11RS0001-01-2021-011671-49 дело №2-4932/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Соколовой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 13 октября 2021 года гражданское дело по иску Администрации МО ГО «Сыктывкар» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, Федеральной службе судебных приставов о взыскании убытков,
установил:
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась с иском к УФССП по Республике Коми, о взыскании убытков в размере 117 500 рублей в виде уплаченных в бюджет сумм исполнительского сбора и административных штрафов за неисполнение решения суда.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице ФССП России, в качестве третьих лиц привлечены Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми и судебный пристав-исполнитель Стрекалова А.В.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала.
Представители ответчиков и третьего лица (межрайонного отделения судебных приставов) иск не признали.
Судебный пристав-исполнитель Стрекалова А.В. просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Заслушав объяснения представителя истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Сыктывкарского городского суда от 11.04.2014 по делу ... на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить ... З.К. на состав семьи 1 человек вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г.Сыктывкара, общей площадью не менее 20 кв.м. взамен непригодного жилья - квартиры №...
Решение вступило в законную силу 30.06.2014.
15.07.2014 взыскателю ... З.К. выдан исполнительный лист.
22.07.2014 ... З.К. предъявила исполнительный лист на исполнение в Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми (далее - МОСП по ВИП).
01.08.2014 судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП в отношении должника администрации МО ГО «Сыктывкар» возбуждено исполнительное производство №..., о чем вынесено соответствующее постановление, в котором должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено администрацией МО ГО «Сыктывкар» 04.08.2014.
В срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа администрацией исполнены не были.
В связи с этим, постановлением судебного пристава-исполнителя от 23.12.2015 с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
В тот же день в адрес администрации судебным приставом-исполнителем направлено требование о предоставлении в срок до 20.02.2016 сведений о конкретных мерах, направленных на исполнение судебного решения от 11.04.2014, с разъяснением последствий неисполнения должником требований исполнительного документа в виде привлечения к административной ответственности.
Требование получено администрацией 24.12.2015, однако исполнено не было.
За неисполнение требования от 23.12.2015 постановлением судебного пристава-исполнителя от 11.04.2016 администрация МО ГО «Сыктывкар» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.5 КоАП РФ и подвергнута административному штрафу в размере 30 000 рублей.
Аналогичные требования о необходимости исполнения решения суда направлялись (вручались) судебным приставом-исполнителем должнику 21.04.2016, 29.08.2016, 02.12.2013, 03.04.2017, 02.08.2017, 26.11.2017, 04.03.2018, 07.06.2018, 24.09.2018, 19.12.2018, 04.03.2019, 05.06.2019.
Требования администрацией исполнены не были, в связи с чем, постановлениями судебного пристава-исполнителя от 17.08.2016, 28.11.2016, 21.03.2017, 27.07.2017, 23.11.2017, 27.02.2018, 31.05.2018, 19.09.2018, 18.12.2018, 22.02.2019, 04.06.2019 администрация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.5 КоАП РФ в виде административных штрафов (по 50 000 рублей).
После получения требования от 05.06.2019, явившись 13.08.2019 для составления протокола об административном правонарушении представитель администрации в объяснениях судебному приставу-исполнителю указал, что администрацией подан в суд иск о возложении на ... З.К. (взыскателя) обязанности заключить договор социального найма на предлагаемое во исполнение решения суда от 11.04.2014 жилое помещение по адресу: ...
Иск администрации к ... З.К. поступил в суд 19.06.2019, возбуждено гражданское дело №2-6621/2019.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, судом направлен запрос в УФМС России по Республике Коми о месте жительства ... З.К., из ответа на который следовало, что последняя снята с регистрационного учета в связи со смертью. По запросу суда 09.09.2019 из Территориального отдела ЗАГС г.Сыктывкара поступила актовая запись о смерти ... З.К. ** ** **.
18.09.2019 администрация направила в суд заявление об отказе от исковых требований, после чего, определением суда от 19.09.2019 производство по делу №2-6621/2019 прекращено.
23.09.2019 судебный пристав-исполнитель МОСП по ВИП обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства №... возбужденного 01.08.2014 в отношении администрации МО ГО «Сыктывкар», в связи со смертью взыскателя ... З.К.
Определением Сыктывкарского городского суда от 02.10.2019 исполнительное производство №... прекращено.
13.08.2020 и 19.01.2021 администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в МОСП по ВИП с заявлением о возврате уплаченных ею по исполнительному производству №... сумм исполнительского сбора и административных штрафов на общую сумму 117 500 рублей и отмене постановлений об их наложении.
В ответе от 18.02.2021 на данное обращение судебный пристав исполнитель МОСП по ВИП указала на отсутствие правовых оснований для возврата уплаченных в бюджет денежных средств по вступившим в законную силу и не отмененным постановлениям о привлечении к административной ответственности.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» с позицией судебного пристава-исполнителя не согласна, полагает, что уплаченные суммы исполнительского сбора и административных штрафов являются убытками, подлежащими возмещению службой судебных приставов.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно части 2 статьи 119 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения.
Статья 16 ГК РФ предусматривает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.
На основании статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для возложения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков исходя из положений статей 15, 16, 1069 ГК РФ должны быть доказаны: факт причинения ущерба и его размер, вина и противоправность действий (бездействия) ответчика, наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и возникшим ущербом. Привлечение лица к ответственности в виде возмещения убытков возможно только при доказанности всей совокупности вышеперечисленных условий, отсутствие хотя бы одного из элементов состава гражданского правонарушения исключает возможность привлечения к имущественной ответственности.
Именно истец в силу статьи 56 ГПК РФ обязан доказать факт причинения ему убытков, а также их размер, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением и возникшими убытками, вину ответчика в причинении убытков.
Вместе с тем доказательств наличия всей совокупности условий для возмещения убытков администрацией МО ГО «Сыктывкар» не представлено.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 105 указанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
В силу статьи 113 Федерального закона «Об исполнительном производстве»в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исполнительский сбор взыскивается за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в первоначально установленный срок для добровольного исполнения. При этом часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.
В рассматриваемом случае, решение суда от 11.04.2014 не было исполнено администрацией как в срок, установленный для добровольного исполнения, так и в сроки, установленные после взыскания исполнительского сбора в требованиях судебного пристава-исполнителя. Доказательств принятия своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению решения, равно как и доказательств того, что исполнение решения было невозможно вследствие непреодолимой силы (в том числе в связи со смертью взыскателя), должник судебному приставу-исполнителю до сентября 2019 года не представлял, ссылаясь лишь не отсутствие в бюджете необходимых денежных средств.
Постановления о взыскании исполнительского сбора и о привлечении к административной ответственности в установленном порядке незаконными не признаны и не отменены.
Доказательств незаконности действий или допущенного бездействия судебного пристава-исполнителя администрацией не представлено, тогда как материалами дела подтверждается, что длительное неисполнение решения суда, за которое администрация привлечена к ответственности в виде исполнительского сбора и административных штрафов, происходило по вине последней.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований администрации не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать администрации МО ГО «Сыктывкар» в удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми и Федеральной службе судебных приставов о взыскании убытков.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 26.10.2021.
Председательствующий О.Л. Саенко