№ 16-2115/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 29 августа 2024 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Виноградова О.Н., рассмотрев жалобу защитника ФИО2 – ФИО1 на вступившее в законную силу постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 9 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 9 апреля 2024 года ИП ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения с последующим уничтожением.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО1 просит об отмене постановления, направлении дела на новое рассмотрение.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот алкогольной продукции или табачных изделий, табачной продукции или никотинсодержащей продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
В примечании к данной статье изложено, что под товаром, продукцией, изделием без маркировки в настоящей статье понимаются товар, продукция, изделие без того вида маркировки (средства идентификации, специальной (акцизной) марки, другого способа маркировки), требование о нанесении которого предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Из пп. 12 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ) следует, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются: без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без указания в документах, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сведений о сертификатах соответствия или декларациях о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 12 Закона от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов ЕАЭС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящей статьи, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ федеральная специальная марка является документом, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 1 настоящей статьи, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в указанной системе.
В пункте 1 статьи 26 Закона от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ указано, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в числе прочего, оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 указанного закона, либо с маркировкой поддельными марками.
При этом в силу статьи 2 Закона от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие данного закона.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании задания на проведение выездного обследования от 11 января 2024 года № 2 в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции проведен осмотр продуктового магазина «Продукты у Саши», расположенного по адресу: <адрес>, деятельность в котором осуществляет индивидуальный предприниматель Гребеньков О.В., ИНН №.
В соответствии с п. 5 приложения 2 к постановлению Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» проведена контрольная закупка, акт №2 от 11 января 2024 года, в результате которой выявлен факт продажи алкогольной продукции.
В ходе осмотра помещений магазина (акт осмотра от 11 января 2024 года № 2) также установлено хранение жидкости, имеющей признаки алкогольной продукции, без Федеральных специальных марок (ФСМ), производства КНР, а именно:
№ п/п | Наименование | Емкость, л | Содержание спирта, % | Дата розлива | Количество, шт | Цена/сумма |
1 | Спиртосодержащая жидкость производства КНР | 0,5 | 42,0 | 20.08.2021 | 15 | 450/6750 |
2 | Спиртосодержащая жидкость производства КНР | 0,45 | 35,0 | Не установлено | 11 | 400/4400 |
3 | Спиртосодержащая жидкость производства КНР | 0,5 | Не установлен | 04.10.2022 | 3 | 600/1800 |
4 | Водка «Один дома» | 0,5 | 40,0 | Не установлено | 6 | 400/2400 |
5 | Спиртосодержащая жидкость производства КНР | 0,52 | 35,0 | Не установлено | 1 | 400/400 |
6 | Спиртосодержащая жидкость производства КНР | 0,5 | 52,0 | Не установлено | 6 | 600/3600 |
7 | Спиртосодержащая жидкость производства КНР | 0,5 | 42,0 | Не установлено | 8 | 600/4800 |
8 | Спиртосодержащая жидкость производства КНР | 0,168 | 15,0 | Не установлено | 32 | 150/4800 |
9 | Спиртосодержащая жидкость производства КНР | 0,09 | 15,0 | Не установлено | 20 | 150/3000 |
10 | Соссюрея-Дракон Тигр-водка КНР | 0,7 | 36,0 | 06.07.2023 | 5 | 550/2750 |
11 | Спиртосодержащая жидкость производства КНР | 0,5 | 50,0 | Не установлено | 8 | 600/4800 |
12 | Водка «Влиадер» КНР | 0,7 | 40,0 | Не установлено | 3 | 500/1500 |
13 | Спиртосодержащая жидкость производства КНР | 1,5 | 60,0 | 18.05.2022 | 3 | 1600/4800 |
14 | Спиртосодержащая жидкость производства КНР | 0,45 | 36,0 | Не установлено | 9 | 400/360 |
15 | Водка «Лабиринт» | 0,5 | 40,0 | Не установлено | 20 | 80/1600 |
16 | Канистра со спиртосодержащейся жидкостью производства КНР | 5,0 | 40,0 | Не установлено | 5 | 850/4250 |
Всего было обнаружено 155 (сто пятьдесят пять) бутылок алкогольной продукции без ФМС (84,79 литров) на сумму 55 250 рублей.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ИП ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его к административной ответственности постановлением судьи районного суда.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судьи районного суда о наличии в деянии ИП ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Вместе с тем, имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного наказания.
Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Постановлением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 9 апреля 2024 года ИП ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Согласно действующей редакции части 4 статьи 15.12 КоАП РФ оборот алкогольной продукции или табачных изделий, табачной продукции или никотинсодержащей продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения
При назначении наказания ИП ФИО2 судебная инстанция указала, что назначает наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции статьи, и в нарушение вышеприведенных положений статьи 1.7 настоящего Кодекса, применила административное наказание к ИП ФИО2, как к юридическому лицу.
Кроме того, при назначении дополнительного административного наказания в виде конфискации изъятой алкогольной продукции, судья не учел положения части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат, в числе прочего этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае нарушения требований к маркировке алкогольной продукции, установленных статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками или средствами идентификации, либо без передачи сведений о маркировке пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и об обороте такой продукции согласно требованиям, установленным правилами маркировки пива, либо с нарушением порядка передачи таких сведений.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ изъятые этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 настоящей статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, применительно к алкогольной продукции без маркировки, находящейся в незаконном обороте, административное наказание в виде конфискации, вопреки вынесенному судьей районного суда постановлению, применено быть не может, она подлежит изъятию из незаконного оборота.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Таким образом, обжалуемое постановление подлежит изменению в части размера административного штрафа, а также изменению путем указания на изъятие и уничтожение в установленном порядке предметов административного правонарушения – бутылок алкогольной продукции в количестве ста пятидесяти пяти штук, по вышеприведенным основаниям, иных оснований для отмены или изменения указанного судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 9 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 15.12 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 155 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 155 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30 000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 9 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 – ░░░1 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░