Судья: Разумовская Н.Г. Дело № 33-5984/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Вуколовой Т.Б.,
судей Лихачевой И.А., Жарких В.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 марта 2019 года апелляционную жалобу 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России на решение Щелковского городского суда Московской области от 15 октября 2018 года по делу по иску ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России, 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России к Додоновой Т. А., Додонову С. И., ФИО1, Додоновой Н. С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета и выселении, встречному иску Додоновой Т. А., Додонова С. И., Додоновой Н. С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, к ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России, 1 отделу ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России о признании права пользования жилым помещением на условиям социального найма, обязании заключить договор социального найма жилого помещения,
заслушав доклад судьи Лихачевой И.А.,
объяснения представителя ФГКУ «ЗРУЖО» Минобороны России – Китаевой Е.А., представителя Додоновой Т.А., Додонова С.И. – Сахарментова А.Р., заключение прокурора Ищенко Е.И., полагавшей решение подлежащим отмене,
УСТАНОВИЛА:
ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России, 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России обратились с иском к Додоновой Т.А., Додонову С.И., Додоновой Н.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, о признании их утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета и выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>. Требования мотивированы тем, что данное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны РФ, отнесено к служебному жилому фонду на основании Распоряжения заместителя Главы Щелковского района от <данные изъяты> <данные изъяты>. На основании служебного ордера <данные изъяты> от <данные изъяты>, выданного Монинской КЭЧ района КЭУ г.Москвы, спорное жилое помещение было предоставлено Додоновой Т.А. и членам ее семьи на период прохождения ею военной службы. <данные изъяты> Додонова Т.А. была уволена с военной службы, на момент увольнения являлась собственником <данные изъяты> долей в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, в связи с чем была обеспечена жилым помещением по установленным нормам и не имела права на предоставление жилого помещения для постоянного проживания по линии Министерства обороны Российской Федерации. В силу изложенного, спорное служебное жилое помещение подлежало сдаче в уполномоченный орган Министерства обороны РФ по окончании Додоновой Т.А. военной службы, однако до настоящего времени Додонова Т.А. и проживающие совместно с нею члены ее семьи жилое помещение не освободили.
Додонова Т.А., Додонов С.И., Додонова Н.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, обратились со встречным иском к ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России, 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России о признании права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма и обязании заключить с ними договор социального найма жилого помещения. В обоснование требований указали, что их вселение в спорную квартиру было произведено на основании ордера <данные изъяты>, выданного Монинской КЭЧ района <данные изъяты>, тогда как статус служебного жилому помещению присвоен Распоряжением заместителя Главы администрации Щелковского района Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>, следовательно, на момент его предоставления жилое помещение не имело статуса служебного. Поскольку Додонова Т.А. была уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и выслуга лет на момент ее увольнения составляла <данные изъяты>, то в силу ст.15 Закона «О статусе военнослужащих» она имела право на получение жилья на условиях договора социального найма. Однако, никакого иного жилья, кроме занимаемого, ей предоставлено не было.
В судебном заседании представитель 1 отдела ФГКУ «Западное РУЖО» Минобороны России исковые требования поддержал, в удовлетворении встречного иска просил отказать, пояснив, что Додонова Т.А. утратила связь с Министерством обороны РФ и обязана освободить служебную квартиру.
Представитель ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился.
Ответчики в судебное заседание не явились, их представитель просил в удовлетворении иска отказать, встречные исковые требования поддержал.
Решением суда от <данные изъяты> в удовлетворении иска ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России, 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России отказано, встречный иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с постановленным решением, 1 отдел ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России в апелляционной жалобе просит о его отмене, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания, а решение подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании ордера <данные изъяты>, выданного Монинской КЭЧ района <данные изъяты>, Додоновой Т.А. в связи с прохождением военной службы на состав семьи (муж Додонов С.И., сын С.С. и дочь Додонова Н.С.) предоставлено жилое помещение специализированного жилого фонда Министерства обороны РФ – трехкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <данные изъяты>. Статус служебной присвоен данной квартире Распоряжением заместителя Главы администрации Щелковского района Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>.
Приказом начальника хозяйственного управления Министерства обороны РФ <данные изъяты> от <данные изъяты> Додонова Т.А. уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет в ВС РФ на дату увольнения Додоновой Т.А. составила <данные изъяты>. При этом, на момент увольнения ее дочь Додонова Н.С. имела в собственности <данные изъяты> долей квартиры по адресу: <данные изъяты>, которыми распорядилась <данные изъяты>, заключив договор дарения доли квартиры с Додоновым С.С. Сведений о наличии у Додоновой Т.А. прав на объекты недвижимого имущества в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в ЕГРН не имеется.
До настоящего времени Додонова Т.А. проживает в спорной квартире, где помимо нее также зарегистрированы и проживают ее супруг Додонов С.И., дочь Додонова Н.С. и внук ФИО1
Удовлетворяя встречные исковые требования о возложении на уполномоченные органы Министерства обороны РФ обязанности заключить с ответчиками договор социального найма жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что спорное помещение на момент его предоставления Додоновой Т.А. и членам ее семьи не имело статуса служебного, поскольку такой статус квартире был присвоен позже; а ответчиками не было допущено неправомерных действий при предоставлении жилого помещения.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, находящимися в противоречии с имеющимися в материалах дела доказательствами.
Так, решением Щелковского городского суда Московской области от <данные изъяты> по делу <данные изъяты>, ссылка на которое имеется в обжалуемом судебном решении, отказано в удовлетворении иска Додоновой Т.А., Додонова С.И., Додоновой Н.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Министерству обороны РФ, ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России, 1 отделу ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России о признании права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации. Данным решением установлено, что спорное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации, закреплено за Министерством обороны РФ, в муниципальную собственность не передавалось, является служебным и предоставлено Додоновой Т.А. временно на время прохождения военной службы; ни ранее существовавшими жилищными комиссиями войсковых частей, на 1 отделом ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России решений о предоставлении Додоновой Т.А. спорного жилого помещения для проживания на условиях социального найма не принималось; уполномоченным органом Министерства обороны РФ Додонова Т.А. нуждающейся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством не признавалась; после увольнения по окончании контракта исключена из очереди на обеспечение постоянным жилым помещением.
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что спорная квартира на момент предоставления не имела статуса служебной и предоставлена Додоновой Т.А. для постоянного проживания, в связи с чем между сторонами должен быть заключен договор социального найма, противоречит ранее установленным обстоятельствам и является неправомерным. С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения встречных требований у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене.
Вместе с тем, признавая, что ответчиками после увольнения Додоновой Т.А. с военной службы неправомерно используется спорное жилое помещение до настоящего времени, судебная коллегия полагает, что они не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения по следующим основаниям.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Конституционное право граждан на жилище, как отмечается в преамбуле к постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 2.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе РФ, введенном в действие с <данные изъяты>.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы ч.1 ст.11 Жилищного кодекса РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством (п.1 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).
В п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указывается, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст.25 Конституции РФ, статьи 1, 3 ЖК РФ).
Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч.4 ст.3 ЖК РФ).
При этом судам следует учитывать, что положения ч.4 ст.3 ЖК РФ о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.
Согласно разъяснениям, данным в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2.07.2009 г. № 14, ч.1 ст.6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
При этом необходимо иметь в виду, что ч.2 ст.6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
В связи с этим суду при рассмотрении конкретного дела необходимо исходить из того, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами.
В п.41 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ указывается, что при применении положений Жилищного кодекса РФ о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее: вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, в частности, служебным, решается, в силу ст.5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения; к отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
Как установлено судами, спорное жилое помещение является служебным, было предоставлено ответчику Додоновой Т.А. и членам ее семьи в связи с прохождением военной службы <данные изъяты>.
Согласно ст.104 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Статьей 92 Жилищного кодекса установлено, что служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (ч.1); в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2).
В силу ч.1 ст.99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч.1 ст.103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.102 названного Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 ст.103 Жилищного кодекса РФ определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в том числе: члены семьи военнослужащих, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; пенсионеры по старости; члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; инвалиды).
Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, ст.13 указанного Закона дополняет определенный п.2 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статья 13 Вводного закона предусматривает дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч.2 ст.52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Согласно п.9 ст.108 Жилищного кодекса РСФСР в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены пенсионеры по старости.
В связи с тем, что спорное служебное жилое помещение было предоставлено Додоновой Т.А. <данные изъяты>, жилищные правоотношения между сторонами возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то в силу ст.5 Вводного закона, ч.1 ст.6 Жилищного кодекса РФ они регулируются, в том числе и нормами Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент их возникновения.
Материалами дела подтверждается, что ответчики не имеют другого жилья на праве собственности, что следует из приобщенных к делу выписок из ЕГРН, не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма, а также членами семьи собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договору социального найма, занимаемое ими служебное жилое помещение, предоставленное на законном основании, является единственным местом их жительства, самостоятельно обеспечить себя другим жильем возможности не имеют и имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом, Додонова Т.А., <данные изъяты> года рождения, является пенсионеркой по возрасту.
Таким образом, имеются правовые основания для вывода о применении в данном деле ст.13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом обоснованно отказано в удовлетворении заявленных ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России, 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России требований о признании Додоновой Т.А., Додонова С.И., Додоновой Н.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета и выселении из служебного жилого помещения, в связи с доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением в указанной части подлежит отклонению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щелковского городского суда Московской области от 15 октября 2018 года в части удовлетворения встречного иска отменить.
Постановить в указанной части новое решение, которым встречный иск Додоновой Т. А., Додонова С. И., Додоновой Н. С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, к ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России, 1 отделу ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России о признании права пользования жилым помещением на условиям социального найма, обязании заключить договор социального найма жилого помещения оставить без удовлетворения.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: