Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Брейтово 31 июля 2023 г.
Брейтовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Уховой Т.С.,
при секретаре Чекмаревой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брейтовского района Ярославской области, предъявленному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Колокольчик» и администрации Брейтовского муниципального района Ярославской области о возложении на ответчиков обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты, с учетом требований Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утверждённой Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 N 280 (СО 153-34.21.122-2003),
у с т а н о в и л:
Прокурор Брейтовского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Колокольчик» и администрации Брейтовского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Брейтовского района в ходе проведения мониторинга исполнения законодательства о безопасном пребывании учащихся в образовательных организациях установлено нарушение ответчиками требований действующего законодательства о пожарной безопасности, Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 280, которыми предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных организаций.
Здание, в котором расположено МДОУ детский сад «Колокольчик», молниезащитой не оборудовано, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, несовершеннолетних.
Прокурор просит обязать оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты, с учетом требований Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утверждённой Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 N 280 (СО 153-34.21.122-2003), в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заместитель прокурора Брейтовского района Ярославской области Помещиков С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, по существу привел доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика МДОУ детский сад «Колокольчик» Вишнякова Н.А. в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив, что учреждение готово выполнить требования прокурора, но в настоящее время для этих мероприятий не выделено финансирование.
Представитель ответчика администрации Брейтовского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не прибыл, извещен надлежащим образом. Представил возражение на иск, просит отказать в удовлетворении требований истца, поскольку у администрации отсутствуют полномочия по оборудованию здания детского сада устройством молниезащиты.
Представитель Отдела образования администрации Брейтовского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не прибыл, извещен надлежащим образом. Представил возражение на иск, из которого следует, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку считает, что здания детских дошкольных и образовательных учреждений обязательному оборудованию устройствами молниезащиты не подлежат. Кроме того, считает, что истец не предоставил доказательств того, что отсутствие на здании учреждения устройств молниезащиты влечет за собой нарушение прав и законных интересов детей.
Третье лицо Отделение надзорной деятельности и профилактической работы по Некоузскому и Брейтовскому районам ГУ МЧС России по Ярославской области своего представителя в суд не направило, извещены надлежащим образом, возражений не представлено.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Нормативным актом, регулирующим правоотношения в сфере образования является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с частью 7 статьи 28 которого образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений согласно Федеральному закону N 184-ФЗ от 27 декабря 2002 "О техническом регулировании" устанавливаются Федеральным законом N 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статья 5.1), на основании части 1 статьи 6 вышеуказанного Федерального закона перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона, утверждает Правительство РФ.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Приказом Минстроя России от 19 мая 2022 года N 389/пр утвержден СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", который согласно преамбуле Приказа разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" с учетом требований Федеральных законов от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" перечень основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении Б, в котором также указаны общеобразовательные организации (пункт 1.1.2).
Пунктом 8.22 СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" установлено, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. В системе молниезащиты зданий рекомендуется использовать естественные элементы молниезащиты: молниеприемники (металлические кровли, фермы зданий); токоотводы (металлические каркасы зданий, металлические конструкции фасадов); заземлители (арматура железобетонных фундаментов).
Требования к устройствам молниезащиты приведены в инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. N 280.
Общероссийским строительным каталогом (СК-1) настоящей Инструкции присвоен номер СО 153-34.21.122-2003.
В силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года N 280.
Согласно абзацу 1 раздела 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года N 280, инструкция распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
Согласно таблице 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены детские сады.
Таким образом, инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденная приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года N 280, является нормативным документом, обязательным для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе Учреждением.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что проведенной прокуратурой Брейтовского района Ярославской области проверкой установлено, что образовательная деятельность МДОУ детский сад «Колокольчик» осуществляется в здании, расположенном по адресу: <адрес>.
Также в результате проверки установлено, что здание МДОУ детский сад "Колокольчик" не оборудовано устройством молниезащиты, отсутствует технический проект, согласованный с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес заведующей МДОУ детский сад "Колокольчик" <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, из которого следует, что прокуратурой Брейтовского района Ярославской области проведена проверка соблюдения МДОУ законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в части оборудования здания образовательного учреждения устройством молниезащиты.
В ответе на представление заведующая МДОУ указала, что все допущенные нарушения учтены и приняты к сведению, однако устранить их в течение 2023-2024 г.г. не представляется возможным ввиду отсутствия надлежащего финансирования. Вместе с тем, в администрацию Брейтовского муниципального района Ярославской области направлена заявка о выделении денежных средств для устройства молниезащиты. Вместе с тем по результатам рассмотрения представления нарушения фактически устранены не были
Согласно Устава МДОУ учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование Брейтовский район.
Функции и полномочия учредителя от муниципального образования Брейтовский район осуществляет администрация Брейтовского муниципального района Ярославской области.
Как следует из материалов дела, до настоящего времени в образовательном учреждении нарушения не устранены, здание детского сада молниезащитой не оборудовано.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного прокурором иска, поскольку оборудование здания образовательного учреждения системой молниезащиты является обязательным в силу закона и направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников Учреждения.
Доводы третьего лица о том, что здания детских дошкольных и образовательных учреждений обязательному оборудованию устройствами молниезащиты не подлежат, подлежит отклонению, как необоснованный. Как установлено судом, согласно таблице 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены детские сады. Инструкция является нормативным документом, обязательным для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, включая дошкольные учреждения.
Ссылка Отдела образования об отсутствии доказательств того, что отсутствие на здании учреждения устройств молниезащиты влечет за собой нарушение прав и законных интересов учащихся, также подлежат отклонению как необоснованная, поскольку несоблюдение требований молниезащиты зданий нарушает права и законные интересы обучающихся, их родителей, работников дошкольного образовательного в сфере обеспечения противопожарной безопасности, угрожает жизни и здоровью указанных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Брейтовского района Ярославской области удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» (ОГРН 1027601494887, ИНН 7615002527) и администрацию Брейтовского муниципального района Ярославской области (ОГРН 1027601492841, ИНН 7615001153) в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты, с учетом требований Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций", утверждённой Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 N 280 (СО 153-34.21.122-2003).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда в течение 1 месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Брейтовский районный суд Ярославской области.
Мотивированное решение изготовлено 31.07.2023 г.
Судья Т.С. Ухова