Судья Д.С. Ушпаева дело № 33-3431/13
учёт № 54 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 21 марта 2013 года г. КазаньСудебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,
судей Э.С. Каминского, Г.А. Сахиповой,
при секретаре Л.М. Назмутдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Г.Габдуллина гражданское дело по апелляционной жалобе Салимова Ф.Ф., Салимовой Г.М. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 января 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Салимова Ф.Ф. и Салимовой Г.М. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны о предоставлении государственной поддержки в виде социальных выплат на улучшение жилищно-бытовых условий оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с требованиями к указанному ответчику о предоставлении государственной поддержки в виде социальных выплат на улучшение жилищно-бытовых условий. В обоснование иска указано, что на основании заявления истцов, поданного в Исполнительный комитет 17.12.2008г., их семья была постановлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» на 2008-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. После неоднократных обращений письмом от 14.09.2011г. ответчик сообщил Салимову Ф.Ф. о том, что его семья в составе 4 человек (включая двух несовершеннолетних детей) была включена в список на улучшение жилищных условий по вышеуказанной программе на 2010 год, однако в настоящее время реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы завершена, принята программа «Жилище» на 2011-2015 годы, и при условии утверждения Правительством Республики Татарстан программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» на 2011-2015 годы истцы смогут реализовать свое право на улучшение жилищных условий в рамках данной программы. С действиями Исполнительного комитета г. Набережные Челны Салимов Ф.Ф. и Салимова Г.М. не согласны, полагают, что поскольку они были включены в список на получение сертификата, дающего право на улучшение жилищных условий по программе «Жилище» на 2002 – 2010 годы, им должны были предоставить государственную поддержку в виде социальных выплат на улучшение жилищно-бытовых условий в рамках реализации данной программы. Количество молодых семей, охваченных государственной поддержкой за определенный период, зависит от объема финансирования программы из бюджетов Российской Федерации и Республики Татарстан, при этом объем финансирования определяется заранее, исходя из этого должно определяться и количество лиц, принимаемых на учет для получения социальных выплат. В связи с этим, так как семья истцов была принята на соответствующий учет, при этом государственная поддержка в ходе реализации федеральной целевой программы им оказана не была, то такая программа не может считаться завершенной. Салимов Ф.Ф. и Салимова Г.М. просили суд обязать Исполнительный комитет г. Набережные Челны предоставить их семье в составе 4 человек государственную поддержку в виде социальных выплат на улучшение жилищно-бытовых условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» согласно порядку и условиям федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Ответчик исковые требования не признал.
Суд вынес решение об отказе в удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
Салимов Ф.Ф. и Салимова Г.М. обратились в апелляционную инстанцию с жалобой на решение суда, указывая, что их семья была включена Исполнительным комитетом г. Набережные Челны в список участников федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, данный список был направлен ответчиком для утверждения в компетентный государственный орган - Министерство по делам молодежи, спорта и туризма Республики Татарстан, однако данный исполнительный орган направил список участников указанной программы на 2010 год в Государственный жилищный фонд по Республике Татарстан, не включив в данный список семью истцов. В данном случае были нарушены права молодой семьи и утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации механизм реализации федеральной целевой программы «Жилище», поскольку реализация данной программы на 2002-2020 годы была завершена несмотря на то, что семья Салимовых, включенная в список участников программы, полагающуюся ей государственную поддержку в виде социальной выплаты не получила. На основании указанного истцы просят решение суда первой инстанции отменить, полагают, что необходимо привлечь к участию в деле в качестве ответчика Министерство по делам молодежи, спорта и туризма Республики Татарстан, обязать его утвердить их семью в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, подав соответствующие сведения в Государственный жилищный фонд по Республике Татарстан для включения в реестр семей, имеющих право на социальную выплату на улучшение жилищно-бытовых условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» согласно порядку и условиям федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Также просят обязать Государственный жилищный фонд по Республике Татарстан предоставить их семье в составе 4 человек государственную поддержку в рамках реализации указанной программы и обязать Исполнительный комитет г. Набережные Челны осуществить реализацию им государственной поддержки согласно порядку и условиям целевой программы на 2002-2010 годы.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, при этом от истцов поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие, ответчик же о причинах своей неявки суду не сообщил, поэтому дело в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в их отсутсвие.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 №675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, в целях реализации которой было принято Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 20.07.2007 N 315 «О Целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» на 2008 - 2010 годы».
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 №675 установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат (далее - порядок), устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285, которым утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
Согласно статье 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
Из материалов гражданского дела следует, что семья Салимова Ф.Ф. и Салимовой Г.М. в составе 4 человек на основании заявления, поданного ими 17.12.2008г., была включена в список участников федеральной целевой программы «Жилище» - подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» на 2002-2010 годы».
Глава администрации центрального района Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны в своем ответе на обращение истца от 14.09.2011г. разъяснил, что количество молодых семей, охваченных государственной поддержкой за определенный период, зависит от объема финансирования программы из бюджетов Российской Федерации и Республики Татарстан, Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан в соответствии с выделенным финансированием утверждается список претендентов на получение социальных выплат, остальные семьи остаются в резервном списке. Реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы завершена, принята программа «Жилище» на 2011-2015 годы, и при условии утверждения Кабинетом Министров Республики Татарстан программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» Салимов Ф.Ф. и его семья могут реализовать свое право на улучшение жилищных условий в рамках данной программы. В письме от 24.01.2012г. И.о. заместителя руководителя Исполнительного комитета сообщил истцу, что его семья была включена в резервный список претендентов на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» на 2010 год», вместе с тем, средства федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан, выделенные на реализацию указанной программы, использованы в полном объеме, указанных средств было недостаточно для обеспечения социальными выплатами всех молодых семей.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования, пришел к выводу, что исполнительный комитет муниципального образования является ненадлежащим ответчиком по требованиям Салимова Ф.Ф. и Салимовой Г.М. о предоставлении государственной поддержки в виде социальных выплат на улучшение жилищно-бытовых условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в связи с чем требования истцов удовлетворению не подлежат. При этом в своем решении суд указывает, что Исполнительный комитет не является распорядителем финансов, сводный список участников подпрограммы и претендентов на получение социальных выплат в соответствии с выделенным финансированием утверждается в Республике Татарстан Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, им же формируется заявка на выделение средств из федерального бюджета. Однако истцы не согласились на замену ненадлежащего ответчика и настаивали на рассмотрении их исковых требований именно к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 установлен следующий порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»
Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства указанные в Правилах необходимые документы.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, поданных молодой семьей, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.
Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков определяет для каждого субъекта Российской Федерации предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр и размера бюджетных ассигнований.
Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 20.07.2007 N 315 «О Целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» на 2008 - 2010 годы» предусмотрен аналогичный порядок реализации программы, что и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285.
На основании данного Постановления молодым семьям предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств бюджета Республики Татарстан или бюджета муниципального образования Республики Татарстан.
В качестве компетентного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в Постановлении Кабинета министров Республики Татарстан указано Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
Исходя из нормативно-правового регулирования порядка предоставления молодым семьям государственной поддержки в виде социальных выплат по федеральной целевой программе «Жилище» и подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан», Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, также полагая, что орган местного самоуправления, к которому Салимовым Ф.Ф. и Салимовой Г.М. предъявлены исковые требования, не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку утверждение окончательного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» на 2008-2010 годы» не входит в его компетенцию, так как в соответствии с указанными нормами является правомочием органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым в данном случае выступает Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
Именно Министерство на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, предоставляет данный список и заявку государственному заказчику подпрограммы, а после получения от последнего предварительных контрольных цифр в отношении бюджетных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году.
В полномочия органа местного самоуправления входит лишь формирование предварительных списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представление этих списков в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом согласно письменным материалам дела Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны, являющийся в данном случае компетентным органом местного самоуправления, включил семью Салимова Ф.Ф. и Салимовой Г.М. в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан», изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году, который был направлен для утверждения Министру по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. Однако, как следует из доводов истцов, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направил список участников указанной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году, в Государственный жилищный фонд по Республике Татарстан, выступающий государственным заказчиком подпрограммы, не включив в данный список семью Салимова Ф.Ф. и Салимовой Г.М.
Из указанного можно сделать вывод о том, что в действиях ответчика нарушений прав истцов на получение государственной поддержки в виде социальных выплат на улучшение жилищно-бытовых условий не имеется, возложенную на него законодательством функцию по формированию предварительного списка молодых семей - участников целевой программы Исполнительный комитет исполнил, включив в данный список семью истцов, потому ответственность за непредоставление семье Салимова Ф.Ф. и Салимовой Г.М. социальной выплаты он нести не может.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" от 24.06.2008 года N 11, если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он с соблюдением правил статьи 41 ГПК РФ по ходатайству истца может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца. Если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, подготовка дела, а затем его рассмотрение проводятся по предъявленному иску. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом.
Из судебного постановления следует, что судом обсуждался вопрос о замене ненадлежащего ответчика Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны на надлежащего – Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, однако согласно имеющемуся в материалах дела заявлению истцов и позиции их представителя, выступавшего в судебном заседании, Салимов Ф.Ф. и Салимова Г.М. не дали согласия на такую замену, в связи, с чем суд рассмотрел дело по исковым требованиям к Исполнительному комитету и правомерно не нашел оснований для их удовлетворения.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы о том, что в данном случае были нарушены права их молодой семьи и утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации механизм реализации федеральной целевой программы «Жилище», так как в действиях Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны нарушений прав истцов и порядка реализации указанной программы не усматривается и по заявленным исковым требованиям он является ненадлежащим ответчиком.
Судебная коллегия также не может принять во внимание доводы истцов, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что необходимо привлечь к участию в деле в качестве ответчика Министерство по делам молодежи, спорта и туризма Республики Татарстан, и заявленные в жалобе к нему и Государственному жилищному фонду по Республике Татарстан исковые требования, поскольку из смысла части 6 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которой установлено, что в суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, следует, что возможность замены ненадлежащего ответчика в суде апелляционной инстанции действующее процессуальное законодательство не предусматривает.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе истцов, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и не опровергают правильность его выводов, с которыми согласна Судебная коллегия, а потому не могут быть приняты во внимание.
Кроме того, истцы Салимов Ф.Ф. и Салимова Г.М. не лишены права на обращение в суд с требованиями о предоставлении государственной поддержки в виде социальных выплат на улучшение жилищно-бытовых условий к Министерству по делам молодежи, спорта и туризма Республики Татарстан.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 января 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Салимова Ф.Ф., Салимовой Г.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: