Решение по делу № 33-1078/2021 от 08.02.2021

Докладчик Лысенин Н.П. Апелляционное дело № 33-1078/2021

Судья 1 инстанции Мартьянова А.В. Гражданское дело № 2-3432/2020

УИД 21RS0025-01-2020-001498-27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 марта 2021 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Лысенина Н.П.,

судей Александровой А.В., Алексеевой Г.И.,

при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лапшиной Лидии Федоровны к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии, поступившее по апелляционной жалобе Лапшиной Л.Ф. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 декабря 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

Лапшина Л.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением (с последующим уточнением) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее УПФ РФ в г. Чебоксары) о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с 01.01.1998 с применением районного корэффициента к заработной плате в размере 1,8 и соотношением среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере не менее 1,9. В обоснование исковых требований истец указала, что является получателем пенсии по старости с 01.01.1998 в соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При расчете пенсии пенсионным органом не учтено, что фактическим местом работы и жительства истца в районах Крайнего Севера являлся поселок Ямбург Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на территории которого расположено ООО «Ямургаздобыча». Постановлением администрации муниципального образования Надымского района № 846 от 20.12.2013 установлен единый районный коэффициент к заработной плате работникам учреждений, расположенных на территории Надымского района в населенных пунктах севернее Полярного круга, в размере 1,8. Соответственно, ответчиком подлежало применению соотношение заработка истца к заработной плате в Российской Федерации в размере не свыше 1,9. Истец полагает, что пенсионный орган необоснованно рассчитал отношение среднемесячного заработка в размере 1,7, исходя из районного коэффициента в размере 1,5.

В суде первой инстанции истец Лапшина Л.Ф. участие не принимала, ее представитель Михайлов К.Г. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика УПФ РФ в г. Чебоксары в судебном заседании суда первой инстанции участие не принимал, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований Лапшиной Л.Ф.

Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 декабря 2020 года постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Лапшиной Л.Ф. к ГУ- Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии об обязании произвести перерасчет размера пенсии с 01.01.1998 в соответствии с п. 3 ст. 30 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» с применением районного коэффициента в размере 1,8, и как следствие, отношения заработков в размере 1,9, отказать».

Не согласившись с указанным решением, истец Лапшина Л.Ф. обжаловала его на предмет отмены и принятии нового об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы истец привела доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Михайлов К.Г. жалобу поддержал.

Истец Лапшина Л.Ф., представитель ответчика УПФ РФ в г. Чебоксары, представитель третьего лица Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в интересах соблюдения законности, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Лапшина Л.Ф. проживала в п. Ямбург Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа и работала в ООО «Ямбурггаздобыча» (в районе Крайнего Севера).

С 01.01.1998 истец является получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» по достижении 50 лет за работу в районах Крайнего Севера. При назначении пенсии учтен общий трудовой стаж истца с применением льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера (1 год за 1 год 6 мес.)- продолжительностью 39 лет 29 дней, в календарном исчислении – 31 год 7 мес. 9 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера продолжительностью 14 лет 11 мес. 10 дней.

В связи с введением в действие с 01.01.2002 Федерального закона № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» осуществлена оценка пенсионных прав истца по состоянию на 01.01.2002, размер пенсии Лапшиной Л.Ф. рассчитан с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7.

Ссылаясь на неверное применение пенсионный органом при расчете пенсии размера отношения заработка, Лапшина Л.Ф. обратилась в суд с вышеназванным иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для перерасчета пенсии истца с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации размере 1,9, указав, что при расчете пенсии для лиц, проживавших на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, установлен районный коэффициент в размере 1,5, соответственно, в силу ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ соотношение заработка к заработной плате в Российской Федерации не может превышать коэффициент 1,5.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).

В силу ст. 36 Федерального закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не подлежит применению за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Указанное положение дополнительно разъяснено в п. 7 Разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 22.04.2003 года № 3 «О порядке применения п. 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в настоящее время п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Для работников непроизводственных отраслей Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа к северу от Полярного круга Постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС установлен коэффициент в размере 1,5 (в частности Постановлениями от 04.09.1964 года № 379/П-18 и № 380/П-18, а также Постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 19.01.1961 года № 45/2 и от 21.07.1961 года № 302/19).

Действительно, к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности, работников строительных, строительно-монтажных и специализированных управлений, подсобно-вспомогательных производств, транспорта, хозяйств и организаций (за исключением работников организаций и учреждений материально-технического снабжения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей, непосредственно обслуживающих население), обслуживающих нефтегазодобывающие предприятия и организации по бурению и геологоразведке, строительство объектов нефтяной и газовой промышленности и геологоразведки, занятых на работах на территории Ямало-Ненецкого национального округа севернее Полярного круга, Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 04.06.1968 года N 165/15 утвержден районный коэффициент 1,8.

Однако, в силу прямого предписания закона, в случае, если установлены разные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районах или местностях для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, в связи с чем коэффициент 1,8, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 04.06.1968 года N 165/15, применен быть не может.

Кроме того, решением исполнительного комитета совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа № 25 от 25.02.1991 с 01.03.1991 установлен районный коэффициент к заработной плате работников непроизводственных отраслей в размере 1,8 севернее Полярного круга и 1,7 южнее полярного круга. Постановлением администрации муниципального образования Надымский район от 20.12.2013 № 846 «Об утверждении Положения о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств бюджета муниципального образования Надымский район, и (или) бюджета муниципального образования город Надым» установлены такие же коэффициенты.

Данные решения приняты на основании постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76, которым советам Министров республик, входившим в состав РСФСР, крайсполкомам, облисполкомам и исполкомам Совета народных депутатов автономных округов было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочим и служащим в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размером этих коэффициентов. Однако указанным постановлением установлено, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

Соответственно, коэффициент 1,8, установленный указанными нормативными правовыми актами, не может быть учтен при решении вопроса о пенсионном обеспечении, поскольку средства Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью и решениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на федеральный бюджет не могут быть возложены дополнительные расходы. В силу постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76, абзаца 2 статьи 10 Закона РФ № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», расходы, связанные с установлением повышенных коэффициентов, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, которым судом первой инстанции дана оценка, доводы не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального права при соблюдении норм процессуального права.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лапшиной Лидии Федоровны- без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий Н.П. Лысенин

Судьи А.В. Александрова

Г.И. Алексеева

33-1078/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Лапшина Л.Ф.
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в г.Чебоксары ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Лысенин Н.П.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
08.02.2021Передача дела судье
03.03.2021Судебное заседание
10.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2021Передано в экспедицию
03.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее