Гр. дело № 2-2136/2023
УИД 21RS0023-01-2023-001987-72
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
9 августа 2023 г. г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе председательствующего судьи Евстафьева В.В.,
при секретаре Хмыровой А.А.,
с участием представителя истца Садовникова Н.В.,
представителя ответчика КУ ЧР «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Филиппова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терентьевой Елены Егоровны к КУ ЧР «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате ДТП, судебных расходов,
у с т а н о в и л :
Истица обратилась с иском к ответчику с вышеуказанным требованием. В обоснование иска указано, что дата произошло дорожно-транспортное происшествие, в ходе которого транспортное средство ------, принадлежащее Терентьевой Е.Н., двигаясь по автомобильной дороге, в следствии разрушения дорожного полотна, получило повреждения.
Начальником ОГИБДД ОМВД России по адрес, был составлен Акт осмотра места происшествия, согласно которому на проезжей части имеется разрушение, глубина - 11 см, ширина - 80 см, длина - 1,20 см.
Согласно дополнению к протоколу, в результате указанного выше происшествия, повреждено транспортное средство Меrсеdеs - Веnz С 180 государственный регистрационный знак А 338 АА 121, повреждена резина переднего левого колеса, повреждено заднее левое колесо, возможны скрытые повреждения.
Согласно Акту экспертного исследования ----- г., при осмотре транспортного средства выявлены дефекты (Акт -----), стоимость восстановительного ремонта автомобиля ------, поврежденного в результате ДТП дата, составляет 521 700,00 руб..
Пунктом 2 статьи 28 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильных дорог предоставлено право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 6 Закона автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6 статьи 13 Закона об автомобильных дорогах).
В целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления и участия в организации в сфере дорожного хозяйства, дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, использования автомобильных дорог на территории Чувашской Республики создано КУ ЧР «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (----- - Учреждение, устав которого утвержден приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики. Согласно пункту 2.2 устава основной целью деятельности Учреждения является обеспечение сохранности, развития, благоустройства и улучшения транспортно-эксплутационного состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения находящихся в государственной собственности Чувашской Республики.
Ответчик в силу закона осуществляет правомочия собственника относительно автомобильной дороги, на которой произошло ДТП, в связи, с чем отвечает за состояние дороги, несет ответственность перед третьими лицами, которым причинен ущерб в результате эксплуатации этого дорожного полотна.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, а также на положения ст.1064, 15, 1082 ГК РФ истец просит:
Взыскать с ответчика - казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в пользу истца - Терентьевой Елены Егоровны денежные средства:
521 700,00 руб. - в счет возмещения материального ущерба;
6 000,00 руб. – расходы на оценку ущерба
8 417,00 руб. - сумму уплаченной государственной пошлины.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика КУ ЧР «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Также пояснил, что на сегодняшний день сложилась судебная практика, согласно которой вред причиненный имуществу ненадлежащим состоянием дороги, подлежит возмещению подрядной организацией, которая взяла на себя обязательства по содержанию автомобильной дороги. Есть решение суда, когда происходит взыскание с балансодержателя автомобильной дороги, но это в случае, если автомобильная дорога задействована при строительстве скоростной трассы М-12. В данном случае дорога не задействована при строительстве скоростной трасы М-12. Истцом доказательств возникновения ущерба в результате действий (бездействий) ответчика не представлено. Полагал, что при изложенных обстоятельствах надлежащим ответчиком по делу является ООО «Дортех».
Из письменного отзыва на иск следует, что Ответчик не согласен с предъявленным к нему иском, поскольку считает себя ненадлежащим ответчиком в связи со следующим.
Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах) установлено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В соответствии с п. 20 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах сохранность автомобильной дороги - состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование.
Согласно ст. 13 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами (ст. 17 Закона автомобильных дорогах).
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23.10.1 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона об автомобильных дорогах пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно п. 12 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В целях обеспечения соответствия автомобильных дорог требованиям эксплуатационного состояния, установленного нормами ГОСТ Р 50597-2017, «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии являясь государственным заказчиком и не имея возможности самостоятельно (без привлечения подрядных, субподрядных организаций осуществлять деятельность по содержанию действующей сети автомобильных дорог, реализовало возложенные на него обязанности заключив государственный контракт ----- от дата с ООО «ДОРТЕХ» (Подрядчик) на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального межмуниципального значения в Алатырском, Аликовском, Вурнарском, Ибресинском, Канашском, Красночетайском, Моргаушском, Порецком, Ядринском районах и Шумерлинском муниципальном округе Чувашской Республики в 2023-2024 гг.
Согласно п. 1.1 государственного контракта № 177/22 от 17.10.2022 КУ «Чувашупрдор» поручает, а ООО «ДОРТЕХ» принимает на себя принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Алатырском, Аликовском, Вурнарском, Ибресинском, Канашском, Красночетайском, Моргаушском, Порецком, Ядринском районах и Шумерлинском муниципальном округе Чувашской Республики 2023-2024 гг.
В соответствии п. 5.1.2 вышеуказанного государственного контракта подрядчик обязан поддерживать требуемый в соответствии с условиями настоящего Контракта уровень содержания Объекта для обеспечения круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств по автодорогам, создания условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, а также обеспечивать сохранность имущества, входящего в состав автодорог, за исключением участков или отдельных элементов автодорог, на которых выполняются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию (устройство защитных слоев, слоев износа, поверхностной обработки) переданных третьим лицам по соответствующим Актам приёма-передачи с разграничением полномочий сторон в отношении таких участков или отдельных элементов. Информировать Заказчика об изменениях в состоянии обслуживаемого Объекта в соответствии с установленным Федеральным дорожным агентством порядком представления информации о состоянии автомобильных дорог, дорожно-транспортных происшествиях и чрезвычайных ситуациях на объектах дорожного хозяйства Российской Федерации.
Наличие у КУ «Чувашупрдор» функций контроля по исполнению ООО «ДОРТЕХ» своих обязанностей по содержанию автомобильных дорог не может повлечь гражданско- правовую ответственность КУ «Чувашупрдор» за ущерб, причиненный гражданам вследствие неисполнения своих обязательств ООО «ДОРТЕХ».
В соответствии с абз. 2 п. 7.1.1 государственного контракта Подрядчик несёт ответственность, в том числе имущественную, административную и иную ответственность за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий (за исключением ДТП, произошедших вследствие обстоятельств непреодолимой силы); за обеспечение необходимого уровня содержания элементов освещения отдельных участков дороги.
Подрядчик компенсирует все убытки за весь ущерб, включая судебные издержки, связанные с травмами или ущербом, нанесенным третьим лицам, возникшим вследствие недобросовестного выполнения Подрядчиком работ по настоящему контракту. Подрядчик несет имущественную, административную и иную ответственность за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий (п. 7.1.14 государственного контракта).
Заключенный контракт не противоречит ст. 313 ГК РФ, согласно которой исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, бремя содержания имущества может быть передано другому лицу по закону или на основании договора.
Таким образом, обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения на участке автодороги, где произошло ДТП, была возложена на ООО «ДОРТЕХ», что не противоречит Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», в рамках которого КУ «Чувашупрдор», в ведении которого находится дорога, вправе организовать обеспечение дорожной безопасности, в том числе и путем заключения соответствующего договора.
Указанная правовая позиция также нашла отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2011 года, в котором в частности указано, что ответственность за вред, причиненный автомобилю в результате ДТП, происшедшего на участке дороги в связи с наличием на нем повреждений, лежит на организации, которая приняла на себя обязательства по содержанию дороги.
Согласно ст. 47 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873) слова «после ремонта и в процессе эксплуатации» заменить словами «при их содержании», слова «орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги» заменить словами «лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог».
Таким образом, в законодательстве Российской Федерации с 2007 года произошли изменения, которыми изменили ответственность владельца автомобильных дорог.
На основании изложенного в удовлетворении исковых требований, просят отказать.
Представитель третьего лица ООО «ДОРТЕХ» извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился.
Представителем истца в ходе судебного разбирательства было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика ООО «ДОРТЕХ», но когда судом представителю истца было предложено представить уточненное исковое заявление, ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика ООО «ДОРТЕХ» было отозвано.
Обсудив доводы сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 2 ст. 28 вышеуказанного ФЗ устанавливает, что пользователь автомобильными дорогами имеет право получить компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Статья 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусматривает, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Государственный стандарт Российской Федерации "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) устанавливает к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям..
В пункте 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является собственником автомобиля Меrсеdеs - Веnz С 180, государственный регистрационный знак А 338 АА 121.
дата произошло дорожно-транспортное происшествие, а именно: в 19 час. 10 мин на автодороге адрес адрес на 0 км+379 м водитель ФИО6, управляя вышеуказанной автомашиной, совершил наезд на яму на проезжей части размерами: глубина - 11 см, ширина - 80 см, длина - 1,20 см. В отношении водителя вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Работниками ГИБДД был составлен акт выездного обследования от дата, где указаны размеры выбоины на указанном участке дороги.
Требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 5.2.4. ФИО9 50597-2017 Автомобильные дороги и улицы, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, отдельные повреждения (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см. и более, площадью 0,06 кв.м, или более должны быть устранены в отведенные ГОСТом сроки.
С целью определения ущерба, причиненного транспортному средству, истец обратился к самозанятому эксперту-технику ФИО7.
Согласно Акту экспертного исследования ----- г., при осмотре транспортного средства выявлены дефекты (Акт -----), стоимость восстановительного ремонта автомобиля ------, поврежденного в результате ДТП дата, составляет 521 700,00 руб..
Расходы на оценку ущерба составили 6 000,00 руб..
В материалах дела по факту отсутствуют сведения о том, что на участке дороги, где произошло ДТП, были установлены предупреждающие дорожные знаки или сигнальные ограждения.
Таким образом, наличие выбоины на проезжей части привело к причинению ущерба истцу.
Таким образом, требования истца о взыскании с лиц, ответственных за причинение ущерба, причиненных убытков, являются обоснованными.
Однако ответчик не является лицом, ответственным за причинение ущерба истцу.
Как указано выше, согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, бремя содержания имущества может быть передано другому лицу по закону или на основании договора.
Как отметил в своем Постановлении Конституционный Суд РФ по делу N 20-П от 23.12.2009, возложение исполнения обязательства на третье лицо - поскольку каких-либо других специальных ограничений для него федеральный законодатель не устанавливает, - может опираться на совершенно различные юридические факты, лежащие в основе взаимоотношений между самостоятельными субъектами гражданского оборота и подлежащие оценке исходя из предусмотренных гражданским законодательством оснований возникновения прав и обязанностей (пункт 1 статьи 8 ГК Российской Федерации), т.е. исполнение большинства обязательств, возникающих из поименованных в Гражданском кодексе Российской Федерации договоров и иных юридических фактов, может быть произведено третьим лицом, которое действует как самостоятельный субъект, от собственного имени.
КУ «Чувашупрдор» на чей баланс на праве оперативного управления передана автодорога «Волга»-Б.Сундырь-пристань Шешкары осуществляет правомочия собственника по владению и использованию этого имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
Согласно п.2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В целях обеспечения соответствия автомобильных дорог требованиям эксплуатационного состояния, установленного нормами ГОСТ Р 50597-2017, КУ «Чувашупрдор» являясь государственным заказчиком, не имея возможности самостоятельно (без привлечения подрядных, субподрядных организаций) осуществлять деятельность по содержанию действующей сети автомобильных дорог, реализовывал возложенные на него обязанности посредством заключения государственных контрактов с организациями - подрядчиками), возлагая на последних согласно действующему законодательству (п.2 ст. 12 Федерального закона от дата «О безопасности дорожного движения») обязанности по содержанию автомобильных дорог.
В данном случае между КУ ЧР «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» и ООО «ДорТех» был заключен государственный контракт государственный контракт ----- от дата с ООО «ДОРТЕХ» (Подрядчик) на выполнение раб по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального межмуниципального значения в Алатырском, Аликовском, Вурнарском, Ибресинском, Канашском, Красночетайском, Моргаушском, Порецком, Ядринском районах и Шумерлинском муниципальном округе Чувашской Республики в 2023-2024 гг.
Согласно п. 1.1 государственного контракта ----- от дата КУ «Чувашупрдор» поручает, а ООО «ДОРТЕХ» принимает на себя принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Алатырском, Аликовском, Вурнарском, Ибресинском, Канашском, Красночетайском, Моргаушском, Порецком, Ядринском районах и Шумерлинском муниципальном округе Чувашской Республики 2023-2024 гг.
В соответствии п. 5.1.2 вышеуказанного государственного контракта подрядчик обязан поддерживать требуемый в соответствии с условиями настоящего Контракта уровень содержания Объекта для обеспечения круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств по автодорогам, создания условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, а также обеспечивать сохранность имущества, входящего в состав автодорог, за исключением участков или отдельных элементов автодорог, на которых выполняются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию (устройство защитных слоев, слоев износа, поверхностной обработки) переданных третьим лицам по соответствующим Актам приёма-передачи с разграничением полномочий сторон в отношении таких участков или отдельных элементов. Информировать Заказчика об изменениях в состоянии обслуживаемого Объекта в соответствии с установленным Федеральным дорожным агентством порядком представления информации о состоянии автомобильных дорог, дорожно-транспортных происшествиях и чрезвычайных ситуациях на объектах дорожного хозяйства Российской Федерации.
Наличие у КУ «Чувашупрдор» функций контроля по исполнению ООО «ДОРТЕХ» своих обязанностей по содержанию автомобильных дорог не может повлечь гражданско- правовую ответственность КУ «Чувашупрдор» за ущерб, причиненный гражданам вследствие неисполнения своих обязательств ООО «ДОРТЕХ».
В соответствии с абз. 2 п. 7.1.1 государственного контракта Подрядчик несёт ответственность, в том числе имущественную, административную и иную ответственность за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий (за исключением ДТП, произошедших вследствие обстоятельств непреодолимой силы); за обеспечение необходимого уровня содержания элементов освещения отдельных участков дороги.
Подрядчик компенсирует все убытки за весь ущерб, включая судебные издержки, связанные с травмами или ущербом, нанесенным третьим лицам, возникшим вследствие недобросовестного выполнения Подрядчиком работ по настоящему контракту. Подрядчик несет имущественную, административную и иную ответственность за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий (п. 7.1.14 государственного контракта).
Заключенный контракт не противоречит ст. 313 ГК РФ, согласно которой исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.
В приложении к контракту ----- имеется автодорога «адрес адрес протяженностью 94,361 км.
Согласно описанию объекта закупки (приложение -----) подрядчик обязуется обеспечивать в частности по дорожным одеждам устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, … восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий.
Таким образом, обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения на участке автодороги, где произошло ДТП, была возложена на ООО «ДОРТЕХ», что не противоречит Федеральному закону "О безопасности дорожного движения", в рамках которого КУ «Чувашупрдор», в ведении которого находится дорога, вправе организовать обеспечение дорожной безопасности, в том числе, и путем заключения соответствующего договора.
Указанная правовая позиция нашла отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2011 года, в котором в частности указано, что ответственность за вред, причиненный автомобилю в результате ДТП, происшедшего на участке дороги в связи с наличием на нем повреждений, лежит на организации, которая приняла на себя обязательства по содержанию дороги.
По общему правилу, согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего следующие признаки: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между первым и вторым элементами; вину причинителя вреда. Бремя доказывания отсутствия вины лежит на причинителе вреда.
Суду не представлено доказательств того, что КУ «Чувашупрдор» не выполнило каких-либо обязательств по заключенному государственному контракту и это повлекло за собой невозможность исполнения ООО «ДОРТЕХ» своих обязательств по надлежащему содержанию автодороги.
То есть, отсутствует противоправное поведение со стороны ответчика КУ «Чувашупрдор», следовательно, отсутствует и причинно-следственная связь между действиями данного ответчика и причиненным вредом, в то время как наличие выбоин на проезжей части подтверждено документально. Данное нарушение допущено непосредственно ООО «ДОРТЕХ», в чьи обязанности входило содержание автодороги, и последним не представлено доказательств отсутствия своей вины в несвоевременном устранении недостатков дорожного покрытия.
С учетом вышеизложенного, КУ «Чувашупрдор» не является надлежащим ответчиком, так не занимается непосредственно содержанием (ремонтом) автомобильных дорог. Организацией, непосредственно занимающейся содержанием дороги является ООО «ДОРТЕХ».
С учетом вышеуказанных обстоятельств, КУ «Чувашупрдор», не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям и в удовлетворении исковых требований к данному ответчику следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РФ,
р е ш и л :
Терентьевой Елене Егоровне (паспорт ----- -----) в удовлетворении требований к КУ ЧР «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» (-----) о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате ДТП, судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения через Ленинский районный суд г.Чебоксары.
Судья В.В. Евстафьев
Мотивированное решение
изготовлено 14.08.2023
копия верна судья: