К делу №
ФИО2 ГОРОДСКОЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ФИО4
Р Е Ш Е Н И Е
ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>
Судья ФИО2 городского суда Республики ФИО4 Катбамбетов М.И., с участием представителя ФИО1 по доверенности ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление №-ЗП-3 об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением №-ЗП-3 об административном правонарушении от 05.11.2020г. – должностное лицо генеральный директор АО «Газпром газораспределение Майкоп» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ст. 8.7 ч. 2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением должностное лицо - генеральный директор АО «Газпром газораспределение Майкоп» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в обоснование которой указал, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением была обследована территория общества, расположенная по адресу: <адрес>. При натурном осмотре установлено и зафиксировано фотофиксацией, что на территории общества оборудовано два сливных отверстия в бетонном заборе, через которые ливневые воды с территории предприятия сливаются за территорию АО «Газпром газораспределение Майкоп». Управлением были отобраны две пробы почвы с территорий, на которые производился слив сточных вод.
В соответствии с Экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что концентрация влаги в пробе № превышает фоновый показатель (проба №) в 1,4 раза (Протокол испытаний (измерений) проб почвы №-П от ДД.ММ.ГГГГ), концентрация сухого прокаленного остатка в пробе № и № превышает фоновый показатель (проба №) в 1,1 раза (Протокол испытаний (измерений) проб почвы №-П от ДД.ММ.ГГГГ), концентрация нефтепродуктов в пробе № превышает фоновый показатель (проба №) в 1,6 раза (Протокол испытаний (измерений) проб почвы №-П от ДД.ММ.ГГГГ), концентрация нефтепродуктов в пробе № фоновый показатель (проба №) в 1,1 раза (Протокол испытаний (измерений) проб почвы №-П от ДД.ММ.ГГГГ), концентрация цинка в пробе № фоновый показатель (проба №) в 1,1 раза (Протокол испытаний (измерений) проб почвы №-П от ДД.ММ.ГГГГ), концентрация свинца в пробе №, в пробе № превышает фоновый показатель (проба №) в 1,1 раза (Протокол испытаний (измерений) проб почвы №-П от ДД.ММ.ГГГГ), концентрация меди в пробе № превышает фоновый показатель (проба №) в 1.1. раза (Протокол испытаний (измерений) проб почвы №-П от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, Управление посчитало, что ливневые воды с территории АО «Газпром газораспределение Майкоп» уничтожили плодородный слой почвы земельных участков площадью 2,58 м2 и 7,92 м2. Считает, что причинно-следственная связь между противоправным действием (бездействием) общества, которое привело к загрязнению земельного участка, не установлена. А именно, в качестве доказательства загрязнения земельного участка в Акте и Предписании указано только лишь о пробах почвы № и №, в которых выявлены превышения по различным показателям. Необходимо отметить, что на расстоянии 3 м (<адрес>) и 2,6 м (<адрес>, переулок Нефтяников) от мест отбора проб расположены автодороги, ливневые воды с которых также могут служить источником загрязнения земельного участка площадью 10,5 м2. Образцы проб ливневых вод, поступающих с территории общества, Управлением на предмет наличия в них выявленных веществ не забирались, соответствующие исследования не проводились. Иные доказательства, свидетельствующие о том, что обнаруженные вещества в пробах № и № поступили в почву из ливневых вод с территории АО «Газпром газораспределение Майкоп», в материалах дела отсутствуют. В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил. В экспертном заключении установлено, что обнаруженные вещества в пробах № и № превышают фоновый показатель (проба №), превышения санитарно-гигиенических нормативов отсутствуют.
Просит суд, прекратить производство по делу об административном правонарушении №-ЗП-3 в связи с отсутствием состава правонарушения.
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО6 просила отменить постановление №-ЗП-3 об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым должностное лицо - генеральный директор АО «Газпром газораспределение Майкоп» ФИО1 признан виновным в соответствии административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, предоставил в суд ходатайство в котором просил о рассмотрении дела в их отсутствие, также предоставил отзыв на жалобу, в котором просил постановление №-ЗП-3 об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, суд считает жалоба должностного лица генерального директора АО «Газпром газораспределение Майкоп» ФИО1 подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением в отношении АО «Газпром газораспределение Майкоп» была проведена плановая выездная проверка по итогам которой, после получения экспертных заключений составлен акт проверки №-П.
В соответствии с актом проверки №-П от 01.10.2020г. направлением деятельности АО «Газпром газораспределение Майкоп», в соответствии с ОКВЭД 35.22 является распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям.
Так, АО «Газпром газораспределение Майкоп» осуществляет свою хозяйственную деятельность на одной производственной площадке вошедшей в проверку:
Площадка №, местонахождения - 385003, Республика ФИО4, <адрес>, свидетельство о постановке на учет объекта негативного воздействия на окружающую среду (далее - объект HBOC) №BBJISQCC от 20.01.2017г присвоена II категория объекта HBOC, объекту присвоена 2 (высокая) категории риска №ГТ/1 от 28.04.2018г.
АО «Газпром газораспределение Майкоп» принадлежит на праве собственности следующее недвижимое имущество:
- РММ (мастерские), площадью 274,7 кв. м., кадастровый №, расположенные по адресу: 385003, Республика ФИО4, <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права серия 01-АА № от 20.08.2007г.);
- нежилое здание, площадью 909 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: 385003, Республика ФИО4, <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права серия 01-АА № от 30.07.2012г.);
- контрольно-пропускной пункт, площадь 8,1 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: 385003, Республика ФИО4, г. Майкоп, <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права серия 01-АА № от 20.08.2007г.);
- административное здание, площадью 1099,2 кв.м, кадастровый №, расположенное по адресу: 385003, Республика ФИО4, г. Майкоп, <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права серия 01-АА № от 20.08.2007г.);
- подсобное здание, площадью 582,1 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: 385003, Республика ФИО4, г. Майкоп, <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права серия 01-АА № от 20.08.2007г.);
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения административного здания, площадью 7249 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: 385003, Республика ФИО4, <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права серия 01-АА № от 02.04.2008г.).
При натурном осмотре установлено и зафиксировано фотофиксацией оборудование на территории сливных отверстий в бетонном заборе, через которые ливневые воды с территории предприятия сливаются за территорию АО «Газпром газораспределение Майкоп», первое отверстие размещено в районе географических координат: 44° 35.606 с.ш. 40° 06.179 в.д. согласно данным устройства для навигации, состоящего из приёмника сигналов глобальной системы спутниковой навигации GPS марки GARMIN OREGON (№С000975), второе отверстие оборудовано в районе географических координат: 44 35.549 с.ш. 40 06.137 в.д. согласно данным устройства для навигации, состоящего из приёмника сигналов глобальной системы спутниковой навигации GPS марки GARMIN OREGON (№).
В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
По смыслу указанной выше статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ, за органом местного самоуправления муниципального района закреплено право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельными участками, расположенными на межселенных территориях муниципального района.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на водосборные площади и на почву.
Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", временное накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N136-Ф3, использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ч. 3 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Ведущим инженером испытательной лаборатории отдела по Республики ФИО4 филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по <адрес> - ФИО7 в присутствии инженера по охране окружающей среды АО «Газпром газораспределение Майкоп» - ФИО8 (Доверенность № от 01.09.2020г.) были отобраны пробы почвы с территории на которую производился слив сточных вод, отбор проб проводился методом конверта, глубина отбора 0- 0,2м., объединенные из 5 точечных проба ПП-1 (№) в районе географических координат: 44° 35.608 с.ш. 40° 06.171 в.д. согласно данным устройства для навигации, состоящего из приёмника сигналов глобальной системы спутниковой навигации GPS марки GARMIN OREGON (№С000975), участок земли, предположительно загрязненный нефтепродуктами и тяжелыми металлами, линейные размеры участка 2,15x1,20м. площадь участка - 2,58 м2, проба ПП-2 (фон) (№) в районе географических координат: 44° 35.586 с.ш. 40° 06.143 в.д. согласно данным устройства для навигации, состоящего из приёмника сигналов глобальной системы спутниковой навигации GPS марки GARMIN OREGON (№) на расстоянии 100м. на Ю-3 от ПП-1, проба ПП-3 (№) в районе географических координат: 44° 35.546 с.ш, 40° 06.136’ в.д. согласно данным устройства для навигации, состоящего из приемника сигналов глобальной системы спутниковой навигации состоящего из приёмника сигналов глобальной системы спутниковой навигации GPS марки GARMIN OREGON (№C000975) (Протокол отбора (измерений проб почва №-П от 09.09.2020г.) участок земли, предположительно загрязненный нефтепродуктами и тяжелыми металлами, линейные размеры участка 3,30x2,40м. площадь участка - 7,92м2. Линейные размеры измерены рулеткой измерительной металлической Fisco модификации TR50/5 (номер свидетельства о проверке Т-8-228 окончание срока действия 09.03.2021г.).
В соответствии с Экспертным заключением № от 22.09.2020г. установлено, что концентрация влаги в пробе № превышает фоновый показатель (проба №) в 1,4 раза (Протокол испытаний (измерений) проб почва №-П от 21.09.2020г.), концентрация сухого прокаленного остатка в пробе № и № превышает фоновый показатель фоновый показатель (проба №) в 1,1 раза (Протокол испытаний (измерений) проб почва №-П от 21.09.2020г.), концентрация нефтепродуктов в пробе № превышает фоновый показатель (проба №) в 1,6 раза (Протокол испытаний (измерений) проб почва №-П от 21.09.2020г.), концентрация нефтепродуктов в пробе № фоновый показатель (проба №) в 1,1 раза (Протокол испытаний (измерений) проб почва №-П от 21.09.2020г.), концентрация цинка в пробе № фоновый показатель (проба №) в 1,1 раза (Протокол испытаний (измерений) проб почва №-П от 21.09.2020г.), концентрация свинца в пробе №, в пробе № превышает фоновый показатель (проба №) в 1,1 раза (Протокол испытаний (измерений) проб почва №-П от 21.09.2020г.), концентрация меди в пробе № превышает фоновый показатель (проба №) в 1,1 раза, (Протокол испытаний (измерений) проб почва №-П от 21.09.2020г.).
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Вместе с тем, несоблюдение положений вышеуказанных статей ЗК РФ само по себе не свидетельствует о наличии объективной стороны правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Объективная сторона вменяемого правонарушения заключается в совершении таких действий, как насыпка поверх плодотворного слоя почвы другого грунта, залив его бетоном, асфальтом, приведение негодность при заготовке древесины и т.<адрес> плодотворного слоя почвы возможно и вследствие механического воздействия при строительстве, прокладке дорог, в результате невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта.
Под порчей земель понимается действия (бездействия), направленные на частичное или полное разрушение плодотворного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодотворного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природнохозяйственной ценности земель.
В качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения, предусмотренной ч.2 указной статьи, выступает способ порчи земель в результате привнесения в нее нехарактерных физических, химических биологических веществ, соединений, организмов. В качестве таких способов законодатель выделяет: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимкатами, иными опасными веществами или отходами производства потребления.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в результате действий (бездействий) АО «Газпром газораспределение Майкоп» наступило частичное или полное разрешение плодотворного слоя земли.
Привлечение к ответственности, предусмотренной данной статьёй КоАП РФ, возможно в случае подтверждения уничтожения плодотворного слоя почвы или порч земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимиками или опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Из текста определения видно, что оно лишь констатирует факт захламления земельных участков, путем организации несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов, а также выхода на поверхность сточных вод.
При решении вопроса о привлечении АО «Газпром газораспределение Майкоп» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что надзорным органом не представлено доказательств факта уничтожения плодотворного слоя почвы или порчи земель в результате нарушений правил обращения с пестицидами и агрохимиками или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществам и отходами производства и потребления, то есть не подтверждены события состав правонарушения. Кроме того, отсутствует данные, указывающие на установление в ходе производства по делу субъективной стороны правонарушения, наличие вины.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований. В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что АО «Газпром газораспределение Майкоп» осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
АО «Газпром газораспределение Майкоп» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное исключает наличие в действиях АО «Газпром газораспределение Майкоп» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 3.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Не разграниченная государственная собственность на землю - это земли, о которых не внесены записи о регистрации права собственности. Землям для разграничения и отнесения их к муниципальным и федеральным землям субъекта РФ необходима регистрация о праве собственности на эти участки.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях должностного лица – генерального директора АО «Газпром газораспределение Майкоп» ФИО1 состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения или отсутствие состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора АО «Газпром газораспределение Майкоп» ФИО1 по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ - прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу с момента принятия.
Судья: подпись М.И.Катбамбетов
УИН 01RS0№-05
Подлинник находится в материалах дела №
В ФИО2 городском суде Республике ФИО4