Дело №2-568/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Шишикиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 31 января 2018 года гражданское дело по заявлению Шурыгиной И.В. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, обязании устранить нарушения,
Установил:
Шурыгина И.В. обратилась в суд с требованиями к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (далее по тексту – Комитет по управлению муниципальным имуществом, Комитет) о признании незаконным отказа (исх. .... от 16.11.2017г.) в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья»,обязании принять её (истицу) с составом семьи: супругом – Шурыгиным А.Ю. и несовершеннолетними детьми: сыном – ФИО6, <...> г..р., дочерью - ФИО4, <...> г..р., на указанный учет.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МОГО «Ухта».
В судебном заседании истица настаивала на удовлетворении иска, доводы иска поддержала, полагает оспариваемый отказ Комитета незаконным; считает, что её семья имеет право на получение вышеуказанной социальной выплаты по категории «Молодая семья» в соответствии с Законом Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», поскольку самостоятельно улучшить свои жилищные условия она и её супруг не могут в силу своего материального положения; при этом факт отчуждения ею (истицей) в июле 2017 года принадлежащей ей на праве собственности 1\2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: ...., не может рассматриваться как намеренное ухудшение жилищных условий молодой семьи с целью приобретения права состоять на учете на получение вышеуказанных социальных выплат, поскольку истица с семьей постоянно проживает в г. Ухте Республики Коми, здесь трудоустроена, и использовать по назначению (для проживания) свою долю в вышеуказанном жилом помещении в .... она не может; намерений выехать на постоянное место жительство в .... семья истицы не имеет. Шурыгина И.В. пояснила, что в связи с указанными обстоятельствами она в июле 2017 года продала за 100000 руб. принадлежащую ей 1\2 долю в указанном жилом помещении в .... своему отцу. Таким образом, как полагает истица, доля в этом жилом помещении не должна учитываться при расчете уровня обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи; фактически её семья, состоящая из 4-х человек, может проживать только в жилом помещении в г. Ухте по адресу: ...., общей площадью 36,2 кв.м, которое принадлежит на праве общей долевой собственности ей (истице) и её супругу. При таком подходе уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи не превышает учетную норму, установленную в МОГО «Ухта» (36,2 : 4 = 9,05 кв.м).
3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Шурыгин А.Ю. (супруг истицы) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.
В судебном заседании представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Саливон Н.А. и представитель администрации МОГО «Ухта» Белова Е.В., действующие по доверенностям, исковые требования не признали, поддерживают отказ Комитета от 16.11.2017г. ...., законность которого оспаривает заявитель. Представители ответчиков пояснили, что отчуждение истицей в июле 2017года 1\2 доли в жилом помещении в .... является намеренным ухудшением жилищных условий с целью приобретения молодой семьей права состоять на учете на получение социальных выплат на строительство и приобретение жилья.
Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие 3-го лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон №30-РЗ). В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми (в ред. Законов РК от 03.04.2006 N 26-РЗ, от 11.03.2008 N 12-РЗ). В числе таких категорий указаны молодые семьи (пп. "и" введен Законом РК от 03.04.2006 N 26-РЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», введенной Законом Республики Коми от 03.04.2006 N 26-РЗ, на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств (пункт 1 в ред. Закона РК от 11.03.2008 N 12-РЗ).
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 2 Закона №30-РЗ, имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с Решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта» составляет 11,0 кв.м на каждого члена семьи.
В соответствии с пунктом 3(1) статьи 2 Закона РК №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в отношении граждан, указанных в пунктах 2 и 4 части 3 настоящей статьи, осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 3(1) введена Законом РК от 26.12.2014 N 176-РЗ).
Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 Закона №30-РЗ.
Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в пункте 13 статьи 2 Закона РК №30-РЗ. Так, в частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Согласно п. 14 ст. 2 Закона РК №30-РЗ при ухудшении жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья граждане, в отношении которых уполномоченным органом было принято решение об отказе в принятии на учет, вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с запросом о принятии на учет не ранее чем через пять лет со дня вынесения уполномоченным органом указанного решения (в ред. Законов РК от 11.03.2008 N 12-РЗ, от 11.05.2010 N 41-РЗ, от 05.10.2011 N 108-РЗ).
Как следует из материалов дела, 17.10.2017г.Шурыгина И.В., <...> г. года рождения, обратилась в уполномоченный орган - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии её и членов её семьи (супруга – Шурыгина А.Ю. и несовершеннолетних детей: ФИО4, <...> г..р., ФИО6, <...> г..р.) на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья» в соответствии с Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 (с последующими изменениями и дополнениями), (расписка в принятии Комитетом документов от 17.10.2017г.).
Уведомлением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от 16.11.2017г. .... Шурыгиной И.В. отказано в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья». Отказ мотивирован намеренным ухудшением заявителем – Шурыгиной И.В. жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете на получение указанной социальной выплаты (пп. 4 п. 13 ст. 2 Закона Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья»). Вывод о намеренном ухудшении жилищных условий сделан Комитетом, исходя из представленных сведений о том, что по договору купли-продажи Шурыгина И.В. передала принадлежавшую ей 1\2 долю (22,0 кв.м) в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ...., в собственность своему отцу, что повлияло на уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи; на данный момент 5-летний срок с момента отчуждения этой доли истицей не истек, соответственно принятие заявителя на учет невозможно.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Шурыгина И.В. (до брака – ), <...> г..р., и Шурыгин А.Ю., <...> г..р., состоят в зарегистрированном браке с 17.11.2007г. (свидетельство о заключении брака .... от 17.11.2007г. выдано территориальным отделом ЗАГС по ....), имеют от брака 2-х детей: сына – ФИО6, <...> г..р., и дочь - ФИО4, <...> г..р.
Семья истицы проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., общей площадью 36,2 кв.м, зарегистрированном на праве общей долевой собственности за истицей и её супругом (запись регистрации .... от 05.10.2010г., выписка из ЕГРН и копии правоустанавливающих документов на квартиру в материалах дела имеются). Основание государственной регистрации права собственности: договор купли-продажи квартиры от 29.09.2010г. Шурыгина И.В., Шурыгин А.Ю. и их дети постоянно проживают в г. Ухте Республики Коми, истица и её супруг здесь трудоустроены.
По данным регистрационного учета граждан, в жилом помещении по адресу: .... зарегистрированы по месту жительства следующие лица: Шурыгина И.В. (истица) – с 29.10.2010г., Шурыгин А.Ю. – с 29.10.2010г. и их несовершеннолетние дети: ФИО6 – с 29.10.2010г., ФИО4 – с 03.04.2015г. (поквартирная карточка на данное жилое помещение и справка МАУ «ИРЦ» от 16.10.2017г. в материалах дела представлены). Иные лица зарегистрированными не значатся.
Из материалов дела также следует, подтверждается выпиской из ЕГРН, что до 14.07.2017г. в собственности истицы имелась 1\2 доля (22 кв.м) в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., общей площадью 44 кв.м, приобретенная ею на основании договора на приватизацию от 21.11.2001г. ..... 14.07.2017г. произведена государственная регистрация прекращения права собственности Шурыгиной И.В. на указанное имущество (1\2 долю квартиры).
Уведомлениями Ухтинского отдела Управления Росреестра по Республике Коми, содержащими сведения по всем субъектам Российской Федерации за период с 01.11.1999г. по настоящее время, а также уведомлениями Ухтинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по РК, содержащими сведения до 01.11.1999г., подтверждается, что иных жилых помещений (или долей в них) (кроме вышеуказанных) в собственности истицы, её супруга не имеется и в пределах 5-летнего срока, предшествующего обращению с запросом в Комитет, не имелось. За несовершеннолетними Шурыгиным И.А., Шурыгиной А.А. права на жилые помещения (доли в них) не зарегистрированы. Нанимателями каких-либо жилых помещений истица и члены её семьи не являются.
Таким образом, уровень обеспеченности Шурыгиной И.В. и членов её семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи должен определяться следующим образом: (36,2 + 22) : 4 = 14,55 кв.м, что превышает учетную норму (11 кв.м), установленную решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23. Право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья у молодой семьи Шурыгиных не определяется. Расчет ответчиков с включением в него площади всех указанных жилых помещений (или соответствующих долей в них), суд находит обоснованным, а доводы истицы подлежащими отклонению.
Так, отчуждение Шурыгиной И.В. в июле 2017 года принадлежавшей ей 1\2 доли в праве собственности на жилое помещение в .... было её волеизъявлением. Доказательств вынужденного характера совершения указанных действий истицей суду не представлено. Предпринимая указанные действия, истица могла понимать, что она ухудшает свои жилищные условия и это может привести её и её семью к состоянию, требующему участия со стороны государственных органов в улучшении жилищных условий молодой семьи. Исходя из положений пп. 4 п. 13 ст. 2, п. 14 ст. 2 Закона Республики Коми №30-РЗ, действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. С учетом того, что с момента отчуждения истицей доли в жилом помещении (14.07.2017г.) и до момента принятия Комитетом решения об отказе в постановке молодой семьи на учет (16.11.2017г.) не прошло 5 лет, принятие истицы с составом семьи на указанный учет невозможно. Доводы истицы о том, что она продала свою долю в указанном жилом помещении своему родителю за незначительную денежную сумму, направленную на погашение кредитов, а также о том, что истица и её супруг не намеревались переезжать на постоянное место жительства в ...., не имеют правового значения для разрешения спора и не опровергают вывод о том, что указанные действия истицы привели к созданию у молодой семьи нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Доводы истицы о том, что 1\2 доля, принадлежащая её супругу в жилом помещении по адресу: ...., не должна была учитываться Комитетом при расчете уровня обеспеченности, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку Шурыгин А.Ю. является членом семьи истицы, при обращении с запросом в Комитет истица указывала Шурыгина А.Ю. в составе своей семьи, соответственно, в расчет уровня обеспеченности молодой семьи включается, в т.ч., площадь жилых помещений (долей в них), принадлежащих на праве собственности Шурыгину А.Ю.
В связи с вышеизложенным требования истицы удовлетворению не подлежат, оснований для признания незаконным отказа Комитета исх. .... от 16.11.2017г., обязании ответчиков устранить нарушения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:В удовлетворении требований Шурыгиной И.В. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от 16.11.2017г. ....) в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья», обязании устранить нарушения путем принятия истицы – Шурыгиной И.В. с составом семьи: супругом – Шурыгиным ФИО17 и несовершеннолетними детьми: ФИО6, <...> г..р., ФИО4, <...> г..р., на указанный учет, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 05 февраля 2018 года.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон