РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
09 августа 2018 года р.п. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего Мамаева В.С.,
при секретаре судебного заседания Коняхине А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волошина А. В. к Администрации Белоярского городского округа о признании права собственности на самовольную постройку,
установил:
Волошин А.В. обратился в суд с иском, в котором просит признать за ним права собственности на объект недвижимости - индивидуальный двухэтажный жилой дом, общей площадью 109,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В обоснование иска указано, что Волошину А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. С мая 2015 года по май 2018 года на данном участке Волошин А.В. построил жилой дом. При строительстве он не получал необходимые разрешения, поскольку официально право собственности на земельный участок оформил лишь 12 ноября 2015 года. На это период объект был уже возведен: построены фундамент, стены, крыша и окна. При обращении в Администрацию Белоярского городского округа Волошину А.В. было отказано в получении разрешения на строительство, поскольку выдача разрешения на строительство существующего объекта капитального строительства не предусмотрена действующим законодательством.
Р’ отзыве Администрации Белоярского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° имеются возражения против удовлетворения РёСЃРєР°, согласно которым РЅР° чертеже градостроительного плана земельного участка указано место допустимого размещения объекта капитального строительства СЃ учетом минимального отступа РѕС‚ границы земельного участка 3 метра. РР· фрагмента ортофотоплана земельного участка СЃ кадастровым номером <номер> РІРёРґРЅРѕ, что объект (предположительно самовольная постройка), расположенного РЅР° земельном участке пересекает границы мест допустимого Рё РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРіРѕ размещения зданий, строений Рё сооружений, что свидетельствует Рѕ несоблюдении градостроительных РЅРѕСЂРј Рѕ минимальных отступах РѕС‚ границ земельного участка. Таким образом, РїСЂРё возведении самовольной постройки Волошиным Рђ.Р’. нарушены градостроительные РЅРѕСЂРјС‹.
В судебном заседании истец полностью поддержал заявленный иск, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства, при этом дополнительно пояснив суду, что в настоящее время часть соседнего земельного участка площадью 30,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, им взята в свою собственность по соглашению с владельцем данного соседнего земельного участка, и поэтому с указанной стороны необходимый отступ до границы соседнего земельного участка соблюден.
Рзвещенные надлежащим образом Рѕ времени Рё месте судебного заседания ответчик РІ СЃСѓРґ своего представителя РЅРµ направили, просили Рѕ рассмотрении дела РІ СЃРІРѕРµ отсутствие.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом наличия сведений о надлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного заседания и поступившего от них заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.
Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 222 ГК Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Право собственности на самовольное строение, возведенное гражданином без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Рстцу РЅР° праве собственности принадлежал земельный участок площадью 830 РєРІ.Рј., СЃ кадастровым номером <номер>, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, РІРёРґ разрешенного использования: для ведения личного РїРѕРґСЃРѕР±РЅРѕРіРѕ хозяйства, что подтверждается свидетельством Рѕ государственной регистрации права.
Согласно выписке из правил землепользования и застройки Белоярского района данный земельный участок находится в зоне Ж-1 жилая зона индивидуальной застройки.
Рнформация Рѕ границах Р·РѕРЅС‹ планируемого размещения объекта капитального строительства РІ соответствии СЃ утвержденным проектом планировки территории содержится РІ приложении в„– 1 Рє Градостроительному плану земельного участка истца, выданному 21.09.2017 РіРѕРґР°.
В градостроительном плане указано, что объекты капитального строительства на земельном участке отсутствуют. Определено место допустимого размещения объекта капитального строительства, с трех сторон которого отступ от границы земельного участка должен составлять 3 м.
Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 26 их совместного Постановления от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно заключению специалиста РћРћРћ В«РкспертСтрой-Ка» <номер> РѕС‚ 17 мая 2018 РіРѕРґР° жилой РґРѕРј общей площадью 109,4 РєРІ.Рј. расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, соответствует требованиям строительных РЅРѕСЂРј Рё правил, здание РїСЂРёРіРѕРґРЅРѕ для постоянного проживания людей.
Обращение истца за разрешением на строительство и отказ ответчика в выдаче соответствующего разрешения подтверждается ответом начальника отдела архитектуры и градостроительства Администрации Белоярского городского округа от 25.10.2017 г. <номер>.
Возражения ответчика основаны на данных, отраженных в фрагментах ортофотоплана земельного участка с кадастровым номером <номер>, из которого видно максимального приближенное расстояние объекта капитального строительства к границе земельного участка, которое градостроительного паспорта должно составлять 3 м.
Вместе с тем, в подтверждение факта устранения данных нарушений истцом суду был предоставлено соглашение о перераспределении земельных участков его и владельца смежного участка, заключенное 04 мая 2018 года, по которому истцу переходит в собственность часть земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 30,1 кв.м.
Как следует РёР· заключения кадастрового инженера Р., Р·Р° счет данного перераспределения площадь земельного участка Волошина Рђ.Р’. была увеличена РЅР° 30 РєРІ.Рј.
По измененным данным земельный участок был поставлен на кадастровый учет под номером <номер>.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· заключения специалиста, РІ новых границах земельного участка СЃ кадастровым номером <номер>, который образовался Р·Р° счет перераспределения земельного участка СЃ кадастровыми номерами <номер> Рё <номер>, объект капитального строительства – жилой РґРѕРј находится РЅР° расстоянии более 3 Рј. РґРѕ границы СЃ соседним земельным участком.
Каких-либо оснований не доверять вышеуказанному заключению у суда не имеется.
Поскольку судом установлено, что самовольная постройка – индивидуальный двухэтажный жилой дом, общей площадью 109,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, соответствует строительным нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, при этом истцом предпринимались меры к получения разрешения на строительство, иск Волошина А.В. подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Волошина А. В. удовлетворить.
Признать права собственности Волошина А. В. на объект недвижимого имущества – индивидуальный двухэтажный жилой дом, общей площадью 109,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 августа 2018 года.
председательствующий Мамаев В.С.