72RS0025-01-2021-005933-13
Дело № 2а-6188/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 17 сентября 2021 года
Калининский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Бойевой С.А.
при секретаре Созоновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 к Мезенцеву Анатолию Михайловичу о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> № обратилась с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по, земельному налогу, пени, мотивируя требования тем, что на основании сведений, представленных Управления Росреестра по <адрес> ответчик имел на праве собственности с 04.02.2015г. по 20.09.2019г. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, около <адрес> в 1000м от железной дороги кадастровый №, являющийся объектом налогообложения, в связи с чем налогоплательщику начислен за 2019 год земельный налог в размере 1102329,00 руб.. Требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ было направлено ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика. 30.10.2020г. Мезенцевым А.М. произведена оплата земельного налога в размере 457253,07 руб., 57076,62 руб., 25.09.2018г. оплачено в размере 5029,74 руб., с учетом оплаты задолженность по налогу составила 582969,57 руб.. Судебный приказ мирового судьи судебного участка №8 Центрального судебного района г.Тюмени от 09.02.2021 года, отменен 04.03.2021г. в связи с возражениями ответчика. Поскольку до настоящего времени задолженность не погашена, административный истец просит суд взыскать с Мезенцева А.М. задолженность по земельному налогу за 2019г. в размере 582969,57 руб..
Определением Центрального районного суда г.Тюмени административное дело передано по подсудности в Калининский районный суд г. Тюмени (л.д.33).
Представитель административного истца ИФНС России №1 по г.Тюмени в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном интернет-сайте Калининского районного суда г.Тюмени, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик Мезенцев А.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении, сведений об уважительных причинах неявки в адрес суда не поступало, явка обязательной не признавалась.
В письменных возражениях, представленных суду указывает, что с предъявленными требованиями не согласен. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.10.2018г. административный ответчик признан несостоятельным (банкротом) в отношении него введена процедура реализации гражданина на шесть месяцев. Определением Арбитражного суда Тюменской области от 06.11.2020г. определено завершить процедуру реализации имущества гражданина. Освободить Мезенцева А.М. от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе не заявленных при введении процедуры реализации имущества гражданина. В настоящее время у Мезенцева А.М. отсутствует движимое и недвижимое имущество, единственный доход – пенсия в размере 12203,16 руб..
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы настоящего дела и дела №2а-395-2021/9м, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что Мезенцеву А.М. на праве собственности принадлежал земельный участок расположенный по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, на расстоянии 1,2 км к северо-востоку от п.Торгили, кадастровый номер ФИО4 в период с 04.02.2015г. по 20.09.2019г. (1/10 доля в праве);в период с 25.03.2015г. по 20.09.2019г. (1/10 доля в праве); в период с 04.09.2015г. по 20.09.2019г. (4/10 доли в праве), что подтверждается сведениями полученными из Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области», что стороной ответчика не оспорено, доказательств обратного суду не представлено.
Статья 57 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в ст. 23 Налогового Кодекса РФ. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
В силу ст.389 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу ст.388 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Расчет налога на имущество физических лиц, земельного налога происходит в соответствии со ст.396 Налогового кодекса РФ и Решения Тюменской городской думы от 25.11.2005г. №259 «О Положении о местных налогах города Тюмени.
В соответствии со ст.409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с указанными требованиями законодательства, налоговым органом административному ответчику Мезенцеву А.М. начислен земельный налог за 2019г. в размере 1102329,00 руб., исходя из следующего расчета: земельный участок расположенный по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, п. Торгили, около п.Торгили в 1000м от железной дороги кадастровый ФИО5
163370000 (кадастровая стоимость) * 3/5 (доля в праве) * 1,5 (налоговая ставка) * 9 (9 месяцев владения в году), о чем ответчику направлено через личный кабинет налоговое уведомление №83112323 от 01.09.2020, которое получено 25.09.2020г. (л.д.8,10).
Срок уплаты вышеуказанных налогов установлен не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим периодом (02.12.2019 по налоговому уведомлению).
В соответствии со ст.69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено через личный кабинет требование №171116 об уплате налога сбора по состоянию на 08 декабря 2020 года со сроком исполнения до 14 января 2021 года, получено административным ответчиком 09 декабря 2020, что подтверждается скриншотом из личного кабинета налогоплательщика, а также не оспаривается административным ответчиком. (л.д.7,10).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком-физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, которое может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, срок на принудительное взыскание задолженности в судебном порядке должен исчисляться с 14.01.2021г. по 14.07.2021г.
Как следует из материалов дела налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №9 Центрального судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию Мезенцева А.М. недоимки по земельному налогу за 2019 год, 03.02.2021 года, т.е. в пределах срока установленного законом срока (л.д. 21-22).
Определением мирового судьи судебного участка №8 Центрального судебного района г. Тюмени от 04 марта 2021 года судебный приказ о взыскании с Мезенцева А.М. в пользу ИФНС России по г. Тюмени №1 недоимки по земельному налогу, отменен (л.д.6).
На основании п.3 ст.48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 к Мезенцеву А.М. о взыскании недоимки поступило в Центральный районный суд г.Тюмени 27 апреля 2021 года (л.д.3), то есть в пределах срока, установленного п. 3 ст.48 Налогового кодекса РФ.
На основании ч. 1 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Арбитражного суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса РФ", сроки для предъявления требований о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает удовлетворении требований налогового органа.
Довод Мезенцева А.М., о том, что решением Арбитражного суда он признан банкротом, в связи с чем, должен быть освобожден от уплаты задолженности по налогу подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм права.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Тюменской области от 25 октября 2018 года Мезенцев А.М. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина сроком на 6 месяцев. Определением Арбитражного суда Тюменской области от 06 ноября 2020 года завершена процедура реализации имущества Мезенцева А.М., он освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных в рамках соответствующей процедуры, за исключением обязательств, предусмотренных пунктами 5, 6 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Определение вступило в законную силу 23.11.2020 года.
Согласно пункту 3 статьи 213.6 Федерального закона Российской Федерации от 126 октября 2002 года "О несостоятельности (банкротстве)" под неплатежеспособностью гражданина понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 126 октября 2002 года "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей (абзац четвертый пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве).
Требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
В силу статей 2, 5 Закона о банкротстве налоги и пени за неисполнение обязанности по уплате налогов для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам, которые в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Следовательно, обязательства по уплате налога, возникшие после 10 сентября 2018 года, относятся к текущим платежам.
С учетом правовой позиции, выраженной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
Поскольку моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога, то есть применительно к обстоятельствам настоящего дела - 31 декабря 2020 года, суды приходит к выводу о том, что взыскиваемая с Мезенцева А.М. задолженность относится к текущей и полежит взысканию.
Признание административного ответчика банкротом не освобождает его от обязанности по уплате налогов на принадлежащее ему имущество, как физического лица, которые в рассматриваемом случае относятся к текущим платежам.
Оценив в совокупности представленные доказательства, принимая во внимание то обстоятельство, что до настоящего времени требование об уплате задолженности Мезенцевым А.М. не исполнено, сведений о наличии льгот по налогам и сборам ответчиком не представлено, срок обращения с заявлением о взыскании задолженности административным истцом не пропущен, суд полагает необходимым исковые требования ИФНС России по г.Тюмени №1 удовлетворить в полном объеме и взыскать с Мезенцева А.М. задолженность по земельному налогу за 2019 год.
В силу статьи 114 Кодекса административного производства Российской Федерации размер государственной пошлины, подлежащей уплате в доход местного бюджета, составит 9029,70 руб.
Руководствуясь ст.ст. 23, 45, 48, 69, 70, 357, 358, 388,389,390,391,399 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 1, 2 Закона Тюменской области № 93 от 19.11.2002г. ст.ст.45,62,84,175-177,290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 к Мезенцеву Анатолию Михайловичу о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям, удовлетворить.
Взыскать Мезенцева Анатолия Михайловича, 29.11.1952 года рождения, проживающего по адресу: г.Тюмень, ул.Московский тракт, д.83 кор.2 кв.80, г.Тюмень, ул.Циолковского, д.7, корп.1, кв.17 в пользу ИФНС России по г.Тюмени №1 задолженность по земельному налогу за 2019 год в размере 582 969 (пятьсот восемьдесят две тысячи девятьсот шестьдесят девять) рублей 57 копеек.
Взыскать Мезенцева Анатолия Михайловича государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г.Тюмень в размере 9029,70 рубля.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Калининский районный суд г.Тюмени в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья (подпись) С.А. Бойева
Копия верна.
Подлинник решения подшит и хранится в Калининском районном суде г.Тюмени в материалах административного дела № 2а-6188/2021
Судья: С.А.Бойева