Дело № 3А-366/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2022 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиным А.Ю.,
с участием административного истца Слученковой О.Л. и ее представителя Балабановой Е.Л. (посредством видео-конференц-связи), представителя Главы Добромысловского сельсовета Идринского района Красноярского края – Абубакирова Д.М., прокурора Васильевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-366/2022 по административному иску Слученковой Ольги Леонидовны о признании неправомочным состава Добромысловского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края,
У С Т А Н О В И Л:
Решением избирательной комиссии муниципального образования Добромысловский сельсовет Идринского района Красноярского края от 13 сентября 2020 года № 5/22 «Об установлении общих результатах выборов депутатов Добромысловского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края» признаны состоявшимися и действительными выборы депутатов Добромысловского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края по многомандатным избирательным округам.
По многомандатному избирательному округу № 2 депутатами избраны Арнгольд В.А., Астапова Е.Я., Саади А.П., которые Решением той же избирательной комиссии от 13 сентября 2020 года № 5/8 зарегистрированы депутатами Добромысловского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края шестого созыва по вышеуказанному избирательному округу.
Мандаты по многомандатному избирательному округу № 1 остались незамещенными.
Решением избирательной комиссии муниципального образования Добромысловский сельсовет Идринского района Красноярского края от 16 декабря 2020 года № 17/44 «Об установлении общих результатах повторных выборов депутатов Добромысловского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края» признаны состоявшимися и действительными повторные выборы депутатов Добромысловского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края по многомандатному избирательному округу № 1, по которому депутатами избраны Виноградова Н.В., Слученкова О.Л., Худеева Е.Х., Лемешонок А.В., зарегистрированные Решением той же избирательной комиссии от 16 декабря 2020 года № 20/27.
Решениями от 29 апреля 2021 года № ЧС-17-р, ЧС-18-р досрочно прекращены полномочия депутатов Худеевой Е.Х. и Виноградовой Н.В. (соответственно).
Слученкова О.Л. обратилась с административным иском о признании неправомочным состава Добромысловского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края, мотивируя тем, что 09 ноября 2021 года она обратилась с заявлением о досрочном прекращении ее полномочий депутата. 18 декабря 2021 года с заявлением о досрочном прекращении полномочий обратился депутат Саади А.П. До настоящего времени указанные заявления не рассмотрены, а поскольку они не были отозваны, полномочия депутатов Слученковой О.Л. и Саади А.П. считаются прекращенными. Таким образом, в связи с досрочным прекращением полномочий 4 депутатов, в составе представительного органа местного самоуправления осталось 3 депутата, что составляет менее половины от установленной численности депутатов (семь депутатов) и влечет неправомочность состава Совета депутатов. Поскольку Совет депутатов остался в неправомочном составе, он не может осуществлять свою деятельность и назначить дополнительные выборы по замещению освободившихся депутатских мандатов, что влечет нарушение прав жителей муниципального образования.
Административный истец Слученкова О.Л. и ее представитель Балабанова Е.Л., участвующие в судебном заседании посредством видео-конференц-связи, настаивали на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Главы Добромысловского сельсовета Идринского района Красноярского края Абубакиров Д.М., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на необоснованность доводов административного истца.
Избирательная комиссия муниципального образования Добромысловский сельсовет Идринского района Красноярского края, Добромысловский сельский Совет депутатов Идринского района Красноярского края, извещенные о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, свих представителей в судебное заседание не направили, возражений относительно административного иска не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей Избирательной комиссии муниципального образования Добромысловский сельсовет Идринского района Красноярского края, Добромысловского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.
Прокурор – прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Васильева О.В. в своем заключении прокурор полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.
Выслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 9 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) выборы органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов и депутатов.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3) представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (часть 1). Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 1.1).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 15 Устава сельсовета Идринского района Красноярского края, принятого Решением Добромысловского сельского Совета депутатов от 01 декабря 2000 года, (далее - Устав) сельский Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления, состоит из 7 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права по избирательной системе мажоритарного типа по многомандатным избирательным округам при тайном голосовании в соответствии с федеральными и краевыми законами сроком на 5 лет
Совет может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (пункт 4 статьи 15 Устава).
Формой работы сельского Совета депутатов является сессия, которая признается правомочной при участии в ней не менее половины от числа избранных депутатов (пункты 1, 9 статьи 17 Устава).
Из вышеприведенных норм в их взаимосвязи следует, что заседание Добромысловского сельского Совета депутатов правомочно, если на нем присутствует четыре и более депутатов.
Как следует из Решений избирательной комиссии муниципального образования Добромысловский сельсовет Идринского района Красноярского края от 13 сентября 2020 года № 5/22, от 16 декабря 2020 года 17/44 Добромысловский сельский Совет депутатов избран в количестве 7 депутатов на срок полномочий 5 лет.
Пунктом 2 части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 определено, что полномочия депутата органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3).
09 ноября 2021 года административный истец Слученкова О.Л. обратилась с заявлением о прекращении ее полномочий депутата Добромысловского сельского Совета депутатов.
Рассмотрение данного заявления было назначено на заседание очередной сессии 09 декабря 2021 года, однако рассмотрено не было ввиду неявки Слученковой О.Л. и отсутствия кворума. До настоящего времени Советом депутатов решение по заявлению не принято.
Учитывая изложенное, а также срок подачи вышеуказанного заявления и то, что оно не было отозвано, оснований считать в настоящее время Слученкову О.Л. действующим депутатом Добромысловского сельского Совета депутатов не имеется.
18 декабря 2021 года с заявлением о прекращении полномочий депутата Добромысловского сельского Совета депутатов обратился Саади А.П.
Данное заявление Советом депутатов рассмотрено не было, а 19 января 2022 года Саади А.П. письменно отозвал заявление о прекращении его полномочий и в тот же день участвовал в работе комиссии Добромысловского сельского Совета депутатов по обследованию жилого помещения.
Доводы административного истца и ее представителя о том, что полномочия депутата Саади А.П. были прекращены по истечении 30 дней со дня подачи заявления о досрочном прекращении полномочий депутата, основаны на неверном толковании закона.
Учитывая, что заявление Саади А.П. о досрочном прекращении полномочий депутата было им отозвано, само по себе истечение указанного в части 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 тридцатидневного срока, для принятия представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата, в том числе по его собственному желанию, не может являться основанием для признания полномочий депутата прекращенными, поскольку принятие представительным органом местного самоуправления соответствующего решения является необходимой и обязательной, не зависящей от волеизъявления самого депутата или иных лиц, процедурой, предусмотренной законом.
Также судом отклоняются доводы административного истца и ее представителя о том, что Добромысловский сельский Совет депутатов фактически не осуществляет свои полномочия, не проводит сессии.
Само по себе не соблюдение Советом депутатов предусмотренной Уставом периодичности проведения заседаний, а также уклонение отдельных депутатов от участия в заседаниях, не свидетельствует о юридической неправомочности Добромысловского сельского Совета депутатов.
Учитывая, что Решениями от 29 апреля 2021 года № ЧС-17-р, ЧС-18-р досрочно прекращены полномочия двух депутатов, а также то, что прекращены полномочия депутата Слученковой О.Л., на момент рассмотрения дела в Добромысловском сельском Совете депутатов четыре из семи избранных депутатов осуществляют свои полномочия, что составляет более 50 процентов от числа избранных депутатов.
Таким образом, на момент разрешения заявленных требований Совет депутатов правомочен проводить заседания и рассматривать вопросы местного значения, не требующие для принятия решения квалифицированного большинства депутатов.
Статьей 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе уполномоченный законом орган назначает дополнительные выборы, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий (пункт 8).
В таком же порядке проводятся дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов (пункт 9 названной статьи).
Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат представительного органа муниципального образования не может быть избран на срок более одного года до окончания срока, на который был избран представительный орган муниципального образования соответствующего созыва (пункт 10 этой статьи).
Принимая во внимание, что состав Добромысловского сельского Совета депутатов может быть восполнен в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, суд полагает, что оснований для удовлетворения административного иска и признания неправомочным состава вышеуказанного Совета депутатов не имеется.
В этой связи суд полагает необходимым в удовлетворении административного иска отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 170-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Слученковой Ольги Леонидовны о признании неправомочным состава Добромысловского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 18 апреля 2022 года