Решение по делу № 33-1535/2024 от 08.04.2024

УИД: 04RS0020-01-2023-001278-67

                                                                       2-11/2024

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    дело № 33-1535/2024

    Судья Дроздова Ю.А.

    Поступило 8 апреля 2024 г.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Улан-Удэ                                                        15 мая 2024 г.

        Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

    председательствующего судьи Вагановой Е.С.,

    судей коллегии Базарова В.Н., Смирновой Ю.А.,

    при секретаре Илыгеевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Северобайкальском районе в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» о понуждении устранить нарушения требований санитарного законодательства по апелляционной жалобе администрации МО «Северо-Байкальский район» на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 29.01.2024 г., которым постановлено:

Исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Северобайкальском районе в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» в течение 12 месяцев с даты вступления решения в законную силу, разработать и утвердить в установленном порядке проекты зон санитарной охраны в отношении следующих объектов: здания скважины №... с кадастровым номером ... адресу: <...> здания скважины №... с кадастровым номером ... по адресу: <...>; здания скважины №... с кадастровым номером ... по адресу: <...>

Обязать Администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» в течение 1 года и 6 месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны в отношении следующих объектов: здания скважины №... с кадастровым номером ... по адресу: <...>; здания скважины №... с кадастровым номером ... по адресу: <...>; здания скважины №... с кадастровым номером ... по адресу: <...>

Обязать Администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» в течение 1 года и 6 месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в отношении следующих объектов: здания скважины №1 с кадастровым номером ... по адресу: <...>; здания скважины №... с кадастровым номером ... по адресу: <...>; здания скважины №... с кадастровым номером ... по адресу: <...>

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

    Заслушав доклад судьи Базарова В.Н., мнение представителя истца Билявской С.Н., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований), истец просит обязать ответчика в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, разработать и утвердить в установленном порядке проекты зон санитарной охраны в отношении следующих объектов: здания скважины №;... с кадастровым номером ... по адресу: <...>; здания скважины №... с кадастровым номером ... по адресу: <...>; здания скважины №... с кадастровым номером ... по адресу: <...>; здания скважины с кадастровым номером ... по адресу: <...>

Обязать Администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» в течение 1 года и 6 месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны в отношении следующих объектов: здания скважины №;... с кадастровым номером ... по адресу: <...>; здания скважины №... с кадастровым номером 03:17:000000:1598 по адресу: <...>; здания скважины №... с кадастровым номером ... по адресу: <...>; здания скважины с кадастровым номером ... по адресу: <...>

Обязать Администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» в течение 1 года и 6 месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в отношении следующих объектов: здания скважины №;... с кадастровым номером ... по адресу: <...>; здания скважины №... с кадастровым номером ... по адресу: <...>; здания скважины №... с кадастровым номером ... по адресу: <...>; здания скважины с кадастровым номером ... по адресу: <...>

Исковые требования мотивированы тем, что контрольными мероприятиями по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией МО «Северо-Байкальский район» установлено отсутствие утвержденных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения - группового водозабора, состоящего из 3 скважин №№ ... по адресу: <...> а также скважину централизованного водоснабжения по адресу: <...> не получены санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны в отношении указанных объектов водоснабжения, а также не получены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов – группового водозабора, состоящего из скважин №№ ... по адресу: <...>, а также скважину централизованного водоснабжения по адресу: <...> санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Регистр. Кичера».

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия по доверенности Билявская С.Н. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности Горбачева Ж.В. иск не признала, суду пояснила, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель третьего лица ООО «Регистр.Кичера» Пономарева О.С. пояснила, что с иском согласна.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности Горбачева Ж.В. просит отменить решение суда первой инстанции, приняв новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обосновании жалобы апеллянт ссылается на то, что администрация «Северо-Байкальский район» не является по делу надлежащим ответчиком, в связи с чем исковые требования являются необоснованными. Апеллянт полагает, что ООО «Регистр.Кичера» с целью получения лицензии должно было разработать и утвердить проект зон санитарной охраны в отношении эксплуатируемых скважин, а также получить санитарно-эпидемиологические заключения, что соответствует действующему законодательству, возлагающему обязанность по обращению с заявлением об утверждении проекта и установления границ и режима зон санитарной охраны на собственника водозабора или эксплуатирующую организацию.

В возражениях на апелляционную жалобу главный государственный санитарный врач по Муйскому, Северо-Байкальскому районам и г.Северобайкальск Алексеев С.А. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что действующее законодательство в качестве возможного заявителя в первоочередном порядке указывает именно собственника водозабора и только потом эксплуатирующую организацию. Положения концессионного соглашения таких обязательств ООО «Регистр.Кичера», как концессионера, не содержат. Данное соглашение не порождает обязанности указанной организации выполнять мероприятия, связанные с разработкой и утверждением зон санитарной охраны, получению соответствующих СЭЗ.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Билявская С.Н. возражала против удовлетворения жалобы, просила оставить решение суда в силе.

Остальные участники процесса в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены судом надлежащим образом.

Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. При этом суд исходит из того, что участникам процесса известно о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, а в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Изучив материалы дела, решение суда на предмет его законности и обоснованности в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как следует из материалов дела, администрация МО «Северо-Байкальский район» является собственником объектов: здания скважины № ... с кадастровым номером ... здания скважины № ... с кадастровым номером ...; здания скважины № ... с кадастровым номером ..., расположенных по адресу: <...>

Согласно концессионному соглашению № 7 от 01.09.2017 г., а также дополнительным соглашениям, указанное имущество передано в пользование ООО «Регистр.Кичера» в целях осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения потребителей на срок до 31.08.2025 г.

На объекты группового водозабора, состоящего из трех скважин, отсутствует утвержденный проект зон санитарной охраны для источника водоснабжения питьевого назначения, не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, а также заключение на проект зон санитарной охраны в отношении указанных объектов водоснабжения.

Разрешая заявленные требования и приходя к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что Администрация муниципального образования, как собственник объектов не приняла своевременных мер для соблюдения требований санитарных правил и условий безопасности для здоровья населения.

Судебная коллегия с указанными выводами соглашается по следующим основаниям.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решают вопросы местного значения по организации мероприятий по охране окружающей среды, осуществлению экологического контроля, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В соответствии со статьей 19 Закона, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Пункты 1, 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусматривают, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно ч.1 ст. 27 Водного Кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.

В силу п. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. ст. 24 - 27 данного кодекса.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения, муниципального, городского округа относится организация в границах городского поселения, муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Пунктами 1, 4, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (п. 1).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Федеральный законодатель предусмотрел, что установленные частью 1 статьи 6 названного федерального закона полномочия на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено региональным законом (часть 1.1).

Приведенные законоположения свидетельствуют о том, что организация водоснабжения жителей поселка Кичера, расположенного в пределах Северобайкальского муниципального района, является полномочием Администрации муниципального образования «Северобайкальский район». Исходя из положений указанных правовых норм, именно у администрации муниципального образования, обладающей полномочиями собственника, возникает обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, получению СЭЗ на проект зон санитарной охраны, а также СЭЗ о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного использования водного объекта.

При этом, непосредственное осуществление деятельности по оказанию населению услуг водоснабжения и водоотведения ООО «Регистр.Кичера» не освобождает администрацию муниципального образования от выполнения обязательств по обеспечению условий для осуществления такой деятельности, а также от обязанностей по принятию мер и организации мероприятий, направленных на выполнение требований санитарного законодательства в отношении водоснабжения на территории муниципального района. Условиями концессионного соглашения на                 ООО «Регистр.Кичера» не возложена обязанность по разработке проектов ЗСО источников питьевого водоснабжения; по получению СЭЗ на проекты зон санитарной охраны, а также СЭЗ о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного использования. Администрацией муниципального образования допускается бездействие в области соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при реализации полномочий собственника источника водоснабжения, выразившееся в не разработке проектов ЗСО и их утверждении, а также в неполучении санитарно-эпидемиологических заключений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО «Регистр.Кичера» осуществляет деятельность по оказанию услуг водоснабжения, соответственно данный ответчик обязан осуществить мероприятия, связанные с разработкой проекта зон санитарной охраны, получением санитарно-эпидемиологических заключений повторяют позицию заявителя, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены не имеется.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от      29 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи коллегии

33-1535/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Бурятия
Ответчики
Администрация муниципального образования Северобайкальский район
Другие
ООО Регистр. Кичера
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Базаров Виктор Нанзытович
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
08.04.2024Передача дела судье
15.05.2024Судебное заседание
21.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2024Передано в экспедицию
15.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее