО1 жилым помещением из специализированного жилищного фонда противоречит основным задачам и целям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», грубо нарушает его право на жилище.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ 17-12; Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ 17-9).
Вместе с тем, в судебное заседание апелляционной инстанции по ходатайству помощника прокурора <адрес> ФИО6 к материалам дела приобщено дополнительное соглашение № к Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субвенции из республиканского бюджета Республики Адыгея бюджету муниципального образования «<адрес>» на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключенного в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ? согласно которому Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, с одной стороны, и администрация муниципального образования «<адрес>», именуемый в дальнейшем «Получатель», заключили настоящее дополнительное соглашение к Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ о нижеследующем:
«Размер субвенции, предоставляемой из республиканского бюджета Республики Адыгея Получателю по данному Соглашению, составляет в 2023 году 81 959 429,00 руб., в 2024 году- 75 202 500 рублей, в том числе 27 511 200 рублей.
Финансирование производится на основании поданной заявки на финансирование. С целью обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, в рамках настоящего Соглашения, средства субвенции на 2023 год могут быть использованы Получателем для финансирования заключенных муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений со сроком передачи в 2024 году.
В силу пункта 2 Соглашения – пункт 2.3.5 Раздела 2 «Права и обязанности Сторон» Соглашения изложить в следующей редакции: «Обеспечить жилыми помещениями, включая обеспечение на основании вступивших в законную силу судебных актов, в 2023 году 28 детей-сирот (без учета несовершеннолетних), в 2024 году - 26 детей-сирот (без учета несовершеннолетних). По соглашению сторон данный показатель может корректироваться.»
Таким образом, выше изложенным дополнительным соглашением № к Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея осуществило финансирование в соответствии с законом, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно исключил его из числа ответчиков.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации МО «<адрес>», Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» о предоставлении жилого помещения следует удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея по доверенности ФИО7 о том, что удовлетворяя требования прокурора, суд не учел обстоятельство, что при обеспечении жильем ФИО1 будут нарушены права на обеспечение жильем детей-сирот, которые также включены в Список и их порядковые номера согласно Списку, предшествуют порядковому номеру ФИО1 В настоящее время ФИО1 значится в списке под номером 7. Удовлетворение иска должно быть направлено на восстановление нарушенного материального права. Между тем, такое восстановление нарушенного материального права одного лица не должно повлечь за собой нарушение прав других лиц, - являются несостоятельными в связи со следующим.
Так, удовлетворение исковых требований прокурора <адрес> в интересах в интересах ФИО1 к Администрации МО «<адрес>», Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» о предоставлении жилого помещения не нарушает конституционного принципа равенства, поскольку требования заявлены в интересах детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и ФИО1 имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, гарантированного законом и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо обстоятельств или условий.
Кроме того, доводы апелляционной жалобы представителя ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея по доверенности ФИО7 о том, что при удовлетворении требований прокурора только в отношении Администрации и Комитета по обеспечению ФИО1 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в рамках выделенных средств на 2023 год, суд не дал надлежащую оценку указанному соглашению, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный, ввиду того, что судом первой инстанции исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 о предоставлении жилого помещения удовлетворены только к Администрации МО «<адрес>» и к Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>», при этом Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, которое в поданном исковом заявлении было заявлено в качестве ответчика, впоследствии осуществившее финансирование в соответствии с законом, судом первой инстанции было исключено из числа ответчиков.
Таким образом, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы представителя ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея по доверенности ФИО7 не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, и сводятся к выражению несогласия с приведенной судом первой инстанции оценкой представленных по делу доказательств.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции при разрешении спора правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Изложенные в решении суда выводы мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея по доверенности ФИО7 - без удовлетворения.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: ФИО14
Судьи: ФИО17
ФИО13