Дело № 33-1942/2020 Судья Левенкова Е.Е.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 июня 2020 года город Тула
Судья судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда Федорова С.Б., при секретаре Федотовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по частной жалобе администрации муниципального образования г. Алексин на определение судьи Алексинского городского суда Тульской области от 30 апреля 2020 года об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Алексинского городского суда Тульской области от 24 июля 2012 года по гражданскому делу № 2-752/2012 по иску Тульского природоохранного прокурора к администрации муниципального образования Авангардское Алексинского района Тульской области об обязании организовать водоотведение на территории муниципального образования в строгом соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, очистку и обезвреживание сборов загрязняющих веществ, выполнения исполнительного производства № 18635/12/01/71 от 25.09.2012 и о приостановлении исполнительного производства,
у с т а н о в и л:
решением Алексинского городского суда Тульской области от 24.07.2012, вступившим в законную силу 24.08.2012, по гражданскому делу № 2-752/2012 исковые требования Тульского природоохранного прокурора к администрации МО Авангардское Алексинского района Тульской области об обязании организовать водоотведение на территории муниципального образования в строгом соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, очистку и обезвреживание сборов загрязняющих веществ, удовлетворены.
В соответствии с решением суда администрация МО Авангардское Алексинского района Тульской области обязана организовать водоотведение на территории данного муниципального образования в строгом соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, в том числе санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод с территории населенного пункта Авангард, населенного пункта <адрес> и их обезвреживание исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
С администрации МО Авангардское Алексинского района Тульской области также взыскана государственная пошлина в размере 4000,00 руб.
Администрация муниципального образования город Алексин обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения Алексинского городского суда Тульской области от 24.08.2012 по гражданскому делу № 2-752/2012 и приостановлении исполнительного производства.
В обосновании заявленных требований указала, что на основании вступившего в законную силу решения Алексинского городского суда Тульской области от 24.07.2012 по гражданскому делу №2-752/2012 Алексинским городским судом Тульской области выдан исполнительный лист серии ВС № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого судебным приставом-исполнителем ОСП г.Алексина и Алексинского района УФССП России по Тульской области возбуждено исполнительное производство № от 25.09.2012 в отношении должника администрации МО Авангардское Алексинского района.
На основании Закона Тульской области от 11.06.2014 №2140-ЗТО «О преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Алексинского района Тульской области», и принятых собранием депутатов муниципального образования город Алексин решений все права и обязанности должника перешли к вновь созданным МО город Алексин и администрации МО город Алексин.
Ссылаясь на отсутствие финансовой возможности, дефицит бюджета, на Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указала, что администрация МО город Алексин с 2012 по настоящее время принимаются все возможные меры к исполнению решения Алексинского городского суда Тульской области от 24.07.2012.
Администрация МО город Алексин неоднократно обращалась в Алексинский городской суд Тульской области с заявлением об отсрочке исполнения решения суда по вышеуказанному делу, последний раз 27.09.2019, которое осталось без удовлетворения (определение от 08.10.2019), заключались муниципальные контракты, вносились изменения в бюджет администрации МО город Алексин. С этой же целью, вопрос строительства очистных сооружений обсуждался главой администрации муниципального образования город Алексин в Правительстве Тульской области.
Заявитель полагал, что затрудняет исполнение вышеуказанного судебного акта и иные исполнительные производства, возбужденные в отношении администрации муниципального образования город Алексин, по которым необходимо проведение различного рода работ и несение материальных затрат.
Также указал, что в октябре 2019 года в управление по бюджету и финансам администрации МО город Алексин направлялась потребность в финансировании на 2020 года средств в сумме <данные изъяты> млн. руб. на разработку ПСД для строительства очистных сооружений <адрес>, а также 600 тыс. руб. на проведение инженерных изысканий для разработки проекта строительства модульных очистных сооружений в <адрес>
14.12.2019 в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Тульской области направлялось письмо о рассмотрении возможности включения мероприятий по разработке проектно-сметной документации в одну из областных программ (от 14.12.2019г. № 11375), ответ на которое до настоящее времени не получен.
При формировании бюджета на 2020 год и на плановый период 2021-2022 года средства в бюджете МО город Алексин на разработку проектов строительства очистных сооруженийв н.<адрес> предусмотрены не были.
На момент принятия бюджета МО город Алексин на 2020 года дефицит бюджета составил <данные изъяты> руб., что было определено решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 18.12.2019г. №5(5).2 «О бюджете муниципального образования город Алексин на 2020г года и на плановый период 2021- 2022 годов».
В конце февраля 2020 года при уточнении бюджета МО город Алексин планировалось рассмотреть выделение денежных средств на разработку ПСД для строительства очистных сооружений <адрес>, а также в сумме 600,0 тыс. руб. на проведение инженерных изысканий для разработки проекта строительства модульных очистных сооружений в <адрес> что было проведено.
В адрес специализированных организаций в феврале 2020 года направлялись запросы о предоставлении коммерческих предложений на проведение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство модульных очистных сооружений.
Полагал, что тяжелое и неблагоприятное финансово-экономическое состояние, затрудняющее своевременное исполнение требований исполнительных документов, и принятие администрацией мер по исполнению требований решения Алексинского городского суда Тульской области по гражданскому делу №2-752/2012 и исполнения документов исполнительного производства № от 25.09.2012, являются исключительными обстоятельствами.
Ссылаясь на отсутствие достаточного финансирования работ, указанных в решении и исполнительном производстве, необходимости проведения работ по изготовлению проектно-сметной документации, проведению работ по разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений и проведения ремонтно - строительных работ, то есть большого объема длительных по срокам мероприятий по выполнению требований решения Алексинского городского суда Тульской области по гражданскому делу №2-752/2012, администрации МО город Алексин просила предоставить отсрочку исполнения решения Алексинского городского суда Тульской области по гражданскому делу №2-752/2012 и выполнении исполнительного производства № от 25.09.2012, возбужденного на основании исполнительного листа серии ВС № от ДД.ММ.ГГГГ, на 6 месяцев, то есть до 17.10.2020, приостановить исполнительное производство № от 25.09.2012 по исполнительному листу серии ВС № от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №2-752/2012.
Представитель заявителя администрации муниципального образования город Алексин по доверенности Иванов С.В. в судебное заседание не явился, в своем заявлении адресованном суду, заявленные требования о предоставлении отсрочки исполнения решения суда поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо и.о. Тульского природоохранного прокурора Крицына Л.Н. в судебное заседание не явилась, в своем заявлении, адресованном суду, просила дело рассмотреть в её отсутствие, в удовлетворении заявления представителя администрации муниципального образования город Алексин отказать.
Представитель заинтересованного лица ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.
Определением судьи Алексинского городского суда Тульской области от 30 апреля 2020 года в удовлетворении заявления администрации муниципального образования город Алексин о предоставлении отсрочки исполнения решения Алексинского городского суда Тульской области от 24.07.2012 по гражданскому делу № 2-752/2012 по иску Тульского природоохранного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации муниципального образования Авангардское Алексинского района Тульской области об обязании организовать водоотведение на территории муниципального образования в строгом соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, очистку и обезвреживание сборов загрязняющих веществ, выполнения исполнительного производства № от 25.09.2012 и о приостановлении исполнительного производства, отказано в полном объёме.
В частной жалобе администрация муниципального образования г. Алексин просит определение судьи Алексинского городского суда Тульской области от 30 апреля 2020 года отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое определение, которым удовлетворить заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения Алексинского городского суда Тульской области от 24 июля 2012 г., поскольку имеются обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда в установленный срок. Длительность неисполнения администрацией МО г. Алексин судебного решения связана с тем, что администрация МО Авангардское Алексинского района Тульской области осуществляла свою деятельность по выполнению работ и оказанию услуг для муниципальных нужд в соответствии с требованиями законодательства. Был выполнен большой объем разных по характеру работ, заключены муниципальный контракты, осуществлено финансирование проектных и строительных работ. Суд не учел, что для исполнения решения суда необходимо выполнить строительные работы, для их выполнения необходимо получение проектно-сметной документации, изготовление этой документации требует длительного времени, необходимо финансирование и заключение муниципальных контрактов. Несмотря на дефицит бюджета муниципального образования г. Алексин, администрация принимает все возможные меры к скорейшему исполнению судебного решения.
В соответствии с положениями ч.ч.3,4 ст.333 ГПК РФ частная жалоба на указанное определение суда первой инстанции рассмотрена судьей суда апелляционной инстанции единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 210 ГПК РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.
В соответствии с положениями ст. 6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 года, ч. 2 и ч. 3 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В ч. 1 ст. 6.1 ГПК РФ закреплено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников.
В соответствии со ст. ст. 203, 434 ГПК РФ, ч.1 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления суд, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Перечень оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда законом не предусмотрен, установлен лишь критерий определения таких оснований - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, а вопрос об их наличии либо отсутствии разрешается судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.
Исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения, суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» закреплено, что по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких обстоятельств решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств.
Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных постановлений является правом суда с учетом имущественного положения сторон, либо других обстоятельств, обуславливающих невозможность немедленного и полного исполнения решения суда. Основания для предоставления отсрочки должны носить действительно исключительный характер, поскольку, несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда хоть и предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнение судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав взыскателя.
Из материалов дела следует, что решением Алексинского городского суда Тульской области от 24.07.2012, вступившим в законную силу 24.08.2012, по гражданскому делу № 2-752/2012 исковые требования Тульского природоохранного прокурора к администрации МО Авангардское Алексинского района Тульской области удовлетворены.
Согласно решению суда администрация МО Авангардское Алексинского района Тульской области обязана организовать водоотведение на территории данного муниципального образования в строгом соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, в том числе санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод с территории населенного пункта Авангард, населенного пункта <адрес> и их обезвреживание исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
Решением суда с администрации МО Авангардское Алексинского района Тульской области также взыскана государственная пошлина в размере 4000,00 руб.
На основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Алексинским городским судом Тульской области по гражданскому делу № 2-752/2012 судебным приставом-исполнителем ОСП г.Алексина и Алексинского района УФССП России по Тульской области возбуждено исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе исполнения исполнительного производства был принят Закон Тульской области от 11.06.2014 №2140-ЗТО «О преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Алексинского района Тульской области», согласно которому муниципальные образования Алексинский район, город Алексин Алексинского района и другие объединены в одно вновь образованное муниципальное образование город Алексин.
Со дня вступления в силу названного Закона муниципальные образования Алексинский район, город Алексин Алексинского района и другие утратили статус муниципального образования.
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 30.09.2014 №2(2).2 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 22.09.2014 №1(1).8 «О правопреемственности органов местного самоуправления Алексинского района» установлено, что администрация вновь образованного муниципального образования город Алексин является правопреемником администрации муниципального образования Алексинский район, администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района и других администраций муниципальных образований Алексинского района Тульской области в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
01.01.2015 вступило в силу решение Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 22.09.2014 №1(1).8 «О правопреемственности органов местного самоуправления Алексинского района» и решение Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 30.09.2014 №2(2).2 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 22.09.2014 №1(1).8 «О правопреемственности органов местного самоуправления Алексинского района».
24.12.2014 Собранием депутатов муниципального образования город Алексин принято решение №7(7).9 «О создании администрации муниципального образования город Алексин и наделении ее правами юридического лица».
29.12.2014 администрация муниципального образования город Алексин, как юридическое лицо, была поставлена на учет в налоговом органе.
13.01.2015 Собранием депутатов муниципального образования город Алексин принято решение №1(9).2 о ликвидации юридических лиц, в том числе администрации МО город Алексин и администрации МО Алексинский район.
Со дня вступления решения Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 22.09.2014 №1(1).8 «О правопреемственности органов местного самоуправления Алексинского района», все права и обязанности перешли к вновь созданным муниципального образования город Алексин и администрации муниципального образования город Алексин.
Администрация МО город Алексин неоднократно обращалась в Алексинский городской суд Тульской области с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда последний раз 27.09.2019, которое осталось без удовлетворения.
Из материалов исполнительного производства №, усматривается, что с момента возбуждения исполнительного производства по настоящее время, решение Алексинского городского суда Тульской области от 24.07.2012 не исполнено.
Заявителем администрацией МО город Алексин не было представлено доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнить вышеуказанное решение суда. Исключительных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению судебного решения и позволяющих суду предоставить такую отсрочку, в ходе рассмотрения заявления не установлено.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Алексинского городского суда Тульской области от 24 июля 2012 г. Предоставление отсрочки исполнения решения суда в данном случае нарушит права взыскателя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом.
Отсрочка исполнения решения суда представляет собой отложение его исполнения на определенный срок, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, в связи с чем основания для отсрочки исполнения судебного акта должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае.
Администрацией МО город Алексин не было представлено надлежащих доказательств, подтверждающих наличие у администрации исключительных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению судебного решения.
Также следует учесть, что решение суда вынесено еще в 2012 году и до настоящего времени не исполнено. Удовлетворение заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения по указанным заявителем основаниям влечет неоправданное затягивание исполнения вступившего в законную силу судебного решения, нарушающее права взыскателя.
Отказывая в удовлетворении требования администрации МО город Алексин о приостановлении исполнительного производства, суд правомерно исходил из того, что оснований для приостановления исполнительного производства, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не установлено.
Доводы частной жалобы о том, что суд неправомерно не принял во внимание, что администрацией, не смотря на дефицит бюджета муниципального образования г. Алексин, принимаются меры к исполнению решения суда, работы, направленные на исполнение судебного решения, являются длительными, не могут являться основанием к отмене определения суда.
Доводы частной жалобы фактически сводятся к повторению доводов, изложенных в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, и не содержат фактов, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем указанные доводы нельзя признать состоятельными.
При таких обстоятельствах определение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.334 ГПК РФ, судья
о п р е д е л и л:
определение судьи Алексинского городского суда Тульской области от 30 апреля 2020 года оставить без изменения, частную жалобу администрации муниципального образования г. Алексин - без удовлетворения.
Судья –