Решение по делу № 2-462/2023 от 07.06.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес> 10 июля 2023 года

    Магарамкентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Арабова Г.Я., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> к МКОУ «Новокаракюринская СОШ» <адрес> и к Администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан о признании действий при организации питания учащихся неправомерными,

УСТАНОВИЛ:

    ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к МКОУ «Новокаракюринская СОШ» <адрес> и к Администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан о признании действий при организации питания учащихся неправомерными.

В обосновании иска указал, что в соответствии с Решением о проведении внеплановой выездной проверки от 28.02.2023г. вп в МКОУ «Новокаракюринская СОШ» <адрес> в период с 09.03.2023г. по 22.03.2023г. проведена внеплановая выездная проверка организации бесплатного горячего питания учащихся школы.

По результатам проверки выявлены нарушения действующих обязательных требований санитарных правил СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , а также санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. :

На площадке для сбора отходов установлены 2 контейнера без крышек, площадь площадки не соответствует при установке этих контейнеров обязательным требованиям - не остается свободной площадь в 1 метр по периметру площадки, в нарушении п. 2.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20

В пищеблоке     школы не осуществляется производственный контроль за

соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, с применением лабораторных исследований (в нарушении п.2.1 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20) Умывальная для рук в обеденным зале не оборудована электрополотенцем, в нарушении п. 2.6.1 СГ1 ДД.ММ.ГГГГ-20

Технологическое оборудование, моечная ванна (источники влаговыделения) не оборудованы локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения (в нарушении п. 2.13. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20)

Инвентарь для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений не промаркирован, в нарушении п. 2.19. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20

Отсутствует инструкции по приготовлению дезинфицирующих растворов, которое должно размещаться в месте их приготовления, в нарушении п. ДД.ММ.ГГГГ СП 2.4. 3648- 20

Не используются термометры с целью минимизации риска теплового воздействия для контроля температуры блюд на линии раздачи, в нарушении п. 5.1. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20

Хололильные камеры не оборудованы контрольными термометрами, в нарушении <адрес>ПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20

Не заведен журнал учета температурного режима холодильного оборудования.

Складское помещение для хранения пищевых продуктов не оборудована приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, в нарушении п.6.3 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20

Часть пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья от поставщика пищевых продуктов на склад пищеблока принимается без товаросопроводительной документации, в нарушении п. 2.2. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20

Учет проведения витаминизации третьих и сладких блюд; учета суммарного количества микронутриентов, поступающих с рационами при организации дополнительного обогащения рациона не проводится.

Не проводится ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции общественного питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний <13> кожи рук и открытых поверхностей тела, признаког инфекционных заболеваний. Результаты осмотра не заносится в гигиеническим журнал (в нарушении п. 2.22. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20&apos;)

Документы подтверждающие «Родительский контроль за организацией горячего питания» в школе не проводится.

Доказательствами совершения административных правонарушений при организации горячего бесплатного питания учащихся в пищеблоке МКОУ «НОВОКАРЛКЮРИНСКАЯ СОШ ИМ. ФИО5» ЯВЛЯЮТСЯ ПРОТОКОЛЫ ОСМОТРА ОТ 09.03.2023г., протоколы об административном правонарушении от 10.04.2023г. по ст. 6.3 ч.1, от 10.04.2023г. по ст. 6.6 и 10.04.2023г. по ст. 6.7 ч.1 КоАП РФ, Постановление по делу об административном правонарушении от 13.04.2023г. по ст. 6.3 ч.1, от 13.04.2023г. по ст. 6.6 и 13.04.2023г. по ст. 6.7 ч.1 KoAll РФ в отношении мкиу «НОВОКАРЛКЮРИНСКАЯ СОШ ИМ. ФИО5».

Согласно нормам ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологческом благополучии населения» от 30.03.1999г.    №    52-ФЗ Индивидуальные

предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц;

(в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 242-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) разрабатывать    и    проводить    санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Соответственно, законодателем в целях защиты конституционных прав на благоприятную природную среду и условия проживания населения, определена обязанность юридических лиц строгого исполнения требований санитарного законодательства как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно ст. 39 вышеназванного закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п. 1.1. санитарных правил СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее Правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания <1> и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение, которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 37 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012    №    273-ФЭ организация питания обучающихся возлагается на

организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЭ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях

Таким образом, приведенные выше факты свидетельствуют о грубом нарушении МКОУ "НОВОКАРАКЮРИНСКАЯ СОШ ИМ. ФИО5.А" установленных требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении организации питания учащихся.

В соответствии с Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.

В соответствии с п.п 2 п.1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения « 30.03. 1999г №52-ФЗ главные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьями 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В соответствии со статьей 46 ГПК в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина, в этих случаях заявление может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или законного представителя.

В соответствии с ч.3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ , уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей ( его территориальные органы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потреби гелей освобождаю гея oi уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 15 Положения об Управлении Роспотребнадзора по <адрес>, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере, защиты прав потребителей и благополучия человекаот 09.07.202г. начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора является главный государственным санитарным врачом соответственно по городам и районам.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь с п.п 2 п.1 ст. 51 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03. 1999г «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст.46 ГПК РФ, ИСТЕЦ ПРОСИТ:

Признать действия МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» <адрес> и Администрации МО «<адрес>» при организации питания учащихся с нарушениями действующих санитарных правил неправомерными.

Обязать МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» <адрес> в течение 2-х календарных месяцев после вступления решения суда в законную силу в пищеблоке МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5»:

Контейнеры для сбора отходов оборудовать крышками, площадь площадки увеличить, в соответствии п. 2.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20

Осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарньту правил и гигиенических нормативов, с применением лабораторных исследований в соответствии с п.2.1 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20

Умывальные для рук в обеденным зале, оборудовать электрополотенцем в соответствии н. 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20

Технологическое оборудование, моечная ванна (источники влаговыделения) оборудовать локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения, в соответствии п. 2.13. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20

Инвентарь для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений промаркировать, в соответствии п. 2.19. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20

Разместить инструкции по приготовлению дезинфицирующих растворов в месте их приготовления, в соответствии п. ДД.ММ.ГГГГ СП 2.4. 3648-20

Использовать термометры с целью минимизации риска теплового воздействия для контроля температуры блюд на линии раздачи, в соответствии п. 5.1. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20

Холодильные камеры оборудовать контрольными термометрами, в соответствии п. 3.13. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20

Завести журнал учета температурного режима холодильного оборудования.

В складском помещении производить учет измерений относительной влажности и температуры воздуха, данные заносить в журнал, в соответствии п. 3.13. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20)

Производить учет проведения витаминизации третьих и сладких блюд учета суммарного количества микронутриентов, поступающих с рационами при организации дополнительного обогащения рациона.

Проводить ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции общественного питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний <13> кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний. Результаты осмотра заносить в гигиенический журнал (в нарушении п. 2.22. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20)

Проводить «Родительский контроль за организацией горячего питания» в школе.

Обязать администрацию МО «<адрес>» в течение двухкалендарных месяцев со дня вступления Решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» <адрес>.

Довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Представитель ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, известил суд о согласии на рассмотрение дела без участия их представителя.

Представитель соответчика - Администрации МР «<адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, известил суд о согласии на рассмотрение дела без участия их представителя.

    Представитель ответчика - МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, известил суд о согласии на рассмотрение дела без участия их представителя.

    Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе проверки, проведенной органом Роспотребнадзора, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при функционировании МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении в отношении директора МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» ФИО6 от 10.04.2023г. по ст.6.6 ч.1 КоАП РФ, постановлением по делу об административном правонарушении от 13.04.2023г. ; протоколом об административном правонарушении в отношении директора МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» ФИО6 от 10.04.2023г. по ст.6.7 КоАП РФ, постановлением по делу об административном правонарушении от 13.04.2023г. .

Ответчиками наличие указанных нарушений санитарных правил не оспаривается.

Пунктом 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

    Согласно СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , территория школы должна быть озеленена, въезды и входы на территории школы должны иметь твердое покрытие, должны быть складское помещение для хранения продуктов. Кроме того, администрацией школы не разработана программа производственного контроля, не заключен договор на проведения исследований в рамках производственного контроля, не проводятся мероприятия по дезинсекции, дезинфекции и дератизации.

    Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

    В соответствии со ст.31 ФЗ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

    Статьей 15 Федерального закона -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

    В силу ст.120 Гражданского кодекса РФ, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.

    Учредителем МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» является Администрация МР «<адрес>» Республики Дагестан, и финансирование общеобразовательного учреждения осуществляется за счет субсидий из бюджета МР «<адрес>» Республики Дагестан.

    Несоответствие указанных органом Роспотребнадзора нарушений санитарным правилам и нормам суд считает установленным.

При таких обстоятельствах, учитывая, что соблюдение санитарно- эпидемиологических требований к зданию общеобразовательного учреждения является обязательным в силу закона и относится к мерам по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, суд считает требования истца в этой части обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Разрешая вопрос о судебных расходах, суд руководствуется п.8 ч.1 ст.333.20 Налогового Кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

    В силу п.19 ст. 333.36. Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

          РЕШИЛ:

    Исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> удовлетворить.

Признать действия МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» <адрес> и администрации МО «<адрес>» при организации питания учащихся с нарушениями действующих санитарных правил неправомерными.

Обязать МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» <адрес> в течение 2-х календарных месяцев после вступления решения суда в законную силу в пищеблоке МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5»:

Контейнеры для сбора отходов оборудовать крышками, площадь площадки увеличить, в соответствии п. 2.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20

Осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарньту правил и гигиенических нормативов, с применением лабораторных исследований в соответствии с п.2.1 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20

Умывальные для рук в обеденным зале, оборудовать электрополотенцем в соответствии н. 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20

Технологическое оборудование, моечная ванна (источники влаговыделения) оборудовать локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения, в соответствии п. 2.13. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20

Инвентарь для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений промаркировать, в соответствии п. 2.19. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20

Разместить инструкции по приготовлению дезинфицирующих растворов в месте их приготовления, в соответствии п. ДД.ММ.ГГГГ СП 2.4. 3648-20

Использовать термометры с целью минимизации риска теплового воздействия для контроля температуры блюд на линии раздачи, в соответствии п. 5.1. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20

Холодильные камеры оборудовать контрольными термометрами, в соответствии п. 3.13. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20

Завести журнал учета температурного режима холодильного оборудования.

В складском помещении производить учет измерений относительной влажности и температуры воздуха, данные заносить в журнал, в соответствии п. 3.13. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20)

Производить учет проведения витаминизации третьих и сладких блюд учета суммарного количества микронутриентов, поступающих с рационами при организации дополнительного обогащения рациона.

Проводить ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции общественного питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний <13> кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний. Результаты осмотра заносить в гигиенический журнал (в нарушении п. 2.22. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20)

Проводить «Родительский контроль за организацией горячего питания» в школе.

Обязать Администрацию МР «<адрес>» в течение двухкалендарных месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» <адрес>.

Довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РД через Магарамкентский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Арабов Г.Я.

решение составлено и отпечатано

в совещательной комнате

2-462/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ТО Управления Роспотребнадзора по РД в Ахтынском районе
Ответчики
МКОУ "Новокаракюринская СОШ им. М.Р. Расулова"
Другие
Администрация МО "Докузпаринский район"
Суд
Магарамкентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Арабов Грамидин Якубович
Дело на странице суда
magaramkentskiy.dag.sudrf.ru
07.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2023Передача материалов судье
07.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2023Судебное заседание
10.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее