№ 16-1569/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 26 мая 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Усманова А.Р. на вступившие в законную силу постановление судьи Индустриального районного суда города Хабаровска от 24 ноября 2017 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2017 года в отношении гражданина Узбекистана Усманова Аъзамжона по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Индустриального районного суда города Хабаровска от 24 ноября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2017 года, гражданин Узбекистана Усманов А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации с содержанием в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Хабаровскому краю.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Усманов А.Р. просит решение судьи отменить, исключив указание на административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
За нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившегося в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ (здесь и далее приводятся нормы в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности определено положениями Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).
В силу положений статьи 2 указанного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом по общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, исключая случаи, перечисленные в указанной норме.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения гражданина Республики Узбекистан Усманова А. к административной ответственности послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах выводы о том, что названное лицо въехало на территорию Российской Федерации 5 декабря 2014 года. По истечении 6 марта 2015 года срока пребывания в Российской Федерации Усманов А. уклонился от выезда и с 7 марта 2015 года находился на территории Российской Федерации в отсутствие документов, подтверждающих законность пребывания, и права на пребывание в Российской Федерации. Указанный факт был установлен 24 ноября 2017 года.
Признав описанные выше обстоятельства нарушением миграционного и административного законодательства Российской Федерации, судья Индустриального районного суда города Хабаровска постановлением 24 ноября 2017 года назначил Усманову А. наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. При этом судом применена мера обеспечения производства по делу в виде содержания в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Хабаровскому краю.
Оспаривая данное постановление судьи районного суда в Хабаровский краевой суд в части назначенного выдворения, Усманов А. указывал в том числе и на то, что мера обеспечения по делу об административном правонарушении к нему фактически не применена, он находится на территории Российской Федерации свободно.
Судья Хабаровского краевого суда, отклоняя довод Усманова А. о необоснованности назначенного наказания, в решении от 15 декабря 2017 года указал на то, что нахождение Усманова А. вне Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Хабаровскому краю после решения суда не опровергает действительную необходимость назначения ему дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судами обеих инстанций оставлено без внимания следующее.
Статьей 3.1 КоАП РФ определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1). Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (часть 2).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 указанного Кодекса).
Согласно части 4 статьи 3.10 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом № 115-ФЗ (часть 5 статьи 3.10 КоАП РФ).
В силу части 6 указанной статьи административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона № 115-ФЗ.
В этой связи Верховным Судом Российской Федерации в пункте 23.1 постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что при назначении административного наказания в виде административного выдворения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы территории Российской Федерации надлежит учитывать, что согласно части 4 статьи 3.10 КоАП РФ административное наказание в виде административного выдворения может быть назначено в форме принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации или контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. При этом указание на форму административного выдворения в постановлении по делу об административном правонарушении является обязательным.
Если форма, в которой должно исполняться административное наказание в виде выдворения, не была указана в постановлении о назначении этого административного наказания, то указанный вопрос может быть разрешен судьей, вынесшим постановление об административном выдворении, на основании части 3 статьи 31.4 КоАП РФ по заявлению органа, должностного лица, приводящих постановление в исполнение, а также по заявлению лица, в отношении которого оно вынесено. Названный вопрос также может быть разрешен судьей при рассмотрении жалобы, протеста прокурора на не вступившее в законную силу постановление об административном выдворении без его отмены при условии, если из материалов дела усматривается, что судьей, вынесшим постановление, была определена форма административного выдворения, но она не отражена в постановлении (например, судьей на основании части 2 статьи 29.10 КоАП РФ иностранный гражданин (лицо без гражданства) был помещен в специальное учреждение до его выдворения).
В нарушение указанных положений судьей Индустриального районного суда города Хабаровска форма административного выдворения за пределы Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан Усманова А. в постановлении о назначении наказания не указана. Из текста судебного акта не следует, что данный вопрос судьей обсуждался. После рассмотрения дела судом Усманов А. в специальное учреждение, указанное в постановлении, помещен не был.
Процессуальное нарушение, допущенное судом первой инстанции при назначении наказания Усманову А., судом второй инстанции при проверке законности не вступившего в законную силу постановления о назначении наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, устранено не было. Постановление судьи оставлено без изменения. Форма административного выдворения не уточнена, а то обстоятельство, что фактически к Усманову А. не применена мера обеспечения - помещение иностранного гражданина в специальное учреждение, что могло бы свидетельствовать о принудительной форме назначенного судом административного выдворения, должной оценки не получило.
В последующем в порядке части 3 статьи 31.4 КоАП РФ постановление судьи не разъяснялось. Как следует из поданной Усмановым А. в кассационный суд жалобы в истекший период времени он не был помещен в специальное учреждение, выдворение не осуществлено. Данное обстоятельство подтверждено и материалами дела, из которых следует, что факт исполнения административного наказания в виде выдворения судом проверялся применительно к форме контролируемого самостоятельного выезда (л.д. 44,45).
Неопределенность судебного акта в части формы административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, которая не была устранены судьей Хабаровского краевого суда к моменту вступления постановления о назначении наказания в законную силу, с учетом срока давности исполнения постановления о назначении наказания, установленного статьей 31.9 КоАП РФ, является существенным, неустранимым на данной стадии производства по делу об административном правонарушении обстоятельством и не позволяет внести изменения в постановление судьи районного суда от 24 ноября 2017 года для целей его исполнения.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, равен одному году.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Индустриального районного суда города Хабаровска от 24 ноября 2017 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2017 года в отношении гражданина Узбекистана Усманова А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу – прекращению в связи истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление судьи Индустриального районного суда города Хабаровска от 24 ноября 2017 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2017 года в отношении гражданина Узбекистана Усманова Аъзамжона по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева