Дело №2-5817/2022
24RS0046-01-2022-005161-07
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2022 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шахматовой Г.А.,
с участием представителя процессуального истца - старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Красноярска Скорняковой Ю.В.,
при секретаре Мешальниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Красноярска в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Садоводческому потребительскому кооперативу «Гелиос-4» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Красноярска в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к Садоводческому потребительскому кооперативу «Гелиос-4» (далее по тексту – СПК «Гелиос-4») о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления в деятельности ответчика. По результатам проверки установлено, что СПК «Гелиос-4» площадка для накопления твердых коммунальных отходов (далее по тексту – ТКО) не оборудована, договор с региональным оператором – ООО «Красноярская рециклинговая компания» на вывоз ТКО не заключён. В связи с выявленными нарушениями в адрес председателя СПК «Гелиос-3» 01.06.2022 года внесено представление, по результатам которого нарушения практически не устранены, место (площадка) накопления ТКО не создано, в установленном порядке не согласовано, договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором не заключен, что подтверждается ответом на представление, информацией ООО «КРК» и администрации Октябрьского района г. Красноярска. Таким образом, в действиях ответчика выявлено нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
Истец просит обязать ответчика СПК «Гелиос-4» не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязать оборудовать место (площадку) накопления ТКО в установленном действующим законодательством порядке, заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО «Красноярская рециклинговая компания», администрация Октябрьского района г. Красноярска.
Процессуальный истец - старший помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Скорнякова Ю.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что в настоящий момент площадка для ТКО ответчиком таки не оборудована, никаких действий по согласованию с администрацией Октябрьского района г. Красноярска о выделении земельного участка СПК «Гелиос-4» для оборудования площадки для ТКО также не совершено.
Представитель ответчика СПК «Гелиос-4», представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Красноярская рециклинговая компания», администрации Октябрьского района г. Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в порядке заочного производства, предусмотренного главой 22 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со п.п.4, 5 ст.24.7 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно ст. 3 ч.1 ст.35, ч. 1 ст.51 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена необходимость соблюдения требования законодательства об охране окружающей природной среды, в том числе при сборе, накоплении, утилизации, обезвреживании, транспортировке, хранению и захоронении отходов производства и потребления
Статьей 51 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе и радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и почву.
В соответствии с п.4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. N 641» обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта РФ обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 года N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в случае, если в соответствии с законодательством РФ обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Постановлением администрации г. Красноярска от 22.04.2019 года № 245 «О создании на территории г. Красноярска мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра» департамент городского хозяйства администрации города органом, уполномоченным на принятие решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Красноярска в соответствии с Правилами благоустройства территории города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 № В-378, а также требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, администрации районов в городе Красноярске органами, уполномоченными на осуществление согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории соответствующих административных районов города (далее – уполномоченный орган) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
В соответствии с п.5.10 СП 53.1330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 № 618/пр) на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для не утилизируемых отходов (стекло. металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 50 м от границ участков.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, решением о проведении проверки от 25.05.2022 года № в отношении ответчика СПК «Гелиос-4» в срок с 25.05.2022 года по 23.06.2022 года проведена прокурорская проверка деятельности на соблюдение законодательства об охране природы, об отходах производства и потребления.
В ходе проведенной проверки установлено нарушение действующего законодательства, а именно: не оборудована площадка накопления ТКО, не заключен договор с региональным оператором на вывоз ТКО, что отражено старшим помощником прокурора Октябрьского района г. Красноярска Скорняковой Ю.В. в акте проверки от 26.05.2022 года.
С указанным актом ответчик СПК «Гелиос-4» ознакомлен, имеется соответствующая подпись председателя ФИО3
Согласно ответу ООО «Красноярская рециклинговая компания» (региональный оператор) от 13.07.2022 №, ответчик СПК «Гелиос-4» с заявкой на заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО не обращался.
Из ответа администрации Октябрьского района г. Красноярска от 02.06.2022 года № усматривается, что заявка о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО от ответчика СПК «Гелиос-4» не поступала.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска, 01.06.2022 года в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.
Из письма председателя СПК «Гелиос-4» ФИО3 о рассмотрения представления усматривается, что начата работа по определению схемы размещения места (площадки) накопления ТКО на территории СПК «Гелиос-4».
Вместе с тем, до настоящего времени ответчиком не представлено суду доказательств об оборудовании мест (площадок) накопления ТКО, равно как и не представлено доказательств о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Таки образом, суд приходит к выводу о неисполнении ответчиком требований действующего законодательства об отходах производства и потребления, отраженных в представлении прокуратуры Октябрьского района г. Красноярска от 01.06.2022 года.
При таких обстоятельствах, поскольку ответчиком обязанности не исполнены, суд полагает требования прокурора об обязании СПК «Гелиос-4» удовлетворить в полном объеме.
Срок, который прокурор просит установить ответчику для устранения указанных нарушений законодательства, суд считает разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Красноярска в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Садоводческому потребительскому кооперативу «Гелиос-4» о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить обязанность на Садоводческий потребительский кооператив «Гелиос-4» (ОГРН/ИНН №/№), оборудовать место (площадку) накопления ТКО в установленном действующим законодательством порядке, согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО (твердыми коммунальными отходами) с региональным оператором (ООО «Красноярская рециклинговая компания»), в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в Свердловский районный суд г. Красноярска заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Красноярска.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления - в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Красноярска.
Председательствующий Г.А. Шахматова
Мотивированное решение изготовлено 29.12.2022 года.