УИД 22RS0068-01-2020-008826-86
Дело № 2-1150/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 января 2021 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Наконечниковой И.В.
при секретаре Поповой Д.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой Татьяны Анатольевны, Романова Сергея Михайловича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Алтайского края» о признании права на льготы,
у с т а н о в и л :
Истцы обратились в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края", просят признать заболевание и смерть Романова Сергея Сергеевича наступившими в результате исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей); признать незаконным отказ в выдаче удостоверения (справки) о праве на пенсию по случаю потери кормильца от 22.11.2019; возложить обязанность на ответчика выдать удостоверение (справку) о праве на получение пенсии по случаю потери кормильца.
В обоснование иска указывают, что их сын Романов С.С. проходил военную службу по контракту в войсковой части 55121, расположенной в .... в РХБЗ (радиационная химическая и биологическая защита) в должности командира взвода аэрозольного противодействия. В течение времени службы Романов С.С. был подвержен воздействию токсических химикатов и источников ионизирующего излучения. В августе 2016 г. был вакцинирован от сибирской язвы, что спровоцировало ухудшение здоровья и развитие заболевания «подострый глубокий флеботромбоз бедренно-подколенного сегмента правой нижней конечности». С 22.05.2017 по 25.04.2018 в течение 11 месяцев 8 раз проходил госпитализацию в Алейском госпитале. С 15.02.2018 г. был отправлен на полевые учения под ...., где у него ухудшилось состояние здоровья, вместо обследования и лечения. С 12.04.2018 по 24.04.2018 Романов С.С. проходил лечение в Алейском госпитале, получал лечение, которое спровоцировало тромбообразование, способствовало прогрессированию клинического течения флемботромбоза и развитию смертельного осложнения. Романов С.С. умер 25.04.2018 г.. В соответствии с заключением ВВК от 11.11.2014 г.: «Здоров. «А». Годен к работе с источниками ионизирующего излучения». Это доказывает, что Романов С.С. получил заболевание при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием токсичных химикатов, источников ионизирующего излучения.
Истцы обратились к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, однако был поучен отказ, поскольку отсутствует заключение военно-врачебной экспертизы, указывающее на наличие причинное связи между заболеванием Романова С.С. и исполнением обязанностей военной службы (военная травма).
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 родители лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в п.»а» ст.21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на одновременное получение двух пенсий.
Истцы указывают, что в выписке из приказа Командира Войсковой части 44424 № от 21 мая 2018 г. внесены изменения в пункт 1 параграфа 1 приказа от 07.05.2018 № в отношении Романова С.С., что смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.
Истец Романова Т.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, пояснив, что заболевание сына получено в период военной службы и связана с воздействием токсических химикатов и источников ионизирующего излучения, поэтому относится к военной травме. Истцы имеют право на получение второй пенсии по случаю потери кормильца и получение предусмотренных льгот. Причинно-следственную связь между заболеванием, приведшим к смерти сына и исполнением им обязанностей военной службы, возможно установить путем назначения экспертизы.
Представитель ответчика ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края" Маслова Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что право на вторую пенсию по случаю потери кормильца у родителей возникает в случае смерти военнослужащего «вследствие военной травмы». Определение причинно-следственной связи заболевания у военнослужащего входит в исключительную компетенцию военно-врачебной экспертизы. Имеется заключение ВВК № от 06.02.2019 о том, что причина смерти Романова С.С. – это заболевание, полученное в период военной службы». Указанное заключение было обжаловано истцом в суд, решением суда в иске отказано. Истцам правомерно отказано в выдаче удостоверения на льготы, так как оно выдается членам семьи, состоящим на иждивении погибшего военнослужащего и получающими пенсию по случаю потери кормильца (имеющими право на ее получение). Поскольку истцы пенсию по случаю потери кормильца не получают и не имеют право на ее получение, то оснований для выдачи удостоверения не имеется.
Истец Романов С.С. в судебное заседание не явился, извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Романов С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, командир взвода аэрозольного противодействия проходил военную службу в войсковой части 55121 в .....
Истцы являются родителями Романова С.С..
ДД.ММ.ГГГГ Романов С.С. умер, находясь в госпитале ..... Согласно посмертного эпикриза медицинской части филиала № ФГКУ «425 ВГ» Минобороны России непосредственная причина смерти капитана Романова С.С.: ТЭЛА (<данные изъяты>), вероятнее из глубоких вен нижних конечностей.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 44424 от 21.05.2018 внесены изменения в приказ командира войсковой части 44424 № от 07.05.2018 в отношении капитана Романова С.С., указано, что «смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы».
В силу п.2 ч.1 ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» Военно-врачебная экспертиза проводится в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненных к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).
Порядок определения причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих установлен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 04 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" (далее - Положение) для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).
В силу подпункта "г" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе, на военно-врачебную комиссию возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 94 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрены основания вынесения военно-врачебной комиссией заключения о причинной связи увечий, заболеваний с формулировками "военная травма" и "заболевание получено в период военной службы".
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что право устанавливать причинную связь полученного военнослужащим увечья с формулировкой "военная травма" принадлежит исключительно военно-врачебной комиссии ( далее ВВК).
По заключению ВВК № от 06.02.2019 причина смерти военнослужащего Романова С.С. «<данные изъяты>», приведшее к смерти 25.04.2018, «Заболевание получено в период военной службы».
Указанное заключение Романова Т.А. обжаловала в судебном порядке, обратившись с иском к Федеральному государственному казенному учреждению Главный Центр военно-врачебной экспертизы Министерству обороны РФ о признании заключения ВВК от 06.02.2019 № недействительным, возложении обязанности провести повторное освидетельствование Романова С.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ г..
Решением Калманского районного суда Алтайского края от 07 августа 2019 г. в удовлетворении исковых требований Романовой Т.А. отказано. Решение суда вступило в законную силу.
Поскольку заключение ВВК не отменено, а в полномочия суда не входит устанавливать причинную связь полученного военнослужащим заболевания с формулировкой "военная травма", то требования истцов о признании заболевания и смерти Романова Сергея Сергеевича, наступившими в результате исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) – «военная травма», удовлетворению не подлежат. Кроме того, данные требования являются основанием иска, а не исковыми требованиями.
В обоснование иска истцы ссылаются на то, что имеют право на получение одновременно двух пенсий – по старости и по случаю потери кормильца.
Судом установлено, что истцы Романова Т.А. и Романов С.М. являются пенсионерами по старости, пенсия назначена им соответственно 02.09.2004 и с 12.06.2018.
Согласно части 3 статьи 7 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1) родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Условия, определяющие право на пенсию по случаю потери кормильца определены в ст. 28 Закона, согласно которой пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
В соответствии со ст. 29 Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.
Нетрудоспособными членами семьи считаются: б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами; в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.
Согласно ст. 39 ГПК РФ истцу принадлежит право определить предмет и основание иска, изменить предмет или основание иска и т.д.
Из существа заявленных требований и пояснений истца в судебном заседании в качестве основания права истцов на пенсию по случаю потери кормильца указана смерть их военнослужащего сына вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, на иные основания, предусмотренные ст. 28 Закона исковая сторона не ссылалась и доказательств таким обстоятельствам по правилам ст. 56 ГПК РФ не представляла, в связи с чем спор разрешен судом в пределах заявленного.
Статья 30 Закона предусматривает право на пенсию на льготных условиях.
В силу ч. 2 ст. 30 Закона N 4468-1 родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном настоящим Законом.
Пунктом "а" ст. 21 Закона N 4468-1 к числу причин смерти указанных военнослужащих, дающих их родителям право на получение пенсии по случаю потери кормильца, отнесены ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), которые квалифицируются как "военная травма".
В соответствии с п. "з" ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы, в том числе и в случае нахождения на лечении, следовании к месту лечения и обратно.
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что для получения родителями умерших (погибших) военнослужащих пенсии по случаю потери кормильца по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 30 Закона N 4468-1, требуется совокупность юридически значимых обстоятельств, в число которых входит обязательное условие об установлении причины смерти военнослужащего вследствие военной травмы.
Решением Калманского районного суда Алтайского края от 13 мая 2020 г. (дело № 2-66/2020) исковые требования Романовой Т.А., Романова С.М. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Алтайского края» о признании незаконным отказа в назначении второй пенсии по случаю потери кормильца оставлено без удовлетворения. Решение суда истцами было обжаловано, апелляционной инстанцией оставлено без изменения.
24 сентября 2020 г. истцы обратились к ответчику с заявлениями о назначении пенсии по случаю потери кормильца по тем же основаниям.
В ответах от 15.10.2020 Военного комиссариата Топчихинского и Калманского районов Алтайского края истцам отказано в назначении второй пенсии по случаю потери кормильца со ссылкой на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12.08.2020 г..
В указанном определении судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12.08.2020 г. по делу № 2-66/2020 установлено, что заболевание Романова С.С. не признано военной травмой, то есть не установлена его причинная связь с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом установлено, что заболевание Романова С.С. не является военной травмой, а потому право на назначение одновременно двух пенсий (по старости и по потери кормильца) истцы не имеют. С требованиями о назначении пенсии по случаю потери кормильца вместо страховой пенсии по старости истцы не обращались, предметом спора не являются.
Кроме того, истцы просят признать незаконным отказ в выдаче удостоверения (справки) о праве на пенсию по случаю потери кормильца от 22.11.2019; возложить обязанность на ответчика выдать удостоверение (справку) о праве на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Судом установлено, что 18.11.2019 истцы обратились к ответчику с заявлением (л.д.80) о выдаче им удостоверения как родителям погибшего военнослужащего, смерть которого наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.
В ответе от 22 ноября 2019 г. в выдаче удостоверений отказано, так как меры социальной поддержки распространяются только на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Оснований на выдачу удостоверения о праве на льготы не имеется, так согласно заключению ВВК № от 06.02.2019 причина смерти капитана Романова С.С. – заболевание получено в период военной службы» (л.д.81).
В определении судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 04 сентября 2019 (на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 05 июня 2019 г. по делу № 2-3616/2019) указано, что смерть Романова С.С. наступила при исполнении обязанностей военной службы.
В соответствии с пунктом 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 2 ст. 21 Закона N 5-ФЗ предусмотрено, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются, в том числе, родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
Согласно п. 3 ст. 21 названного Закона N 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Из буквального содержания указанной правовой нормы следует, что для предоставления родителям военнослужащего мер социальной поддержки, предусмотренных п. 1 ст. 21 Закона N 5-ФЗ, необходимо установление юридического факта - гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Более того, пункт 3 статьи 21 ФЗ "О ветеранах" является единственным пунктом, который предусматривает право на меры социальной поддержки членов семей военнослужащих (не являющихся инвалидами войны, участниками Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий), однако, этот пункт предусматривает именно членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, а не умерших в период прохождения военной службы от заболевания.
Судом установлен факт того, что смерть Романова С.С. наступила при исполнении обязанностей военной службы (во время службы).
Вместе с тем, как установил суд, сын истцов не погиб, а умер от заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, причиной смерти является заболевание, полученное во время службы, в силу чего не имеется оснований для предоставления истцам мер социальной поддержки в соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах".
Из буквального значения слов "погибший" и "умерший" следует, что погибшим при исполнении обязанностей военной службы военнослужащим является лицо, смерть которого наступила сразу в результате увечья (ранения, травмы, контузии), либо которое умерло от его последствий спустя некоторое время после причинения. Соответственно, умершим при исполнении обязанностей военной службы военнослужащим является лицо, смерть которого наступила от заболевания.
На основании вышеизложенного, требования о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения (справки) о праве на пенсию по случаю потери кормильца от 22.11.2019; возложении обязанность на ответчика выдать удостоверение (справку) о праве на получение пенсии по случаю потери кормильца, удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░