Дело № 2-169/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 апреля 2014 года <адрес>
Балтачевский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Ф.Ф.,
при секретаре Хакимовой Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> РБ в интересах ФИО1 к администрации муниципального района <адрес> РБ об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> РБ в интересах ФИО1 обратился с требованием об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района, в связи с поступившим обращением ФИО1 была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Проверкой было установлено, что ФИО9 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилыми помещениями. Мать ФИО3 умерла 15 января 2004 года. Постановлением главы администрации муниципального района от 29 апреля 2011 года ФИО9 поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и не имеющей закрепленного жилого помещения. 22 июня 2010 года она окончила обучение в МОБУ СОШ д.Сейтяково муниципального района <адрес>. В связи с тем, что право на предоставление жилья Гафаровой, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникло до внесения изменений в Жилищный Кодекс РФ и Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» после окончания образовательных учреждений и исполнения 18 лет, применению подлежат нормы жилищного законодательства о предоставлении жилья лицам указанной категории по договору социального найма. На основании вышеизложенного прокурор просит обязать администрацию муниципального района <адрес> предоставить ФИО9 вне очереди жилое помещение по договору социального найма по месту жительства в границах муниципального района <адрес>, отвечающее установленным санитарным, техническим, противопожарным требованиям не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> РБ ФИО4 исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям. Суду пояснила, что ФИО9 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилыми помещениями. Она имеет право на получение жилья вне очереди по договору социального найма. Закрепленного жилья у ФИО9 не имеется. 22 июня 2010 года окончила обучение в МОБУ СОШ д.Сейтяково муниципального района <адрес>. Постановлением главы администрации муниципального района от 29 апреля 2011 года ФИО9 поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и не имеющей закрепленного жилого помещения.
ФИО1 согласилась с иском прокурора.
Представитель Правительства РБ, будучи надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Представитель администрации ФИО5, участвующая по доверенности, иск не признала по основаниям, указанным в возражении. Суду пояснила, что статус ФИО9 как ребенка оставшегося без попечения родителей не оспаривается, в связи с чем она включена в список в качестве нуждающейся в жилом помещении и не имеющей закрепленного жилого помещения. Расходы на предоставление жилья детям-сиротам частично финансируются за счет средств федерального бюджета. Обязанности по обеспечению детей-сирот жильем возложены на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение. Денежные средства для реализации переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот выделяются в виде субвенций из бюджета Республики Башкортостан. Между тем межбюджетные трансферты из бюджета Республики Башкортостан по указанному коду бюджетной классификации не поступили.
Представитель органа опеки и попечительства администрации ФИО6, действующая по доверенности, полностью поддержала исковые требования прокурора района.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч.8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года - на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года № 45-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», вступившим в законную силу с 01 января 2012 года, государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. 86 БК РФ, расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 140 БК РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственным полномочия пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Согласно п. 14.2 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В ходе судебного заседания установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО9 родилась 07 ноября 1994 года. Её мать умерла 15 января 2004 года, отец - юридически отсутствует.
22 июня 2010 года ФИО9 окончила обучение в МОБУ СОШ д.Сейтяково муниципального района <адрес> РБ.
07 ноября 2012 года ФИО9 исполнилось 18 лет.
После окончания образовательного учреждения и достижения 18-летнего возраста жилье истице предоставлено не было.
Постановлением главы администрации муниципального района <адрес> от 11 августа 2008 года № ФИО8 назначена опекуном в отношении ФИО1 (л.д.11).
Постановлением главы администрации муниципального района <адрес> РБ № от 29 апреля 2011 года ФИО1 была поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не имеющей закрепленного жилого помещения (л.д.9).
Согласно справке Балтачевского территориального участка Нефтекамского филиала ГУП «БТИ РБ» за исх. № от 11 февраля 2014 года, ФИО1 по данным предприятия зарегистрированного жилья в <адрес> не имеет и право на приватизацию жилья в районе, не использовала.
Согласно уведомлению отдела по <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ за № от 06 февраля 2014 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах ФИО1 на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества.
ФИО9 не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, собственного жилья не имеет, с момента окончания образовательного учреждения до настоящего времени администрацией муниципального района <адрес> не предоставлено благоустроенное жилое помещение, в связи, с чем нарушены жилищные права ФИО9, которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. Последняя состоит в очереди на получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что обеспечение ФИО9 жилым помещением должно осуществляться за счет средств бюджета РБ. Размер жилого помещения должен соответствовать норме предоставления площади, установленной решением органа местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика о том, что финансовых средств, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий, с учетом предоставления жилья другим лицам, относящимся к числу детей-сирот, недостойно для предоставления жилья ФИО9, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему такое право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом. При этом отсутствие или нехватка денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Как установлено выше, государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке администрации муниципального района <адрес>, которая обязана обеспечить данную категорию лиц вне очереди жилым помещением, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что возлагая на администрацию муниципального района <адрес> обязанность по представлению жилья ФИО9, необходимо указать на источник исполнения данного государственного полномочия ответчиком в целях исключения неясностей при исполнении решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> РБ в интересах ФИО1 к администрации муниципального района <адрес> РБ об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> РБ предоставить ФИО1, 07.11.1994 года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в границах муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным, техническим и противопожарным требованиям, площадью не менее 14 кв. м, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Балтачевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 30 апреля 2014 года.
Судья: Ф.Ф. Фархутдинова