дело №2-170/2018
Решение изготовлено
в полной форме 16.07.2018г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2018 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Праздниковой О.А.,
при секретаре Кузнецовой И.И,
с участием прокурора Немова А.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к МКП «Полигон» о возложении обязанности привести полигон твердых бытовых отходов в соответствие с санитарными правилами,
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд обратился Мантуровский межрайонный прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц к МКП «Полигон» о возложении обязанности привести полигон твердых бытовых отходов в соответствие с санитарными правилами. Требования мотивировал тем, что в деятельности муниципального казенного предприятия «Полигон» Мантуровского муниципального района, которое в соответствии с выданной лицензией осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I –IV классов опасности, имеются нарушения санитарного и иного законодательства, что выявлено при проведении прокурорской проверки.
Прокурором установлено, что имеющийся журнал учета по приему ТБО не соответствует требованиям действующего законодательства. МКП «Полигон» нарушены требования действующих Санитарных Правил, регламентирующих гигиенические требования к устройству и содержанию полигона для твердых бытовых отходов и Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, а именно: территория полигона не имеет ограждения; отсутствует на выезде с территории полигона контрольно-дезинфицирующая зона для дезинфекции колес мусоровозов с устройством железобетонной ванны, заполненной дезинфицирующим раствором; размещение твердых бытовых отходов на полигоне проводится без технологических карт; не осуществляется производственно-лабораторный контроль за состоянием подземных вод, поверхностных вод в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона; не приняты меры по противопожарной безопасности: отсутствует необходимое количество огнетушителей; отсутствует сборный железобетонный резервуар или пруд для пожаротушения емкостью не менее 50 куб.м.
Невыполнение МКП «Полигон» требований природоохранного, санитарного законодательства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, т.е влечет нарушение гарантированного ст.42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, в том числе лесными пожарами. Несоблюдение МКП «Полигон» противопожарного законодательства при обустройства полигона создает угрозу возникновения лесных пожаров на территории Мантуровского района. При этом, прокурор в иске указывает, что меры административного воздействия к руководству МКП «Полигон», примененные в 2017году за совершение административного правонарушения в области обращения с отходами, не возымели должного воздействия, нарушения, выявленные в 2017году - не устранены.
Свои требования прокурор обосновывает ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.11,12,19 ФЗ «Об отходах производства и потребления»; СанПиН 2.17.1038-01 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические нормативы к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденной Приказом Министерством строительства РФ России 02.11.1996г; Приказ Минприроды России от 01.09.2011г №721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» и просит обязать МКП «Полигон» привести полигон твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями санитарных правил: произвести ограждение; организовать на выезде с территории контрольно-дезинфицирующую зону с устройством железобетонной ванны, заполненной дезинфицирующим раствором; разработать технологические карты и журнал учета по приему бытовых отходов; обеспечить проведение производственно-лабораторного контроля за состоянием подземных вод, поверхностных вод в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона в полном объеме согласно программе производственного контроля; обеспечить полигон необходимым количеством огнетушителей; обеспечить на полигоне наличие сборного железобетонного резервуара или пруда для пожаротушения емкостью не менее 50м.куб.
В судебном заседании прокурор требования уточнил и увеличил, а также отказался на основании письменного заявления от требований о возложении обязанности завести журнал регистрации ТБО по форме, установленной приложением №2 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигона твердых бытовых отходов и не допущении приема жидких бытовых отходов на полигоне, в связи с добровольным исполнением ответчиком данных требований. Производство по делу в данной части прекращено на основании определения суда от 11.07.2018г.
Прокурор поддержал по основаниям указанным в иске, а также в дополнениях к исковому заявлению требования о возложении обязанности на МКП «Полигон» привести полигон твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями законодательства путем: 1)оборудования территории хозяйственной зоны легким ограждением( п.4.2 СанПиН 2.1.7.1038-01); 2)устройства на выезде из полигона контрольно-дезинфицирующей зоны с железобетонной ванной длиной 8метров, глубиной 0,3 м и шириной 3м для дезинфекции колес мусоровозов. Ванну заполнить трехпроцентным раствором лизола и опилками( п.4.3 СанПиН 2.1.7.1038-01, п.1.23 Инструкции по проектированию эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов); 3)разработки технологической схемы эксплуатации полигона (п.2.1 Инструкции по проектированию эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов); 4)обеспечение проведения производственно-лабораторного контроля за состоянием подземных вод, атмосферного воздуха, почв, уровней шума поверхностных в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона в полном объеме согласно программе производственного контроля предприятия(п.6.1—6.9 СанПиН 2.1.7.1038-01); 5)обеспечения полигона ТБО первичными средствами пожаротушения из расчета на 500 кв.м площади два пенных огнетушителя(п.4.3.3 Инструкции по проектированию эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов); 6)обеспечения на полигоне ТБО наличия сборного железобетонного резервуара или пруда для пожаротушения емкостью не менее50куб.м(п.1.24 Инструкции по проектированию эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов); 7)обеспечения персонала, занятого транспортированием медицинских отходов комплектами спецодежды и средствами индивидуальной защиты(перчатки, маски/респираторы/защитные щитки, специальная обувь, фартуки)( п.7.10 СанПиН 2.1.7.2790-10); 8)оборудования участка для мытья и дезинфекции контейнеров для транспортных средств (п.7.4 СанПиН 2.17.2790-10); 9)обеспечения мытья и дезинфекции многоразовых контейнеров для транспортировки отходов класса А - не реже 1 раза в неделю, для отходов класса Б - после каждого опорожнения(п.7.3СанПиН 2.17.2790-10).
Представители ответчика в суде с иском фактически не согласились по тем основаниям то, что МКП «Полигон» не является собственником полигона ТБО у дер. Суборь, поэтому все требования по установке ограждения, устройству контрольно-дезинфицирующей зоны и другие, которые связаны с проектированием и получением разрешения на строительство, связаны с регистрацией полигона как объекта капитального строительства и требования по строительству объектов на полигоне должны предъявляться к собственнику земельного участка. Кроме этого, полигон ТБО не является объектом капитального строительства, на кадастровом учете имеется лишь земельный участок для эксплуатации полигона ТБО, а сам полигон не является объектом недвижимого имущества. Требования, изложенные в Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, от 02.11.1996г, на которую ссылается прокурор, распространяются только на полигоны ТБО как объекты капитального строительства, т.к свалка в дер.Суборь эксплуатируется ранее принятия указанного нормативного акта.
Кроме этого, ответчик, не соглашаясь с иском, указал на его необоснованность по тому основанию, что МКП «Полигон» получено и находится в стадии исполнения предписание ТУ Управления Роспотребнадзора по Костромской области в Шарьинском районе в срок до 01.09.2018г выполнить те же требования, что указаны в исковом заявлении прокурором. В отзыве ответчик указал на невозможность немедленного исполнения требований прокурора в части установки ограждения хозяйственной зоны полигона и устройства контрольно-дезинфицирующей зоны в связи с необходимостью пересмотра хозяйственной деятельности, проведения работ по проектированию и со значительными материальными затратами на данные мероприятия, просив установить срок для исполнения данных требований до 01июля 2019года. Ответчик полагает, что производственный лабораторный контроль на МКП «Полигон» осуществляется в соответствии с программой производственного контроля, утвержденной 12.01.2017года.
Ответчик не имел возражений по необходимости приобретения огнетушителей и указывал, что меры для этого принимаются. Не согласился с требованием о создании на полигоне ТБО сборного железобетонного резервуара для пожаротушения емкостью не менее 50куб.м, ссылаясь на наличие пруда возле полигоне, а также на отсутствие финансовых средств строительства.
В суде ответчик согласился с требованиями прокурора об обеспечении персонала МКП «Полигон» комплектами спецодежды, в связи с транспортированием медицинских отходов, считая, что необходимой спецодеждой работники обеспечены, а транспортировку медицинских отходов класса «Б» МКП «Полигон» не осуществляет. По этому же основанию не согласились с требованием прокурора об оборудовании участка для мытья и дезинфекции контейнеров для транспортных средств, а также с требованием об обеспечения мытья и дезинфекции многоразовых контейнеров для транспортировки отходов класса А - не реже 1 раза в неделю, для отходов класса Б - после каждого опорожнения.
Представитель 3-го лица: ТУ Управления Роспотребнадзора в Шарьинском районе Костромской области Ковригина Ю.А поддержала требования прокурора. В суде пояснила, что проверкой, проведенной в апреле 2018года на МКП «Полигон» выявлены нарушения обязательных требований санитарных правил и требований в области обращения с отходами, установленных для полигонов для твердых бытовых отходов. Все нарушения указаны в соответствующем акте проверки. Предписание по результатам проверки выдано, но его исполнение не проверялось. Фактическое не исполнение ответчиком требований санитарных правил и требований к обращению с отходами на полигоне твердых бытовых отходов, подтверждено актами проверок специалистами Роспотребнадзора, в том числе за 2017год. Считает, что прокурор обоснованно, в интересах неопределенного круга лиц, в связи с фактическим нежеланием ответчика исполнять санитарные правила и требования к порядку ведения деятельности на полигоне твердых бытовых отходов, обратился с данным иском. Предписание ТУ Роспотребнадзора никак не препятствует обращению прокурора с иском в суд.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими полному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Частью 1 ст. 22 этого же закона установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Судом по данному делу установлено, что согласно выписке из ЕГРН, МКП «Полигон» зарегистрировано 05.12.2013года, основной вид деятельности: сбор отходов; дополнительные виды деятельности: сбор и обработка сточных вод; обработка и утилизация отходов; обработка прочего вторичного неметаллического сырья и иные.
Как видно из Устава муниципального казенного предприятия «Полигон» Мантуровского муниципального района данное предприятие учреждено администрацией Мантуровского муниципального района, юридический адрес: [адрес]. Пунктом 2.2 Устава предусмотрены основные виды деятельности предприятия: деятельность по сбору, использованию, транспортировке, накоплению, накоплению отходов (временное хранение), а также деятельность по сбору, транспортированию, использованию, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 5 класса опасности; деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности. Для осуществления деятельности по обращению с отходами предприятие получает в установленном порядке лицензию.
Из копии лицензии, выданной 04.2016г на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, усматривается, что лицензия предоставлена МКП «Полигон» бессрочно, место осуществления лицензируемого вида деятельности – [адрес]. Приложением к лицензии установлен перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами I-IV классов опасности.
Исходя из свидетельства о государственной регистрации права от 09.01.2014г следует, что МКП «Полигон» имеет в постоянном(бессрочном) пользовании земельный участок (земли иного специального назначения) с разрешенным видом использования: под свалку ТБО, общей площадью 74072кв.м., адрес (местонахождение) объекта Мантуровский район Роговское сельское поселение дер.Суборь (городская свалка). Земельный участок находится на кадастровом учете, с разрешенным видом использования: под свалку ТБО. Правообладателем является муниципальное образование Мантуровский муниципальный район; у МКП «Полигон» находится в постоянном(бессрочном) пользовании.
Таким образом, МКП «Полигон» осуществляет с 2013года эксплуатацию объекта – земельного участка, предназначенного для обращения с твердыми бытовыми отходами, другого такого объекта, а именно санкционированного места для свалки твердых бытовых отходов на территории гор.Мантурово и Мантуровского района не имеется, т.е альтернативного варианта для размещения твердых бытовых отходов не имеется. Данное обстоятельство не оспаривалось в суде ответчиком.
В соответствии со ст. ст. 36, 4?, 41, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, при этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Поэтому, согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, сохраняющих его здоровье.
В процессе хозяйственной и иной деятельности образуются отходы производства и потребления, подлежащие сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды (ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления"). В данном случае таковой объект используется ответчиком в ходе его деятельности по обороту твердых бытовых отходов, согласно уставной лицензируемой деятельности.
Как следует из возражений ответчика, свалка ТБО у дер.Суборь Мантуровского района была принята в эксплуатацию Мантуровским исполнительным комитетом райсовета 10.11.1978г. В эксплуатации ответчика свалка находится с 2013года, однако проектная документация на свалку, как полигон твердых бытовых отходов, ответчиком не разрабатывалась, а размещение отходов осуществляется с нарушениями санитарного законодательства и иного законодательства, устанавливающего правила обращения с отходами, что подтверждено актом по результатам проверки, проведенной Мантуровской межрайоной прокуратурой и проверкой ТУ Управления Роспотребнадзора в Шарьинском районе Костромской области в 2018году.
Суд находит обоснованными доводы прокурора, изложенные в исковом заявлении о том, что свалка твердых бытовых отходов в дер.Суборь, находящаяся в настоящее время в эксплуатации МКП «Полигон», действует на протяжении длительного периода времени, но за прошедший период в надлежащее состояние не приведена, в то время как в силу вышеуказанных нормативных правовых актов эксплуатация санкционированной свалки допускается только при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения в течение всего периода эксплуатации.
По указанным основаниям, а также учитывая то, что действующим законодательством не предусмотрено отдельных нормативов и правил для «свалки твердых бытовых отходов», законодатель не разделяет обязательные для исполнения требования, отдельно для свалки и отдельно для полигона твердых бытовых отходов, суд не соглашается с доводами ответчика о том, что Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов от 02.11.1996г не распространяется на действующую свалку ТБО в дер.Суборь, которая эксплуатируется с 1978г.
Освобождение хозяйствующих субъектов при эксплуатации ими полигонов твердых бытовых отходов, являющихся источником повышенной опасности, от соблюдения санитарных правил и требований, введенных в действие после строительства, реконструкции или капитального ремонта полигонов, но действующих в период их хозяйственной деятельности по обороту отходов на этих полигонах, является недопустимым.
Также, учитывая вышеизложенное, суд не находит состоятельными доводы ответчика о том, что в пользовании ответчика находится лишь земельный участок под свалку ТБО, а не объект капитального строительства и объект недвижимости – полигон твердых бытовых отходов, а также то, что обязанности по обустройству полигона должны возлагаться на собственника земельного участка, учитывая, что хозяйствующим субъектом является МКП «Полигон».
Право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16 введены в действие Санитарные правила (вместе с "СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила"), устанавливающие гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. Требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией таких полигонов (п. 1.2 этих Правил).
Из п. 2.1 Правил следует, что полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (п. 3.6 указанных Санитарных правил).
Из данных норм следует, что требования по безопасности и проектированию полигонов твердых бытовых отходов относятся, в т.ч. и к тем полигонам, которые уже эксплуатируются (п. 1.1, 1.2, 3.6 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01). Иначе безопасность для населения при эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов обеспечена быть не может.
По результатам проверок, проведенных специалистами Роспотребнадзора в Костромской области и Мантуровской межрайонной прокуратурой в апреле 2018года выявлено, что полигон ТБО расположен в Мантуровском районе, возле дер.Суборь, общая площадь участка 74072кв.м. Санитарно-защитная зона составляет 500м, на объекте захоронены твердые коммунальные отходы в количестве 10489тонн в год. Вокруг полигона выполнена обваловка из грунта высотой 1-1,5м. При этом отсутствует легкое ограждение всей территории полигона и территории хозяйственной зоны.
Пунктом 4.4. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания.
Пунктом 4.1 СП 2.1.7.1038-01 предусмотрено, что хозяйственная зона устраивается для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно - бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет.
Согласно п. 4.2 СП 2.1.7.1038-01 территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение. Указанное требование Санитарных Правил МКП «Полигон» не выполняется.
В ходе проверок установлено, что складирование ТБО осуществляется с нарушением требований в области обращения отходов, так из объяснений директора и объяснений сторожа-контролера следует, что определение места складирования осуществляется не по схеме, а хаотично.
Пунктом 5.1 СП 2.1.7.1038-01 предусмотрено, что складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
На территории Российской Федерации действует Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденная Министерством строительства РФ от 02.11.1996.
Пункт 2.1. Инструкции устанавливает, что на полигоне выполняются следующие основные виды работ: прием, складирование и изоляция ТБО.
Организация работ на полигоне определяется технологической схемой эксплуатации полигона, разрабатываемой в составе проекта. Технологическая схема представляет собой генплан полигона, определяющий с учетом сезонов года последовательность выполнения работ, размещения площадей для складирования ТБО и разработки изолирующего грунта.
Основным документом планирования работ является график эксплуатации, составляемый на год. Планируется помесячно: количество принимаемых ТБО с указанием N карт, на которые складируются отходы, разработка грунта для изоляции ТБО.
Примеры составления технологической схемы и графика эксплуатации приведены в Приложении 2 к Инструкции.
Несмотря на утверждение в своих объяснениях прокурору директора МКП «Полигон о том, что размещение отходов производится по схеме, соответствующая технологическая схема на полигоне не была представлена ни при проведении прокурорской проверки, ни суду.
На предприятии отсутствует участок для мытья, дезинфекции контейнеров, чем нарушен п. 1.23. Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, согласно которому на выезде из полигона должна быть контрольно-дезинфицирующая зона с устройством железобетонной ванны длиной 8 м, глубиной 0,3 м и шириной 3 м для дезинфекции колес мусоровозов. Ванна заполняется трехпроцентным раствором лизола и опилками. Не оспаривая необходимость выполнения данного требования, ответчик в суде ссылался на отсутствие необходимых денежных средств и просил установить срок для исполнения этого и иных требований, связанных со строительством сооружения до 2009г. Суд находит данный довод несостоятельным. Учитывая, что прокурором не заявлено требование о немедленном исполнении, а доводы об отсутствии средств не могут служить основанием для несоблюдения обязательных требований Санитарных Правил, принимая во внимание, что полигон находится в эксплуатации ответчика 5 лет.
При рассмотрении дела судом установлено, что имеющаяся программа производственного контроля не исполняется реально. Лабораторный контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного негативного влияния полигона в рамках имеющейся программы не осуществляется, протоколы лабораторных исследований не предоставлялись в ТУ Управления Роспотребназора в Шарьинском районе ни разу за период эксплуатации полигона МКП "Полигон": с 2013г по настоящее время.
Таким образом, ответчиком нарушен п. 6.4. СП 2.1.7.1038-01, который устанавливает, что для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах (пункт 6.5).
Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно - эпидемиологических требований.
Представленные в судебном заседании ответчиком акт отбора проб почвы и протоколы лабораторных исследований воды от 03.07.2018г являются единичными результатами лабораторного контроля и свидетельствуют лишь о том, что МКП "Полигон" начал фактически выполнять программу производственного контроля, предусматривающую мониторинг состояния окружающей природной среды 2 раза в год, однако суд соглашается с мнением 3-го лица и прокурора о том, что отсутствуют достаточные основания для признания факта реального выполнения ответчиком производственного лабораторного контроля, предусмотренного программой и Санитарными Правилами, определяющими, что система производственного контроля должна носить постоянный характер с выявлением причин изменения ПДК и устранения причин, вызвавших негативное воздействие на окружающую природную среду.
Так, пунктами 6.6 и 6.7 СП 2.1.7.1038-01 установлено, что система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона. Пунктами 6.8.,6.9 СП 2.1.7.1038-01 установлено, что система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды; постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности на ответчика по обеспечению проведения производственного лабораторного контроля в соответствии с программой, подлежат удовлетворению.
В суде подтвержден достаточными и бесспорными доказательствами факт транспортирования ответчиком и захоронения на полигоне медицинских отходов класса "Б", однако ответчиком не исполняются установленные требования к обращению с таковыми отходами, предусмотренные СП 2.1.7.2790-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
Пунктом 7.4. СП 2.1.7.2790-10 определено, что организация, осуществляющая транспортирование отходов, должна иметь участок для мытья, дезинфекции и дезинсекции контейнеров и транспортных средств. Пунктом 7.3. СП 2.1.7.2790-10 установлено, что многоразовые контейнеры для транспортировки отходов класса А подлежат мытью и дезинфекции не реже 1 раза в неделю, для отходов класса Б - после каждого опорожнения.
Перечисленные требования МКП «Полигон» не выполняются.
В силу пункта 7.10.СП 2.1.7.2790-10 персонал, занятый транспортированием медицинских отходов, обеспечивается комплектами спецодежды и средствами индивидуальной защиты (перчатки, маски/респираторы/защитные щитки, специальная обувь, фартуки). Из материалов дела следует, что ответчиком выполняется требование только в части приобретения для работников обычной спецодежды, однако указанными санитарными правилами требуется не только спецодежда, но и иные средства индивидуальной защиты(перчатки, маски/респираторы /щитки, специальная обувь), предусмотренные именно для работы с медицинскими отходами.
В ходе прокурорской проверки установлено, что МКП «Полигон» не соблюдает противопожарные требования, предусмотренные для полигонов твердых бытовых отходов, что создает угрозу возникновения пожаров, в т.ч лесных пожаров. На полигоне отсутствует достаточное количество огнетушителей, отсутствует сборный железобетонный резервуар для воды или пруд для пожаротушения емкостью не менее 50куб.м.
Требования к оборудованию полигона средствами пожаротушения предусмотрены пунктом 4.3.3 Инструкции, согласно которому на полигоне должны быть разработаны конкретные меры по пожарной безопасности. Для выполнения повседневных работ, надзора за первичными средствами пожаротушения и организации тушения назначается ответственный за пожарную безопасность на полигоне. Полигоны должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения из расчета на 500 кв. м площади два пенных огнетушителя.
Пунктом 1.24. Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов предусмотрено, что на полигоне предусматривается сборный железобетонный резервуар или пруд для пожаротушения проектируется емкостью не менее 50 куб. м и определяется местными условиями.
Удовлетворяя требования прокурора, суд учитывает, что ответчик в лице прежнего директора, будучи привлеченным к административной ответственности по ст.8.2КоАП РФ в феврале 2018года за несоблюдение санитарных правил в обращении с отходами, не принял мер к устранению всех выявленных нарушений, часть из них так и осталась не устранена к моменту рассмотрения иска судом, в частности, контрольно-дезинфицирующая зона не обустроена, меры необходимой пожарной безопасности не приняты, производственный лабораторный контроль не производился до рассмотрения дела. При этом при проведении проверок в апреле 2018года, выявлены новые многочисленные нарушения несоблюдения МКП «Полигон» требований законодательства в области обращения с отходами, поэтому суд находит обоснованным и подлежащим полному удовлетворению иск прокурора, заявленный в интересах неопределенного круга лиц и РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ –░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░:
1)░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░( ░.4.2 ░░░░░░ 2.1.7.1038-01);
2)░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 8░░░░░░, ░░░░░░░░ 0,3 ░ ░ ░░░░░░░ 3░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░( ░.4.3 ░░░░░░ 2.1.7.1038-01, ░.1.23 ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░);
3)░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░.2.1 ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░);
4)░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░(░.6.1—6.9 ░░░░░░ 2.1.7.1038-01);
5)░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ 500 ░░.░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░(░.4.3.3 ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░);
6)░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░50░░░.░(░.1.24 ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░);
7)░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░(░░░░░░░░, ░░░░░/░░░░░░░░░░░/░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░)( ░.7.10 ░░░░░░ 2.1.7.2790-10);
8)░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░.7.4 ░░░░░░ 2.17.2790-10);
9)░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ 1 ░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ - ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░(░.7.3░░░░░░ 2.17.2790-10).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░.░.