86RS0001-01-2022-003083-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2022 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,
при секретаре Старовойтовой А.Ю.,
с участием представителя истца Меньковой В.Е., действующей по доверенности № 80 от 30.12.2021г.; представителя ответчика адвоката Зеленковой Ж.Н., действующей по ордеру № 3288 от 05.07.2022г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-2103/2022 по исковому заявлению Казенного учреждения <адрес>-Югры «Центр социальных выплат Югры» к ФИО3 о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере 176 823, 77 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Казенное учреждение <адрес> - Югры «Центр социальных выплат Югры» (далее КУ «ЦСВ» или Учреждение) обратилось в суд с иском к ФИО3 о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 176 823, 77 рублей.
Требования мотивированы тем, что на основании заявления ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении государственной социальной помощи, ежемесячного пособия на ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принято решение о назначении пособия как неработающему отцу со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет 17.04.2020г.; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачено пособие в размере 176 823, 77 рублей.
Вследствие установления факта осуществления трудовой деятельности ФИО7 в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оснований для выплаты пособия ответчику не имелось.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении требования настаивает, пояснив суду, что получение ответчиком дохода предполагают, согласно информации ПФР о наличии признаков работы.
Представитель ответчика просит в удовлетворении требования отказать, суду пояснила, что её доверитель трудовую деятельность не осуществлял, декларации о доходах не сдавал.
Заслушав представителей сторон, исследовав и проанализировав письменные материалы суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в КУ «ЦСВ» с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в которому приобщил выписку из трудовой книжки о том, что не работает ДД.ММ.ГГГГ. Заявление не содержит сведений о том, что ФИО3 осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Решением КУ «ЦСВ» № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 назначено пособие по уходу за ребенком ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре предоставило сведения в отношении ФИО7 о наличии признаков работы в период с 2018г. по 2020г.
06.12.2021г. ФИО3 направлено уведомление о возврате излишне выплаченной суммы пособия, которое ответчиком не исполнено.
В соответствии с распоряжением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-рп с ДД.ММ.ГГГГ создано Казенное учреждение <адрес> - Югра «Центр социальных выплат», основной целью деятельности которого является обеспечение предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и <адрес> - Югры. Функции и полномочия учредителя казенного учреждения от имени <адрес> - Югры осуществляются Департаментом социального развития <адрес> - Югры и Департаментом по управлению государственным имуществом <адрес> - Югры в пределах компетенции каждого из них, установленной постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об исполнительных органах государственной власти <адрес> - Югры, осуществляющих функции и полномочия учредителя государственных учреждений». На Департамент социального развития <адрес> - Югры возложена обязанность осуществлять финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения за счет средств бюджета <адрес> - Югры на основании бюджетной сметы.
Право одного из родителей на получение единовременного пособия при рождении ребенка и право родителя, осуществляющего фактический уход за ребенком, на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предусмотрено статьями 3, 11, 13 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособий гражданам, имеющим детей» излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В том случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 1012 н утверждены Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее Порядок).
Согласно пункта 85 Порядка излишне выплаченные получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, возмещаются этими получателями, а в случае спора - взыскиваются в судебном порядке. Суммы пособий, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2011 года № 371-п «О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям» утвержден Порядок назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей (далее Порядок).
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 февраля 2021 года № 32-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2011 года № 371-п «О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям» (далее постановление Правительства ХМАО-Югры от 13 октября 2011 года № 371-п) внесены изменения, которые вступают в силу с 5 февраля 2021 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.
Соответственно к данным правоотношениям применяется постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2011 года № 371-п с учетом внесенных в него изменений постановлениями Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 декабря 2012 года № 525-п, от 28 марта 2014 года № 109-п.
В силу пункта 34 Порядка выплата пособий и ежемесячной денежной выплаты прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 14 Порядка, а также в случае изменения места жительства в пределах автономного округа.
В соответствии с абзацем шестым пункта 14 Порядка исчерпывающим основанием для отказа в назначении (выплате) пособий или ежемесячной денежной выплаты является наличие в заявлении неполных или недостоверных сведений.
Принятие решения об отказе в назначении пособий и ежемесячной денежной выплаты, установленных пунктом 1 Порядка, по основаниям, предусмотренным абзацами с четвертого по шестой пункта 14, осуществляет Центр социальных выплат в отношении пособий и ежемесячной денежной выплаты, на которые поступило заявление.
Подпунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ установлены ограничения для возврата в виде неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из приведенных выше законоположений следует, что обстоятельством, имеющим юридическое значение для правильного рассмотрения данного спора, является наличие либо отсутствие недобросовестности в действиях получателя государственного пособия.
Учитывая, что КУ «ЦСВ» обратилось в суд с иском о взыскании излишне выплаченной ответчику ФИО3 суммы пособия на ребенка и ссылалось в обоснование своих требований на наличие недобросовестности с его стороны при обращении с заявлением о назначении пособия, а действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения пособия перерасхода бюджетных средств при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пособия и счетной ошибки, то именно на истца как на орган, назначивший ответчику пособия, возлагается бремя доказывания указанного выше юридически значимого обстоятельства.
Действительно, в период с 20.05.2015г. по 17.11.2020г. ФИО3 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя,
Между тем, КУ «ЦСВ» не представлено доказательств в подтверждение того, что при подаче заявления о назначении пособия на ребенка ФИО3 предлагалось представить документы о наличии (отсутствии) его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, получения им доходов. Как следует из заявления ФИО7 от 19.03.2019г. сведения о статусе и доходах от предпринимательской деятельности не запрашивались.
Указанным выше Порядком установлен перечень документов, которые необходимо представить для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком и единовременного пособия при рождении ребенка. Данный Порядок не предусматривает обязанность по предоставлению документов о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу требований ст. 56 ГПК РФ доказательств, что непредставление ФИО7 указанных сведений повлекло безосновательное получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, КУ «ЦСВ» не предоставлено, следовательно не доказано, что ответчик незаконно получал пособие; что скрыл (не сообщил) при обращении за назначением выплат такие сведения, которые влияли на право получения пособий.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии у КУ «ЦСВ» правовых оснований для взыскания с ФИО7 выплаченных сумм государственных пособий.
При этом, согласно информации ФИО2 № по ХМАО-Югре от 25.05.2022г., ФИО3 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, отчетность о деятельности не поступала; согласно сведений индивидуального лицевого счета застрахованного ФИО7 из Государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствуют сведения о трудовой деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Сам факт наличия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не может служить доказательством получения ФИО7 от этого рода деятельности дохода.
В соответствии со статьёй 8 Гражданского кодекса РФ одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является неосновательное обогащение. При рассмотрении требований о взыскании неосновательного обогащения должны быть установлены факт такого обогащения и его размер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Ф лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ.
По смыслу закона неосновательное обогащение является неосновательным приобретением (сбережением) имущества за счет другого лица без должного правового основания.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 176 823, 77 ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 8 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░