Дело № 12-198/2024
Р Е Ш Е Н И Е
23 апреля 2024 года г. Улан-Удэ
Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Николаева И.П., при секретаре Хаташкееве А.Г., рассматривая в открытом судебном заседании жалобу представителя РГУ «Центр социальной поддержки населения» Дырхеева Д.Д-Н. действующего на сновании доверенности от 01.06.2023г. на постановление начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ от 27.02.2024г. по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица РГУ «Центр социальной поддержки населения» расположенного по адресу г.Улан-Удэ ул.Гагарина 10,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ от 27.02.2024г. РГУ «Центр социальной поддержки населения» (сокр. РГУ «ЦСПН») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.15 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением представитель юридического лица Дырхеев Д.Д-Н. обратился с жалобой об отмене постановления в связи с отсутствием состава правонарушения в действиях юридического лица, мотивируя тем, что юридические лицо не имеет возможности самостоятельно исполнить решение суда о предоставлении детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни Положение о юридическом лице, ни действующее законодательство не содержит норм, регламентирующих действия юрлица, позволяющих самостоятельно исполнить решение суда по обеспечению жильем детей указанной категории. РГУ «ЦСПН» не является субъектом бюджетного процесса. Вместе с тем, юрлицом составлены письма с целью обеспечения исполнения решения суда в Минстрой РБ, иные министерства и ведомства. Кроме этого, квалификация по ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ касающаяся неимущественных отношений является неверной, так как требование об обеспечении жильем возможно оценить в денежном эквиваленте, следовательно отношения носят имущественный характер.
Жалоба рассматривается в порядке главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статьей 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, заслушиваются объяснения законного представителя юрлица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, осуществляются другие процессуальные действия, в соответствии с настоящим кодексом. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Представитель юридического лица на судебное заседание не явился, извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.
Должностное лицо УФССП по Республике Бурятия на судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд признает жалобу представителя РГУ «Центр социальной поддержки населения» Дырхеева Д.Д-Н. не подлежащей удовлетворению.
Статьей 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» установлено, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя-физического лица,, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Решением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 02.11.2020г. были удовлетворены исковые требования по гражданскому делу по иску прокурора Кижингинского района Республики Бурятия в интересах ФИО18, ФИО20, ФИО19, ФИО21, ФИО22, ФИО27, ФИО26, ФИО25, ФИО24, ФИО23 к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» об обязании предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, иные жилые помещения по договорам найма специализированного жилого фонда, пригодные для проживания взамен ранее предоставленных.
17.02.2021г постановлением судебного пристава исполнителя ОСП по ВАП по г.Улан-Удэ Доржиевой Ч.Д. было возбуждено исполнительное производство № <данные изъяты> отношении должника ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» в пользу взыскателя ФИО17
Установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований содержащихся в исполнительном документе с момента получения копии постановления. Предупредить должника, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника организации-50 000 руб.
28.04.2021г. постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП по г.Улан-Удэ Доржиевой Ч.Д. с должника ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа. Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней.
В соответствии со ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.04.2024) "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов, а также на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения Федеральной службой судебных приставов, судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 417-ФЗ)
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.12.2022г. № 758 республиканское государственное учреждение "Центр социальной поддержки населения" (далее - Учреждение) реорганизовано путем присоединения к нему государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья". После процесса реорганизации наименование Учреждения после завершения процесса реорганизации – определить: республиканское государственное учреждение "Центр социальной поддержки населения".
Основные цели деятельности реорганизуемого Учреждения сохраняются.
31.05.2023г. судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП по г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Базарова А.А. направила должнику РГУ «ЦСПН» Требование в 30-ти дневный срок со дня поступления Требования исполнить требование, содержащееся в исполнительном документе, с разъяснением, что в случае невозможности исполнения судебного акта в установленные сроки, предоставить сведения, препятствующие его исполнению, а также сведения о принятых мерах для исполнения решения суда с момента получения требования. Сведений о получении Требования должником не представлено.
Неисполнения должником требования в установленный срок, после взыскания исполнительного сбора, наступает административная ответственность по ст. 17.15 КоАП РФ.
13.02.2024г. в РГУ «ЦСПН» направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
15.02.2024г. в присутствии представителя юридического лица Дырхеева Д.Д-Н. составлен протокол об административном правонарушении по с.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
27.02.2024г. в присутствии представителя юридического лица Дырхеева Д.Д-Н. принято постановление о привлечении РГУ «ЦСПН» к административной ответственности по ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ-Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, (в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 71-ФЗ)-влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, с учетом статьи 26.11 КоАП РФ, суд признает, что должностное лицо отдела судебных приставов пришел к обоснованному выводу о том, что РГУ «ЦСПН» не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В Определении Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 N 1397-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Город Новодвинск" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 1.4, частями 1 и 2 статьи 2.1, статьей 2.10 и частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что исполнительский сбор взыскивается за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в первоначально установленный срок для добровольного исполнения. При этом часть 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора. Следовательно, взыскание с должника исполнительского сбора и привлечение его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, осуществляется, вопреки утверждению заявителя, за совершение не одного правонарушения, а различных правонарушений.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Поэтому она также не может рассматриваться как противоречащая Конституции Российской Федерации в указанном заявителе аспекте.
Возложенная на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия и ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Согласно Устава РГУ «Центр социальной поддержки населения» утв.29.12.2022г. учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средтв, выделяемых из бюджета Республики Бурятия на основании бюджетной сметы. (п.1.3). Учреждение является юридическим лицом (п.1.4).Учреждение осуществляет работу по предоставлению: дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность, удостоверяемой сертификатом, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей оставшихся, без попечения родителей, лиц из их числа и достигли возраста 25 лет, лицам, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и принимали участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой народной Республики и Луганской народной республики с 24.02.2022г. (п.2.3.47).
Утверждение представителя юридического лица об отсутствии вины и соответственно состава правонарушения в их действиях ничем не подтверждены, опровергаются представленными доказательствами.
Доводы представителя юридического лица Дырхеева Д.Д-Н. о привлечении к ответственности юрлицо по ст.17.15 КоАП РФ, как за неимущественные отношения, в то время как отношения по обеспечению жильем носят имущественный характер суд признает неверными, ошибочными, так как на юрлицо была возложена обязанность исполнить требование судебного пристава исполнителя в определенный срок, ответственность наступает за неисполнение обязанностей в установленные сроки.
В соответствии со с ч.1 ст. 105 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.04.2024) "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Деяние правильно квалифицировано по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Такое постановление в рассматриваемом случае было вынесено. В срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения этого постановления, администрацией не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, что образует состав указанного административного правонарушения. Данных об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора как незаконного не имеется.
Нарушений административного законодательства должностным лицом при рассмотрении дела не допущено.
Таким образом, доводы, изложенные в жалобе направлены на пересмотр обстоятельств, которые установлены должностным лицом при рассмотрении протокола об административном правонарушении, дана надлежащая правовая оценка, подробно изложены в постановлении. Других доказательств суду не представлено. При таких обстоятельствах, правовых оснований для отмены постановления должностного лица, не имеется.
Порядок и срок давности по ст. 4.5 КоАП РФ привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Согласно ст. 30.7 ч.1 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.1-30.3, ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
р е ш и л :
Постановление начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ от 27.02.2024г. по делу об административном правонарушении в отношении РГУ «Центр социальной поддержки населения» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.17.15 ч.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица, -без удовлетворения.
Судья : И.П. Николаева