Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 10 июля 2023 года
Магарамкентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Арабова Г.Я., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> к МКОУ «Новокаракюринская СОШ» <адрес> и к Администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан о признании действий при организации питания учащихся неправомерными,
УСТАНОВИЛ:
ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к МКОУ «Новокаракюринская СОШ» <адрес> и к Администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан о признании действий при организации питания учащихся неправомерными.
В обосновании иска указал, что в соответствии с Решением о проведении внеплановой выездной проверки от 28.02.2023г. № вп в МКОУ «Новокаракюринская СОШ» <адрес> в период с 09.03.2023г. по 22.03.2023г. проведена внеплановая выездная проверка организации бесплатного горячего питания учащихся школы.
По результатам проверки выявлены нарушения действующих обязательных требований санитарных правил СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а также санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №:
На площадке для сбора отходов установлены 2 контейнера без крышек, площадь площадки не соответствует при установке этих контейнеров обязательным требованиям - не остается свободной площадь в 1 метр по периметру площадки, в нарушении п. 2.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20
В пищеблоке школы не осуществляется производственный контроль за
соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, с применением лабораторных исследований (в нарушении п.2.1 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20) Умывальная для рук в обеденным зале не оборудована электрополотенцем, в нарушении п. 2.6.1 СГ1 ДД.ММ.ГГГГ-20
Технологическое оборудование, моечная ванна (источники влаговыделения) не оборудованы локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения (в нарушении п. 2.13. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20)
Инвентарь для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений не промаркирован, в нарушении п. 2.19. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20
Отсутствует инструкции по приготовлению дезинфицирующих растворов, которое должно размещаться в месте их приготовления, в нарушении п. ДД.ММ.ГГГГ СП 2.4. 3648- 20
Не используются термометры с целью минимизации риска теплового воздействия для контроля температуры блюд на линии раздачи, в нарушении п. 5.1. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20
Хололильные камеры не оборудованы контрольными термометрами, в нарушении <адрес>ПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20
Не заведен журнал учета температурного режима холодильного оборудования.
Складское помещение для хранения пищевых продуктов не оборудована приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, в нарушении п.6.3 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20
Часть пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья от поставщика пищевых продуктов на склад пищеблока принимается без товаросопроводительной документации, в нарушении п. 2.2. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20
Учет проведения витаминизации третьих и сладких блюд; учета суммарного количества микронутриентов, поступающих с рационами при организации дополнительного обогащения рациона не проводится.
Не проводится ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции общественного питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний <13> кожи рук и открытых поверхностей тела, признаког инфекционных заболеваний. Результаты осмотра не заносится в гигиеническим журнал (в нарушении п. 2.22. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20')
Документы подтверждающие «Родительский контроль за организацией горячего питания» в школе не проводится.
Доказательствами совершения административных правонарушений при организации горячего бесплатного питания учащихся в пищеблоке МКОУ «НОВОКАРЛКЮРИНСКАЯ СОШ ИМ. ФИО5» ЯВЛЯЮТСЯ ПРОТОКОЛЫ ОСМОТРА ОТ 09.03.2023г., протоколы об административном правонарушении от 10.04.2023г. № по ст. 6.3 ч.1, от 10.04.2023г. № по ст. 6.6 и 10.04.2023г. № по ст. 6.7 ч.1 КоАП РФ, Постановление по делу об административном правонарушении от 13.04.2023г. № по ст. 6.3 ч.1, от 13.04.2023г. № по ст. 6.6 и 13.04.2023г. № по ст. 6.7 ч.1 KoAll РФ в отношении мкиу «НОВОКАРЛКЮРИНСКАЯ СОШ ИМ. ФИО5».
Согласно нормам ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологческом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ Индивидуальные
предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц;
(в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 242-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Соответственно, законодателем в целях защиты конституционных прав на благоприятную природную среду и условия проживания населения, определена обязанность юридических лиц строгого исполнения требований санитарного законодательства как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно ст. 39 вышеназванного закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 1.1. санитарных правил СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее Правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания <1> и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение, которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 37 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЭ организация питания обучающихся возлагается на
организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЭ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях
Таким образом, приведенные выше факты свидетельствуют о грубом нарушении МКОУ "НОВОКАРАКЮРИНСКАЯ СОШ ИМ. ФИО5.А" установленных требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении организации питания учащихся.
В соответствии с Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.
В соответствии с п.п 2 п.1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения « 30.03. 1999г №52-ФЗ главные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьями 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 46 ГПК в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина, в этих случаях заявление может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или законного представителя.
В соответствии с ч.3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ №, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей ( его территориальные органы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потреби гелей освобождаю гея oi уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 15 Положения об Управлении Роспотребнадзора по <адрес>, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере, защиты прав потребителей и благополучия человекаот 09.07.202г. № начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора является главный государственным санитарным врачом соответственно по городам и районам.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь с п.п 2 п.1 ст. 51 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03. 1999г «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст.46 ГПК РФ, ИСТЕЦ ПРОСИТ:
Признать действия МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» <адрес> и Администрации МО «<адрес>» при организации питания учащихся с нарушениями действующих санитарных правил неправомерными.
Обязать МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» <адрес> в течение 2-х календарных месяцев после вступления решения суда в законную силу в пищеблоке МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5»:
Контейнеры для сбора отходов оборудовать крышками, площадь площадки увеличить, в соответствии п. 2.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20
Осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарньту правил и гигиенических нормативов, с применением лабораторных исследований в соответствии с п.2.1 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20
Умывальные для рук в обеденным зале, оборудовать электрополотенцем в соответствии н. 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20
Технологическое оборудование, моечная ванна (источники влаговыделения) оборудовать локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения, в соответствии п. 2.13. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20
Инвентарь для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений промаркировать, в соответствии п. 2.19. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20
Разместить инструкции по приготовлению дезинфицирующих растворов в месте их приготовления, в соответствии п. ДД.ММ.ГГГГ СП 2.4. 3648-20
Использовать термометры с целью минимизации риска теплового воздействия для контроля температуры блюд на линии раздачи, в соответствии п. 5.1. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20
Холодильные камеры оборудовать контрольными термометрами, в соответствии п. 3.13. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20
Завести журнал учета температурного режима холодильного оборудования.
В складском помещении производить учет измерений относительной влажности и температуры воздуха, данные заносить в журнал, в соответствии п. 3.13. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20)
Производить учет проведения витаминизации третьих и сладких блюд учета суммарного количества микронутриентов, поступающих с рационами при организации дополнительного обогащения рациона.
Проводить ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции общественного питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний <13> кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний. Результаты осмотра заносить в гигиенический журнал (в нарушении п. 2.22. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20)
Проводить «Родительский контроль за организацией горячего питания» в школе.
Обязать администрацию МО «<адрес>» в течение двухкалендарных месяцев со дня вступления Решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» <адрес>.
Довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Представитель ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, известил суд о согласии на рассмотрение дела без участия их представителя.
Представитель соответчика - Администрации МР «<адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, известил суд о согласии на рассмотрение дела без участия их представителя.
Представитель ответчика - МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, известил суд о согласии на рассмотрение дела без участия их представителя.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе проверки, проведенной органом Роспотребнадзора, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при функционировании МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении в отношении директора МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» ФИО6 от 10.04.2023г. № по ст.6.6 ч.1 КоАП РФ, постановлением по делу об административном правонарушении от 13.04.2023г. №; протоколом об административном правонарушении в отношении директора МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» ФИО6 от 10.04.2023г. № по ст.6.7 КоАП РФ, постановлением по делу об административном правонарушении от 13.04.2023г. №.
Ответчиками наличие указанных нарушений санитарных правил не оспаривается.
Пунктом 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, территория школы должна быть озеленена, въезды и входы на территории школы должны иметь твердое покрытие, должны быть складское помещение для хранения продуктов. Кроме того, администрацией школы не разработана программа производственного контроля, не заключен договор на проведения исследований в рамках производственного контроля, не проводятся мероприятия по дезинсекции, дезинфекции и дератизации.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии со ст.31 ФЗ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Статьей 15 Федерального закона №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу ст.120 Гражданского кодекса РФ, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.
Учредителем МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» является Администрация МР «<адрес>» Республики Дагестан, и финансирование общеобразовательного учреждения осуществляется за счет субсидий из бюджета МР «<адрес>» Республики Дагестан.
Несоответствие указанных органом Роспотребнадзора нарушений санитарным правилам и нормам суд считает установленным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что соблюдение санитарно- эпидемиологических требований к зданию общеобразовательного учреждения является обязательным в силу закона и относится к мерам по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, суд считает требования истца в этой части обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд руководствуется п.8 ч.1 ст.333.20 Налогового Кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу п.19 ст. 333.36. Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> удовлетворить.
Признать действия МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» <адрес> и администрации МО «<адрес>» при организации питания учащихся с нарушениями действующих санитарных правил неправомерными.
Обязать МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» <адрес> в течение 2-х календарных месяцев после вступления решения суда в законную силу в пищеблоке МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5»:
Контейнеры для сбора отходов оборудовать крышками, площадь площадки увеличить, в соответствии п. 2.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20
Осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарньту правил и гигиенических нормативов, с применением лабораторных исследований в соответствии с п.2.1 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20
Умывальные для рук в обеденным зале, оборудовать электрополотенцем в соответствии н. 2.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20
Технологическое оборудование, моечная ванна (источники влаговыделения) оборудовать локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения, в соответствии п. 2.13. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20
Инвентарь для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений промаркировать, в соответствии п. 2.19. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20
Разместить инструкции по приготовлению дезинфицирующих растворов в месте их приготовления, в соответствии п. ДД.ММ.ГГГГ СП 2.4. 3648-20
Использовать термометры с целью минимизации риска теплового воздействия для контроля температуры блюд на линии раздачи, в соответствии п. 5.1. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20
Холодильные камеры оборудовать контрольными термометрами, в соответствии п. 3.13. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20
Завести журнал учета температурного режима холодильного оборудования.
В складском помещении производить учет измерений относительной влажности и температуры воздуха, данные заносить в журнал, в соответствии п. 3.13. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20)
Производить учет проведения витаминизации третьих и сладких блюд учета суммарного количества микронутриентов, поступающих с рационами при организации дополнительного обогащения рациона.
Проводить ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции общественного питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний <13> кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний. Результаты осмотра заносить в гигиенический журнал (в нарушении п. 2.22. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20)
Проводить «Родительский контроль за организацией горячего питания» в школе.
Обязать Администрацию МР «<адрес>» в течение двухкалендарных месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. ФИО5» <адрес>.
Довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РД через Магарамкентский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Арабов Г.Я.
решение составлено и отпечатано
в совещательной комнате