86RS0№-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 сентября 2024 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Козыревой М.А.,
при помощнике судьи Ибрагимовой С.Д.
с участием истца – прокурора города Нижневартовска Бугровой А.Е.,
представителя ответчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре - Долбенева Д.В., действующего на основании доверенности от <дата> №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора города Нижневартовска, действующего в интересах Зубицкой Е. В., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о возложении обязанности предоставить средства технической реабилитации и компенсации морального вреда,
установил:
Прокурор города Нижневартовска, действующий в защиту интересов Зубицкой Е.В., обратился в Нижневартовский городской суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что в результате проведенной проверки установлен факт нарушения ответчиком законодательства, регламентирующего порядок возмещения дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного лица. В ходе проверки установлено, что Зубицкая Е.В. является инвалидом I группы. Индивидуальной программой реабилитации истца от <дата> предусмотрен перечень технических средств реабилитации, в который включены: поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные), поручни (перила) для самоподнимания угловые, захват активный, насадка для утолщения объема письменных принадлежностей (ручки, карандаши) для удержания, ортопедические брюки, сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией, слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный, вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата), программное обеспечение экранного доступа для инвалидов. <дата> Зубицкая Е.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре с заявлением на обеспечение указанными средствами технической реабилитации. Однако, направления на получение изделий выданы лишь в отношении: поручней (перил) для самоподнимания прямых (линейных), угловых, захвата активного, насадки для утолщения объема письменных принадлежностей, сигнализатора звука цифрового, слухового аппарата. Таким образом, по истечению трех месяцев после подачи Зубицкой Е.В. заявления, инвалид до настоящего времени не обеспечена техническими средствами реабилитации. Считает, что непринятие Фондом мер к своевременному обеспечению истца средствами технической реабилитации, нарушает его право на социальную помощь в гарантированном государством объеме. Кроме того, в связи с длительным не предоставлением Зубицкой Е.В. вышеуказанных технических средств реабилитации ей причинен моральный вред. В связи с чем, просит обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Зубицкой Е.В. средства технической реабилитации, а именно: поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные), поручни (перила) для самоподнимания угловые, захват активный, насадку для утолщения объема письменных принадлежностей (ручки, карандаши) для удержания, ортопедические брюки, сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией, слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный, вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата), программное обеспечение экранного доступа для инвалидов. Также просит взыскать с ответчика в пользу Зубицкой Е.В. в счет компенсации морального вреда 5 000 руб.
Истец Зубицкая Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Прокурор Бугрова А.Е. судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре - Долбенев Д.В, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями о возложении обязанности по предоставлению средств технической реабилитации не согласился, ссылаясь на то, что услуга оказана, также возражал относительно требований в части компенсации морального вреда.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Зубицкая Е.В. является инвалидом I группы с детства, бессрочно.
Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида№ для Зубицкой Е.В. предусмотрен перечень технических средств реабилитации, в который включены: захват активный (1 шт.); насадка для утолщения объема письменных принадлежностей (ручки, карандаши) для удержания (1 шт.); ортопедические брюки (1 шт.); медицинский термометр с речевым выходом (1 шт.); сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией (1 шт.); слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный (1 шт.); вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата) (1 шт.); программное обеспечение экранного доступа для инвалидов, в том числе детей-инвалидов (1 шт.); поручни (перила) для самоподнимания угловые (2 шт.); поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные) (2 шт.); кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов) (1 шт.); кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) (1 шт.).
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона № 181-ФЗ инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч.1 ст.9 Федерального закона № 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона № 181-ФЗ - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (ст.10 Федерального закона № 181-ФЗ).
К техническим средствам реабилитации инвалидов, в силу статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (ч.3 ст.11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).
В соответствии с ч.14 ст.11.1 Федерального закона № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту - Правила).
В абзаце втором пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.
Из материалов дела следует, что <дата> Зубицкая Е.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре с заявлением об обеспечении, в том числе следующими техническими средствами реабилитации: поручнями (перилами) для самоподнимания прямыми (линейными); поручнями (перилами) для самоподнимания угловыми; креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов);креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов); захватом активным; насадкой для утолщения объема письменных принадлежностей (ручки, карандаши) для удержания; ортопедическими брюками; медицинским термометром с речевым выходом; сигнализатором звука цифровым с вибрационной индикацией; слуховым аппаратом цифровым заушным сверхмощным; вкладышем ушными индивидуального изготовления (для слухового аппарата); программным обеспечением экранного доступа для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Материалами дела подтверждается, что ответчиком выданы направления:
<дата> на получение: медицинского термометра с речевым выходом (направление №); ортопедических брюк (направление №); сигнализатора звука цифрового с вибрационной индикацией (направление №); слухового аппарата цифрового заушного сверхмощного (направление №); вкладыша ушного индивидуального изготовления (для слухового аппарата) (направление №);
<дата> на получениепоручней (перил) для самоподнимания угловых (2 шт.) (направление №);
<дата> на получение:насадки для утолщения объема письменных принадлежностей (ручки, карандаши) для удержания (направление №); захвата активного (направление №);
<дата> на получениепоручней (перил) для самоподнимания прямых (линейных) (2 шт.) (направление №);
<дата> на получение программного обеспечения экранного доступа для инвалидов (направление №).
Ответчик в судебном заседании пояснил, что государственный контракт на осуществление поставки программного обеспечения экранного доступа для инвалидов не был своевременно заключен, в связи с отсутствием у регионального отделения средств федерального бюджета, за счет которых возможно профинансировать предоставление технических средств реабилитации в отобранной в установленном законом порядке организации, а также наличием законодательного запрета на размещение новых государственных заказов в отсутствие бюджетных ассигнований для их финансирования, длительностью процедуры заключения государственных контрактов, а также отсутствием заявок на участие в конкурсе на поставку ТСР от хозяйствующих объектов.
Согласно п. 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В силу п.5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Таким образом, судом установлено, что до подачи настоящего иска Зубицкая Е.В. обеспечена следующими средствами технической реабилитации, заявленными в иске: поручнями (перилами) для самоизоляции прямыми (линейными), поручнями (перилами) для самоподнимания уголовными, ортопедическими брюками, сигнализатором звука цифровым с вибрационной индикацией. При этом, ответчиком выданы Зубицкой Е.В. направления на получение: захвата активного, насадки для утолщения объема письменных принадлежностей (ручки, карандаши) для удержания, слухового аппарата цифрового заушного сверхмощного, вкладыша углового индивидуального изготовления (для слухового аппарата), программного обеспечения экранного доступа для инвалидов.
В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от <дата> № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Из положений подп. «а» п.10 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации..., утвержденного приказом ФСС РФ от <дата> №, результатами предоставления государственной услуги являются, в частности, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации.
В связи с изложенным, принимая во внимание установленный судом факт получения Зубицкой Е.В. части средств технической реабилитации, а также выдачи истцу направлений на получение оставшейся части данных средств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчика обязанности в течении 1 месяца после вступления в законную силу решения суда предоставить Зубицкой Е.В. средства технической реабилитации, в связи с оказанием ответчиком государственной услуги в полном объёме.
Рассматривая требования о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (п.1 ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (п.1 ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции) (п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства. Имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
На основании ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что предоставление средств реабилитации направлены на защиту личных неимущественных прав инвалидов для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество, длительная задержка предоставления гарантированных государством средств повлияла на качество жизни Зубицкой Е.А., что нарушило личные неимущественные права истца в части сохранения жизненного уровня, необходимого для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности, причинив ей нравственные страдания, суд считает возможным взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО-Югре в пользу
Зубицкой Е.В. компенсацию морального вреда в заявленном размере -
5 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковое заявление прокурора города Нижневартовска, действующего в интересах Зубицкой Е. В., к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о возложении обязанности предоставить средства технической реабилитации и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре
(№) в пользу Зубицкой Е. В. (№) в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору г..Нижневартовска, действующему в интересах Зубицкой Е. В., отказать
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд.
Мотивированное решение составлено 30.09.2024
Судья М.А. Козырева
«КОПИЯ ВЕРНА» Подлинный документ находится в Судья ______________ М.А. Козырева Нижневартовском городском суде
Секретарь с/з _________ С.Д.Ибрагимова ХМАО-Югры в деле № _________
« ___ » _____________ 2024 г. Секретарь с/з_____С.Д.Ибрагимова