РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2024 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Каримова Д.С.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№ по иску прокурора <адрес> к администрации г.о. Тольятти об обязании устранить нарушения федерального законодательства о безопасности дорожного движения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит обязать устранить нарушения федерального законодательства о безопасности дорожного движения путем приведения в нормативное состояние ООТ «Телецентр» по проспекту Степана Разина <адрес> в соответствии с требованиями национальных стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратуройг. Тольятти проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах г.о. Тольятти, в результате чего установлено, что на <адрес>, в районе <адрес> А (ООТ «Телецентр») г.о. Тольятти выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, а именно:
- отсутствует дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью (с обеих сторон движения транспортных средств);
- остановочные пункты (с обеих сторон движения транспортных средств) на магистральной улице районного значения размещены совместно с пешеходными переходами (пешеходные переходы находятся в границах остановок общественного транспорта, обозначенных дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»).
Наличие вышеперечисленных недостатков является нарушением требований законодательства Российской Федерации.
Прокуратурой <адрес> в адрес администрации г.о. Тольятти (от ДД.ММ.ГГГГ № Прдр-211-14-23/-211) внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения с требованием устранить выявленные нарушения.
Согласно представленной позиции администрации г.о. Тольятти установлено, что для выполнения мероприятий по реконструкции ООТ «Телецентр» по проспекту Степана Разина с установкой дублирующих дорожных знаков и переносу указанных ООТ. В проект бюджета на 2024 год администрацией г.о. Тольятти предложения о выделении средств на выполнение проектно-изыскательских работ по проектированию переноса ООТ «Телецентр» по проспекту Степана Разина. Однако утвержденным бюджетом финансирование данных мероприятий не подтверждено. Установлено, что указанные мероприятия администрацией г.о. Тольятти до настоящего времени не выполнены. Данные обстоятельства подтверждаются актами проверки, предписанием об устранении нарушений требований законодательства, протоколом об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. Обращение прокурора в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обусловлено тем, что отсутствие вышеуказанных элементов автомобильной дороги нарушает права участников дорожного движения на безопасность, нарушает принцип приоритета жизни и здоровья граждан, число которых определить невозможно.
Представитель истца помощник прокурора <адрес> ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении, просила удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г.о. Тольятти ФИО3 в судебном заседании поддержала письменные возражения, приобщенные к материалам гражданского дела, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. При принятии судом положительного решения просила увеличить срок исполнения решения суда.
Представитель ответчика МКУ «Центр организации дорожного движения городского округа Тольятти» в судебное заседание не явился, извещен, причины неявки суду не сообщил. Ранее представили в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором указали, что согласно п.5.3.3.6 ФИО8 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 15 м и 5 м до посадочной площадки соответственно. В настоящее время действующий регулируемый пешеходный переход, расположенный на <адрес> в районе <адрес>А (ООТ «Телецентр») находится в границах заездных карманов остановки общественного транспорта, что является нарушением требований п.5.3.3.6 ФИО8 52766-2007. Для приведения расположения пешеходного перехода относительно заездных карманов ООТ «Телецентр» на <адрес> в соответствии с нормативными требованиями, в том числе, для выполнения работ по установке над проезжей частью дороги дублирующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход», необходимо реализовать первоочередные мероприятия по приведению указанной остановки общественного транспорта в соответствие с нормами действующего законодательства и национальных стандартов, в том числе п.5.3.3.6 ФИО8 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Без выполнения указанных первоочередных работ не представляется возможным установить, согласно требованиям ФИО8 52289-2019, консольные дорожные опоры с дублирующими дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью.
Представитель третьего лица У МВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее представитель ФИО4 доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц, дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" ФИО8 50597-93, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221, Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденных Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N 270-ст, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 "Автомобильные дороги", утвержденных постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 233.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 3, 5, 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В силу п.4 ст. 6 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по <адрес> в адрес главы г.о. Тольятти ФИО5 было направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа первого заместителя главы городского округа ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № на вышеуказанное представление следует, что доводы, изложенные в представлении, признаны обоснованными. В настоящий момент произведен сметный расчет и подготовлена конкурсная документация на проведение проектных работ по переносу и устройству остановок общественного транспорта, данная документация включает в себя перенос и устройство остановки «Телецентр». В случае выделения финансовых средств на проектирование переноса и устройства остановок общественного транспорта, после утверждения бюджета городского округа Тольятти на 2022 года, работы будут организованы.
Согласно протоколу об административном правонарушении <адрес> УИН 18№ от ДД.ММ.ГГГГ со стороны администрации г.о. Тольятти допущено нарушение:
Отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью (с обеих сторон движения транспортных средств);
Остановочные пункты (с обеих сторон движения транспортных средств) на магистральной улице районного значения размещены совместно с пешеходными переходами (пешеходные переходы находятся в границах остановок общественного транспорта, обозначенных дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»).
В материалы дела представлено постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района <адрес>, которым администрация г.о. Тольятти признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя администрации г.о. Тольятти – ФИО3 без удовлетворения.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией г.о.Тольятти сообщено, что для выполнения мероприятий по реконструкции ООТ «Телецентр» по проспекту Степана Разина с установкой дублирующих дорожных знаков необходимо проведение проектно-изыскательных работ по устройству и переносу указанных ООТ. В проект бюджета на 2024 год были внесены предложения о выделении средств на выполнение проектно-изыскательских работ по проектированию переноса ООТ «Телецентр» по проспекту Степана Разина. Однако утвержденным бюджетом финансирование данных мероприятий не подтверждено. Предложение о выделении денежных средств на указанные цели будут вынесены в проект бюджета на 2025 год.
Все требования государственного стандарта, строительных норм и правил являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные требования должны обеспечиваться организациями и учреждениями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц, дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" ФИО8 50597-93, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221 (далее ФИО8 50597-93), Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденных Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N 270-ст, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 "Автомобильные дороги", утвержденных постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 233.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в 2022 году прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах г.о. Тольятти, в результате чего установлено, что на <адрес>, в районе <адрес> А (ООТ «Телецентр») г.о. Тольятти выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, а именно:
- отсутствует дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью (с обеих сторон движения транспортных средств);
- остановочные пункты (с обеих сторон движения транспортных средств) на магистральной улице районного значения размещены совместно с пешеходными переходами (пешеходные переходы находятся в границах остановок общественного транспорта, обозначенных дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»). Наличие вышеперечисленных недостатков является нарушением требований законодательства Российской Федерации.
Прокуратурой <адрес> в адрес администрации г.о. Тольятти (от ДД.ММ.ГГГГ № Прдр-211-14-23/-211) внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения с требованием устранить выявленные нарушения.
Нарушения, выявленные прокурорской проверкой на <адрес>, в районе <адрес> А (ООТ «Телецентр») г.о. Тольятти выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, а именно:
- отсутствует дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью (с обеих сторон движения транспортных средств);
- остановочные пункты (с обеих сторон движения транспортных средств) на магистральной улице районного значения размещены совместно с пешеходными переходами (пешеходные переходы находятся в границах остановок общественного транспорта, обозначенных дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»).
Доводы администрации об отсутствии средств на устранение выявленных нарушений не может признать обоснованными, поскольку отсутствие бюджетного финансирования и дефицит бюджета не могут быть оценены как уважительные причины в связи с тем, что безопасность участников дорожного движения не может быть поставлена в зависимость от формирования бюджета муниципального образования, а дефицит соответствующего бюджета не должен освобождать ответчика от обязанности по выполнению возложенных на них законом обязанностей.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что несоответствие ООТ «Телецентр» по проспекту Степана Разина <адрес> требованиям национальных стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и по сути ответчиком не оспаривалось, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора <адрес>, в связи с чем они подлежат удовлетворению.
Вместе с тем суд принимает во внимание позицию ответчика администрации г.о. Тольятти, и считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение 16 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию г.о. Тольятти устранить нарушения федерального законодательства о безопасности дорожного движения путем приведения в нормативное состояние ООТ «Телецентр» по проспекту Степана Разина <адрес> в соответствии с требованиями национальных стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в срок не позднее 16 (шестнадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.С. Каримов
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Д.С. Каримов