Судья Медведков В.В. дело № 33-211
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 11 февраля 2014 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Братухина В.В. и Медведевой И.А.,
при секретаре Янчук Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению Йошкар-Олинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 3 декабря 2013 г., по которому постановлено:
установить в отношении Григорьева С. Ю. административный надзор на срок три года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания;
установить в течение срока административного надзора в отношении Григорьева С.Ю. административные ограничения в виде: запрета пребывания в увеселительных заведениях (барах, магазинах, клубах), торгующих спиртными напитками на розлив – без разрешения органа внутренних дел; запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом его жительства или пребывания, в ночное время - с 23 часов до 6 часов утра следующего дня – без разрешения органа внутренних дел; запрета выезда за пределы Республики Марий Эл в течение первых двух лет административного надзора без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания; обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ «Исправительная колония № ... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Григорьева С.Ю., отбывающего наказание в данном учреждении, сроком на три года и административных ограничений в виде: запрета пребывания в увеселительных заведениях (барах, магазинах, клубах), торгующих спиртными напитками на розлив; запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания, по которому зарегистрирован поднадзорный, в ночное время - с 22 часов до 6 часов утра следующего дня – без разрешения органа внутренних дел; запрета выезда за пределы Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания; обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. В обоснование заявления было указано, что Григорьев С.Ю. отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение преступлений, предусмотренных ... УК РФ, освобождается из мест лишения свободы 00.00.00, имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления. Григорьев С.Ю. по месту отбывания наказания характеризуется отрицательно, признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, имеет ряд взысканий.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении Йошкар-Олинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл Молчанов Е.Н. просит решение в части установления административных ограничений изменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Как отмечается в представлении, решением суда Григорьеву С.Ю. неправомерно были установлены административные ограничения, в том числе запрет пребывания в увеселительных заведениях, торгующих спиртными напитками на розлив, ставящие их действие в зависимость от получения разрешения органа внутренних дел. При установлении административного ограничения в виде запрета выезда за пределы территории Республики Марий Эл в течение первых двух лет надзора судом не учтено, что решение о частичной отмене административных ограничений суд может принять на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица с учетом сведений о поведении поднадзорного лица.
В судебное заседание по рассмотрению апелляционного представления представитель ФКУ «Исправительная колония № ... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл», Григорьев С.Ю., извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в назначенное время не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы представления, заслушав объяснения старшего помощника прокурора Республики Марий Эл Назарова А.А., полагавшего решение подлежащим изменению, судебная коллегия приходит к убеждению, что решение суда подлежит изменению в части, как постановленное с неправильным применением норм материального права.
Основания и порядок применения мер административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Как указано в ч.1 и ч.3 ст.3 названного Федерального закона, административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего при наличии следующих оснований: если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно ч.2 ст.3 названного Федерального закона в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, приговором Волжского городского суда Республики Марий Эл от 00.00.00 Григорьев С.Ю. осужден за совершение преступлений, предусмотренных ... УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок ... с отбыванием наказания в исправительной колонии ... (с учетом постановления Медведевского районного суда от 00.00.00).
Преступление, предусмотренное ... УК РФ, согласно ст.15 УК РФ относится к особо тяжким преступлениям.
На момент освобождения Григорьева С.Ю. из исправительного учреждения судимость не была погашена или снята.
Судом первой инстанции правильно применена норма п.1 ч.1 ст.5 названного Федерального закона, согласно которой административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно ч.3 данной статьи срок административного надзора исчисляется в отношении указанных лиц со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Учитывая совершение Григорьевым С.Ю. особо тяжкого преступления, признание его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, многократное привлечение к ответственности за нарушение режима содержания (91 взыскание), отсутствие поощрений, отрицательную характеристику, судом обоснованно в отношении Григорьева С.Ю. установлен административный надзор на срок три года.
Итоговые выводы суда, изложенные в решении, являются в данной части мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которые установлены судом полно и правильно, подтверждаются представленными доказательствами, в представлении не оспариваются. Со стороны Григорьева С.Ю. апелляционная жалоба не подавалась.
Выводы суда о применении к Григорьеву С.Ю. административных ограничений в целом соответствуют положениям ст.4 названного Федерального закона и являются правильными.
Вместе с тем, судом не принято во внимание следующее.
Согласно ч.1 ст.4 названного Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В соответствии с ч.3 ст.12 названного Федерального закона орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами.
Таким образом, орган внутренних дел не вправе дать разрешение поднадзорному лицу на пребывание в определенных местах, в отношении которых судом установлено административное ограничение в виде запрета пребывания.
Следовательно, в данной части решение суда подлежит изменению.
В соответствии с ч.3 ст.4 названного Федерального закона суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Указанные положения в совокупности с положениями ч.1 ст.4 названного Федерального закона дают основания для вывода о том, что административные ограничения не могут быть установлены не на весь срок административного надзора.
Следовательно, в данной части решение суда также подлежит изменению.
Резолютивная часть решения по данному административному ограничению должна быть изложена следующим образом: «запрета выезда за пределы Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания».
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 3 декабря 2013 г. изменить.
Исключить из резолютивной части решения:
указание на получение разрешения органа внутренних дел на пребывание Григорьева С.Ю. в увеселительных заведениях (барах, магазинах, клубах), торгующих спиртными напитками на розлив;
указание в отношении запрета выезда за пределы Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания лишь в течение первых двух лет административного надзора с изложением резолютивной части решения по данному административному ограничению следующим образом: «запрета выезда за пределы Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания».
В остальной части решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 3 декабря 2013 г. оставить в силе.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Братухин В.В.
Медведева И.А.